Открой свой бизнес под известным брендом!
 

В России бум франшиз

Автор: Ирина Николаева
Дата публикации: 22.08.2012
Издание: Деловой Квартал (Ростов-на-Дону)

В России бум франшиз. В СМИ можно найти десятки предложений как от владельцев торговой марки, так и от брокеров. Ежегодно в Москве проходит выставка BuyBrand - парад самых активных франчайзеров.

Что стоит за заманчивыми предложениями купить налаженный бизнес и уже через год два получать прибыль?

В России, по подсчетам компании EMTG (основного организатора международной выставки BuyBrand), работают свыше 600 франчайзеров и более 22 тыс. франчайзинговых точек. Хотя относительно количества действующих франшиз мнения экспертов расходятся. «Поскольку в России понятие «франчайзинг» никак не закреплено, то единственным аналогом «франчайзинговых отношений» можно и нужно считать коммерческую концессию (гл. 54 Гражданского Кодекса РФ),— считает консультант по развитию бизнеса «Сабвей Раша Сервис Компани» АНДРЕЙ ПОПОВ.— Если к этому вопросу подходить ответственно, без популизма, и руководствоваться пусть несовершенным, но все же законом, то компаний, работающих по договорам коммерческой концессии, будет не больше 200. Компаний, заявляющих, что они «продают франшизу», наберется, наверное, и 900. Но большинство из них работают по договорам услуг, купли продажи, сервисным договорам, лицензионным соглашениям и т. д.».

Тем не менее, оценивая этот способ ведения бизнеса, большинство экспертов все таки ведут подсчет количества франшиз, исходя из фактически возникших отношений между владельцем бренда и покупателем франшизы.

Даже в кризис 2008 2009?гг. предприятия, работающие по франчайзингу (прежде всего в общепите), показали максимальную выживаемость и устойчивость. Директор компании EMTG ЕКАТЕРИНА СОЙАК приводит примеры: «В самый разгар кризиса за год компания Subway открыла 33 новых ресторана, «Инвитро»— более 60 франчайзинговых предприятий, бренд «Incanto» увеличил свою франчайзинговую сеть на 13 предприятий, «Шоколадница»— на 8. В совокупности эти франчайзеры еще и обеспечили работой более 1500 сотрудников».

Первопроходцы в России

Первым российским франчайзером считается ВЛАДИМИР ДОВГАНЬ, который в начале 90 х раскручивал бренды «Дока пицца» и «Дока хлеб». В период с 1990 по 1994?гг. Владимир Довгань запустил несколько десятков мини хлебопекарен и оборудования по производству пиццы и чипсов, франчайзинговая сеть насчитывала около тысячи пиццерий. Бренды «Дока пицца», «Дока хлеб»— это пример франчайзинга, основанного не просто на торговле торговой маркой, а на предоставлении оборудования, технологии производства.

Крах этой франчайзинговой сети, последовавший уже в 1995?г., был таким же стремительным, как и его старт. Имидж марки подорвали недобросовестные партнеры: франчайзи «Дока пиццы» стали выпускать товар с такими нарушениями рецептуры и технологии, что качество, а скоро и вся технологическая пирамида рухнули. В течение нескольких месяцев предприятие прекратило выпуск оборудования и фактически разорилось.

Зарубежные франчайзеры также активно проникали в Россию с начала 90 х— это Coca Cola, Baskin Robbins, Sbarro, Subway. Поддержка мировых брендов, налаженные технологии ведения бизнеса и уникальность продуктов позволили им быстро закрепить позиции на региональных рынках. Однако даже наличие сильного бренда и опыта ведения бизнеса не гарантирует франчайзеру, что развитие каждой конкретной точки будет успешным и прибыльным. В Екатеринбурге, к примеру, Baskin Robbins не смог сохранить формат отдельного кафе.

Кому нужен франчайзинг?

Выгоды франчайзинга, на первый взгляд, очевидны всем его участникам. Особенно в условиях России, с ее огромными расстояниями и сложной логистикой. Поэтому франчайзеры, которые, как правило, являются представителями среднего бизнеса, за счет этой модели значительно сокращают затраты.

По словам МИХАИЛА КАНДАУРОВА, эксперта в сфере построения ресторанного бизнеса, управляющего партнера компании «Мастерская концепций 2М», работа с известным брендом содержит очевидные плюсы: «Во первых, это использование бренда франчайзера и проверенной бизнес системы, которая где то уже доказала свою эффективность. Во вторых, снижены риски при входе в бизнес. Партнерам франчайзер оказывает всяческую поддержку и помогает решать множество проблем, которые характерны для начинающего бизнеса. Открываясь под уже известным брендом, франчайзи имеет круг лояльных бренду потребителей».

Но в такой, казалось бы, выгодной и удобной схеме есть и свои минусы. «Такой известный «плюс», как декларируемая франчайзером система специальных поставок для франчайзи зачастую оборачивается плюсом только для франчайзера,— продолжает г н Кандауров.— Ведь именно франчайзер, заключив федеральный контракт с каким либо производителем напитков или продуктов, берет на себя «нелегкое бремя» освоения маркетингового бюджета производителя. Или франчайзеру предлагается покупать оборудование и расходники, вплоть до посуды для питания персонала, только у авторизованных поставщиков. А эти поставщики могут вообще быть не на территории России».

Каждый начинающий франчайзи должен понимать, что франчайзинг— это постоянные затраты сверх оперативных расходов и необходимо помнить об этом, читая рекламные статьи франчайзеров.

Откуда берутся франшизы?

Рано или поздно любой успешный бизнес вынужден разрабатывать и принимать стратегические решения о дальнейшем развитии. И если открытие филиалов, подчиненных головному офису,— дело достаточно хлопотное и трудноуправляемое, то разработка франчайзинговой модели и передача прав на ведение бизнеса под имеющейся торговой маркой — менее рискованный вариант.

Все больше российских предприятий предлагают свои франшизы. Много франшиз— хороших и разных— появляется не только в Москве, но и в регионах. Так, в 2011г. лауреатом премии «Золотой Бренд» была признана франшиза «33 пингвина» из Томска. В Новосибирске была разработана информационно справочная система «Дубль ГИС», обувной бренд «Вестфалика», сеть ресторанов People’s.

В Екатеринбурге с 2011?г. работает ресторан американской кухни GRIZZLY BAR. Владелец ресторана ИГОРЬ ВЕШКУРЦЕВ специально стал работать над этой концепцией, чтобы внедрить подобный формат по всей России. «Первый бар GRIZZLY за несколько месяцев своей работы показал очень хороший рост— за год в баре побывало 140 тыс. посетителей, которые съели около 20 тыс. настоящих стейков, более 25 тыс. бургеров. Уже через полгода я смог организовать продажу нашей франшизы. В августе открывается первый GRIZZLY BAR в Казани. Ведутся переговоры с другими городами. При удачном раскладе, думаю, в следующем году GRIZZLY BAR и GRIZZLY DINER будут работать в Москве, Питере, Сургуте, Краснодаре», — планирует он.

АННА РОЖДЕСТВЕНСКАЯ, руководитель отдела продаж консалтинговой компании «Франкон», перечисляет необходимые факторы успеха франчайзера: «Если готовить бизнес для работы по франчайзингу, то, прежде всего, он должен быть доходным. В основу концепции должны быть положены конкурентоспособные товар или услуга, что то такое, чего нет у других (технология, товар, оборудование). Бизнес должен довольно легко поддаваться стандартизации и унификации— бессмысленно разрабатывать франшизу из того бизнеса, который основан на личных качествах и связях самого франчайзера. Важно также понимать, что быть франчайзером— это тоже работа, это фактически новое направление уже действующего бизнеса, которое требует отдельного внимания, сил, времени, человеческих и материальных ресурсов».

Сколько стоит франшиза

Традиционно экономика франчайзингового проекта строится на трех основных статьях расходов: паушальный взнос (собственно, стоимость лицензии на право заниматься данным видом деятельности), инвестиции в открытие предприятия (оборудование, товар, обучение персонала, подготовка помещения, аренда и т. д.) и регулярные роялти за пользование франшизой.

Но это еще не все: при расчете затрат на франшизу надо учитывать и такие статьи, как рекламный (маркетинговый) фонд, обязательное оборудование и материалы, которые нужно закупать только у авторизованных поставщиков. Хотя часто расходы на маркетинг франчайзер частично или полностью берет на себя.

Есть компании франчайзеры, которые сознательно отказываются от паушального взноса (например, салоны сотовой связи «МТС»), делая ставку на то, что доход от бизнеса будет идти в том числе за счет продажи фирменного товара и сервисов в каждой конкретной точке.

Уровень роялти также колеблется от 1 2% до 7 10%. В данном случае закономерность проста— чем известнее бренд, тем дороже франшиза.

Пример: открытие кофейни «Шоколадница» площадью 120 кв. м обойдется франчайзи минимум в 4,5 млн руб., из которых собственно стоимость франшизы— около 2 млн руб., остальное — затраты на оборудование и оформление. Ежемесячные роялти— 7%, планируемый срок окупаемости проекта— 18 36 мес.

«В общепите открыть небольшую точку по продаже фаст фуда в среднем стоит 4 5 млн руб.,— комментирует Михаил Кандауров.— Если же мы говорим об отдельно стоящем кафе или ресторане, то тут сумма будет уже свыше 8 10 млн руб.».

Самые недорогие франшизы— это, как правило, бизнесы из сферы услуг и мелкой розницы— продажа туров, образовательные услуги, финансовые услуги. Так, для открытия точки для оформления быстрых займов— «Деньги до зарплаты» понадобится 150 тыс. руб. паушального взноса и около 300 тыс. руб.— для организации предприятия. Франшиза киосков прессы «Хорошие новости» стоит от 30 тыс. руб., для закупки необходимого оборудования и товара понадобится еще порядка 400 тыс. руб.

Как обезопасить себя при выборе франшизы

Несмотря на все описанные выгоды у потенциального франчайзи есть риск приобрести так называемую «дутую» франшизу. То есть либо права на данную марку принадлежат совсем другому лицу, либо у действующего бизнеса пока не разработана модель работы по франчайзингу. По оценкам экспертов, среди всех предложенных франшиз 20%— «дутые».

Некоторое время назад через интернет магазины готовых бизнесов активно продвигался бренд «ZARAZARA», который, по словам продавцов,— та же испанская ZARA, только лучше. Продавец франшизы обещал хорошую окупаемость, прямые поставки одежды из Европы и полную поддержку. Но представители оригинальной ZARA достаточно быстро среагировали на нарушение авторских прав и публично объявили о своих эксклюзивных правах на этот бренд и пригрозили лже ZARA судебным разбирательством.

Обезопасить себя при покупке франшизы можно, следуя достаточно простым правилам. Некоторые расходы, которые при этом могут возникнуть, оправданны: все таки речь идет о судьбе будущего бизнеса.

Нужно получить копию свидетельства о регистрации товарного знака франчайзера. Ее отсутствие— это плохой сигнал. Проверить подлинность свидетельства и правообладателя можно на сайте Роспатента (www1.fips.ru). Поиск по номеру свидетельства бесплатный.

Если у обладателя торговой марки уже есть работающие франчайзи, то лучше проконсультироваться напрямую у них. «Хороший признак— это когда франчайзи открывают повторные точки и демонстрируют стабильный рост и хорошую окупаемость проекта»,— говорит НИНА СЕМИНА, генеральный директор компании «Франкон».

Необходимо тщательно изучить предлагаемую договорную схему. Нелишним будет отдать документы на экспертизу юристу, специализирующемуся в вопросах франчайзинга. Обратить внимание— предлагается ли заключение договора коммерческой концессии или это просто договор поставки товара?

Просите франчайзера раскрыть вам максимально полную информацию о параметрах сети: размер и территориальное распространение, число собственных точек, после скольких лет использования бизнес модели компания запустила франчайзинговую программу и т.д. Наличие собственных точек и присутствие франчайзера на рынке хотя бы в течение нескольких лет— безусловные плюсы.

Есть ли у российского франчайзинга свои отличия от общемировых практик?

«В самой основе франчайзинга заложено клонирование,— считает ОКСАНА СОЗИНОВА, руководитель профессионального портала о франчайзинге franshiza.ru.— Тем не менее, свои особенности у отечественного франчайзинга все таки есть. Наши франчайзеры не всегда заключают договор франчайзинга, особенно если можно обойтись договором поставки оборудования и товара. Отечественные франчайзеры не так рьяно борются за чистоту бренда, как их западные коллеги. Сейчас франчайзинг в моде, поэтому под это понятие относят все подряд— и вендинг, и дилерство, и дистрибуцию, и просто продажу бизнес идей. Тем не менее, среди российских предприятий есть достаточно сильные франчайзинговые проекты, которые даже продают свои франшизы за пределы России».

Российский онлайн сервис бронирования авиабилетов OneTwoTrip начал развитие по франчайзингу на зарубежных рынках. Уже работают партнерские точки в Украине и Азербайджане. Теперь проект будет распространяться в Швейцарию, Австрию и Германию. Сеть магазинов «Экспедиция» недавно открыла офис в Гонконге и в ближайшее время откроет офис в Лондоне. Сеть кофеен «Шоколадница» планирует покорить Юго Восточную Азию.

Статьи