подобрать франшизу
Все статьи

Освобождение от НДС во франчайзинговой деятельности. Построение льготной налоговой модели

  • Автор: Левенсон Анна Самуиловна, Управляющий партнер Сибирской юридической компании, г. Новосибирск. Почетный аудитор СРО Ассоциация аудиторов "Содружество", юрист, налоговый консультант, аттестованный аудитор, внутренний аудитор
  • Издание: Franshiza.ru

Франчайзинговая модель ведения бизнеса набирает всё большую популярность в предпринимательских кругах благодаря ее привлекательности – получать доход от известного на рынке продукта/бренда куда проще, чем создавать, развивать и монетизировать что-то с нуля.

Государство отметило франчайзинг как растущий тренд и мультипликатор эффективного распространения бизнес-опыта и знаний, способствующий ускорению экономического роста. Действительно, ведь когда есть работающий вариант, который приносит пользу и выгоду всем – его надо поддерживать.

Так, в апреле 2022 года начали действовать очень значимые налоговые льготы – освобождение от НДС реализации прав на использование результатов интеллектуальной деятельности с помощью специального правового инструмента – договора коммерческой концессии.

Как применить льготу на НДС?

Простыми словами, для применения льготы налогоплательщику необходимо выделить в цене договора коммерческой концессии (ДКК) два вознаграждения:

  • за передачу и использование исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, в отношении которых возможно применить льготу (например, ноу-хау);
  • за передачу и использование исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, в отношении которых льгота неприменима (пр.: товарный знак, софт).

А, всё-таки, надо ли?

Для оценки полезности такой льготы важно понять ее эффективность. А налоговая эффективность – это действительная налоговая экономия за минусом расходов на внедрение и поддержание активности льготы в перспективе и оценка рисков использования такой льготы.

То есть, прежде чем задумываться о правовых и учетных мероприятиях, важно понять, будет ли игра стоить свеч: велика ли доля объектов, потенциально попадающих под льготу, в составе интеллектуальной собственности, участвующей во франчайзинговой деятельности? И вообще, как франчайзинговой компании определить, есть ли в ее деятельности факты передачи исключительных прав и прав на использование объектов интеллектуальной деятельности, в отношении которых может быть применена налоговая льгота?


Практика применения льготы: за сколько франчайзер продает, а франчайзи покупает?

Внедряя льготу, мы не раз наблюдали, как в процессе ответа на эти вопросы компании по-новому смотрели на содержание и ценность своего бизнеса. Ведь этот анализ по смыслу – инвентаризация создаваемых компанией "полезностей", которые фактически передаются франчайзи – то, за что франчайзи платят. 

Что наиболее ценно в комплексе передаваемых прав? Какие затраты несет франчайзер на создание, актуализацию и развитие передаваемых франчайзи "полезностей", в том числе трудозатрат и расходов на создание "полезности" для франчайзи.

Из опыта внедрения этой льготы можно сделать вывод, что в большинстве бизнесов, особенно малых и средних, наиболее ценным активом являются самые неочевидные, часто не оцененные должным образом, не фиксируемые в учете объекты интеллектуальной собственности – ноу-хау (секреты производства).

Именно эта группа активов в большинстве бизнесов и является той ценностью, которая создает возможность тиражирования бизнеса.

Это тот актив, при передаче и использовании прав на который, льгота может быть применена. Учитывая увеличившееся влияние НДС на общую налоговую нагрузку бизнеса в связи с налоговой реформой, интерес к этой льготе будет расти, в том числе и среди малых компаний.

Пошаговая схема при принятии решения о внедрении налоговой льготы:

1. Как мы уже указали выше, важной составляющей правильного анализа при ответе на вопросы "что?" и "за сколько?" является инвентаризация используемых во франчайзинговой деятельности объектов интеллектуальной собственности (ОИС) и ориентировочный расчет расходов на создание и поддержание того или иного актива. Это первый шаг на пути потенциального внедрения налоговой льготы, шаг, который даст нам представление о целесообразности такого внедрения.

Принятие к учету тех активов, которые ранее формально не капитализировались, с учетом современных стандартов бухгалтерского учета.

2. Обеспечение надежного обоснования появления пропорции между облагаемой и необлагаемой НДС частями выручки. Этот шаг крайне важен, т. к. любое налоговое преимущество должно быть обоснованным, защищаемым. Поэтому ключевая задача – поиск методики обоснования пропорции в целях исключения налогового риска недобросовестного применения налоговой льготы.

Важно:простое определение пропорции на базе статичных показателей, таких как оценка рыночной стоимости интеллектуальной собственности, либо иной аналогичный подход не решат задачу в полной мере.

3. Интеллектуальные активы скоротечны и изменчивы, соответственно, методика должна строиться на непрерывных данных учета активов в рамках безупречной учетной политики. Но универсального рецепта нет, решение всегда будет индивидуальным.

4. Определение вида нематериального актива и обеспечение надлежащей охраны. Особое внимание тем объектам, которые не имеют охранных документов. В частности, для ноу-хау это режим коммерческой тайны, для объектов авторского права – организация выверенных правовых отношений с авторами (авторами-работниками и внешними авторами).

Подведем итог. Компания готова применить льготу по НДС, если:

  • качественно учитывает объекты интеллектуальной собственности (ОИС), используемые во франчайзинге;
  • организовала надлежащую охрану ОИС;
  • выбрала и внедрила надежную методику определения пропорции при формировании паушального взноса или платежа роялти для целей применения налоговой льготы;
  • пересмотрела договор коммерческой концессии с целью внедрения налоговой льготы.

Читайте также

Одежная сеть Finn Flare готовится к очередному кризису

Детский городок развлечений Kidzania не будет открыт в "Крокус Экспо". Освободившуюся площадку займет цирк Du Soleil и шоу братьев Запашных

Пять лет назад Алексей и Наталья путешествовали по Европе и обнаружили в Бельгии магазин французской марки Comptoir de Famille («Семейная лавка»). С этого все и началось...

Поздравляем! Сообщение отправлено!
Закрыть
Зарегистрироваться в каталоге Franshiza.ru