подобрать
Все статьи

Россия стала мировым лидером франчайзинга

  • Автор: Сергей Воробьев
  • Дата публикации: 03 Ноябрь 2011
  • Издание: Финам.инфо


Разговоры о второй волне кризиса докатились до среднего бизнеса в сфере ЖКХ, ритейла и общественного питания.

Когда в 2009 году впервые за последние десять лет индекс физического объема оборота розничной торговли в целом по Российской Федерации, по данным Росстата, опустился ниже стопроцентной отметки и составил 95,1%, статистики получили негласное указание пересчитать цифры, чтобы не травмировать население. В 2010 году официальный торговый оборот увеличился всего на 6,3%, а за первые восемь месяцев 2011 года – на 5,8%. В 2008 году этот показатель вырос на 13%. Злые языки в Белом доме говорили мне, что данные по году впоследствии пересматривались в сторону увеличения.

Еще серьезнее оказался провал в сегменте общественного питания. В 2009 году объем рынка общественного питания, до кризиса увеличивавшийся ежегодно на 12-15%, сократился на 12,8% по сравнению с 2008 годом. С учетом несостоявшегося роста, наблюдаемого в 2005-2008 годах, падение рынка в 2009 году оценивается в 25-28%. В 2010 году рост рынка, по данным компании Euromonitor Internationa,l составил 8% в денежном выражении.

Совсем другую динамику демонстрируют франчайзинговые предприятия. В 2010 году продажи в сетевых предприятиях общественного питания в стоимостном выражении выросли на 17%. Количество сетевых заведений, практически стопроцентноых франчайзинговых, со II половины 2008 года по I квартал 2011 года увеличилось, по оценке РБК.research, на 822 точки, или на 14,8% по сравнению с докризисным уровнем. Компания Subway за 2010 год смогла увеличить число точек обслуживания на 104%, сеть McDonalds открыла 35 новых ресторанов по всей России.

Успешное развитие за последние годы продемонстрировали франчайзинговые сети, работающие не только в сегменте ежедневного спроса, но и занимающие ниши эксклюзивных предложений. Среди примеров: сеть кафе мороженых "Баскин Роббинс" (см. "франшиза кафе") и магазинов подарков "Экспедиция".

"Баскин Роббинс" продемонстрировал уникальную скорость развития сети. C начала 2009 года по октябрь 2011 в России и СНГ открылось 100 новых кафе "Баскин Роббинс". Общее число заведений выросло со 130 до 230 (увеличение на 77%). Только в текущем году компания открыла 48 франчайзинговых и 6 корпоративных кафе. За два года бренд компании появился еще в 13 новых региональных центрах, общее количество городов присутствия увеличилось с 68 до 81. Среди них: Новосибирск, Абакан, Грозный, Петрозаводск.

В сентябре в Москве на Новом Арбате открылось самое большое в Европе кафе "Баскин Роббинс", а всего в столице работают 53 кафе сети.

"Экспедиция" - сеть магазин товаров для приключений. Здесь продаются уникальные, нестандартные, веселые и практичные подарки. В РФ и СНГ сегодня насчитывается более 400 одноименных магазинов и несколько ресторанов полярной кухни. По словам директора "Экспедиции" по развитию Тараса Шарыги, в кризисный сезон 2008-2009 годов размер среднего чека в магазинах практически не изменился, потому что "люди хотят себя радовать всегда".

Сейчас компания начала франшизную экспансию за рубеж. В планах выход в те иностранные города, где велика доля эмигрантов из РФ. Франшизы "Экспедиции" покупаются в Турции, Великобритании, Италии, Франции, Америке. Часто люди, выезжающие из России на постоянное жительство в другие страны, покупают перед отъездом франшизы "Экспедиции", чтобы сразу открыть на новом месте перспективный бизнес.

Популярность франчайзингового бизнеса в России в периоды нестабильной экономики - общемировая тенденция. Согласно мировой статистике из всех вновь образованных предприятий 85% прекращают свою деятельность в течение первых пяти лет, а из фирм, созданных в рамках франчайзинга, – только 14%. Россия за последний год стала одним из мировых лидеров с точки зрения темпов роста франчайзинга. Так, количество занятых в этой сфере по итогам 2010 года составило 327,426 тысячи человек против 277,48 тысячи человек в 2009 году; число франчайзеров достигло 595 предприятий с 485 годом ранее, объектов франчайзинга – 28 044 тысячи с 20 731 тысячи в 2009 году. Процесс восстановления экономик ведущих стран мира после кризиса показывает растущий спрос на франчайзинговые модели бизнеса. Бизнес начинается с вывески, и средний класс предпочитает начинать свое дело под крылом уже сформированного бренда. При такой динамике к 2020 году количество занятых в сфере франчайзинга в РФ может возрасти до 1 миллиона человек, а доля франчайзинга в ВВП – до 5%.

Читайте также

В рамках CRM-проекта, построенной на платформе Terrasoft, информационная система компании «Микрофинансовые услуги» («Миладенежка») будет дополнена функционалом, позволяющим упростить взаимодействие с коллекторскими агентствами

Для большинства владельцев бизнеса рано или поздно наступает такой момент, когда они начинают задумываться о продаже.

В целом 2011 год представители компаний оценивают как продуктивный - непростой, но интересный.

Поздравляем! Сообщение отправлено!
Закрыть
Зарегистрироваться в каталоге Franshiza.ru