Интервью с директором по франчайзингу компании "РосБизнесРесурс"
10 золотых правил франчайзинга.
- Автор: Вадим Максименко,менеджер по франчайзингу РБР
- Издание: Franshiza.ru
Франчайзинг, как современная форма предпринимательства, стал популярен в России в последние 10-15 лет. Предприниматели покупают франшизы во многом потому, что франчайзинг позволяет открыть свой бизнес с минимальными рисками: как известно, из 100 открывшихся по франчайзингу предприятий, успешно работают около 90. Эти цифры в разы отличаются от обычных предприятий, открытых без помощи "старшего брата". Доля закрывшихся самостоятельных организаций в сфере малого бизнеса по данным всемирного банка составляет более 95%. Модный нынче start up через год недосчитывается 85% из всех открытых предприятий.
Мы проанализировали рынок франчайзинга, собственный опыт и опыт наших франчайзи, чтобы вывести 10 золотых правил, руководствуясь которыми вы сможете застраховать себя от неверного выбора при покупке франшизы.
1. Готовьтесь работать, а не отдыхать.
Сама концепция франчайзинга предполагает опеку начинающего предпринимателя, купившего франшизу. Безусловно, успех предприятия открытого по франчайзингу во многом зависит от головной фирмы, ее опыта и умения работать в различных регионах, однако вы все еще остаетесь главной составляющей вашего бизнеса. Хороший франчайзер подобен университетскому преподавателю. Он укажет Вам направление и поможет решить все возникающие вопросы, но он не сделает вашу работу за вас. Франчайзеров, которые уверяют вас, что бизнес будет работать сам, стоит вам только внести деньги на их счет, можно назвать сомнительными.
2. Исследуйте рынок.
Россия – самая большая страна в мире, и население регионов отличается своими привычками, особенностями и экономическим благосостоянием. Прежде чем делать выбор в пользу какой-то определенной франшизы исследуйте местный рынок. Ответить на вопрос, востребованы ли определенные товары или услуги в данном регионе помогут онлайн-сервисы оценки пользовательского интереса. Для анализа рынка необходимо проверить не менее 500 поисковых запросов. С помощью такого механизма можно узнать, как часто люди ищут определенный товар или услугу в вашем регионе. Кроме того, узнайте, кто может стать вашим конкурентом. Важно не бояться конкуренции, если рынок насыщен компаниями-конкурентами, значит, на нем есть деньги, товары или услуги востребованы, а вы придете на рынок с именем известного и хорошо зарекомендовавшего себя франчайзера.
3. Узнайте, как вы будете получать клиентов.
Покупая франшизу, вы приобретаете в пользование бренд, популярность которого различна на разных территориях. Не уделяя должного внимания рекламе, продвижению и маркетингу, вы не получите клиентов. Уточните у франчайзера, как вы будете получать клиентов. Если франчайзер предлагает внедрять контекстную рекламу в интернете, важно понимать, что рекламные бюджеты на первых порах прямо пропорциональны количеству привлеченных клиентов. Не нужно бояться вкладывать в рекламу, она поможет запустить ваш бизнес и разогнать его, привлекая новых клиентов, часть из которых превратиться в постоянных клиентов.
4. Изучите франчайзера.
Все франчайзеры делятся на два типа: те, которые хотят расширить свой бизнес на новых территориях и те, которые хотят получить быстрые деньги от продажи франшизы. Как правило, отличить серьезного франчайзера от недобросовестного не так сложно. Обратите внимание на список клиентов компании. Наличие портфолио и рекомендаций от именитых отечественных и западных компаний будет являться положительным фактором. Кроме этого, узнайте, сколько филиалов открылось и закрылось за последние годы. Обратите внимание на специализацию головной компании. Если помимо услуг для бизнеса, франчайзер развивает направление общественного питания – это повод задуматься.
5. Обратите внимание на сайт компании франчайзера.
В первую очередь необходимо узнать, когда был создан сайт. Проверить возраст сайта и дату регистрации домена легко: достаточно ввести в поисковике соответствующий запрос и перейти на специализированные сайты. Оцените, насколько легко оставить заявку на продукты или услуги, ведь вы получите права на использование сайта для привлечения клиентов. Хорошим моментом является наличие отдельных сайтов под различные направления бизнеса, такой подход позволит добиться больших результатов от использования контекстной рекламы.
6. Узнайте, что входит в пакет франшизы.
Франчайзинг предполагает передачу в аренду товарного знака, особенностей и секретов ведения бизнеса. Головные компании всегда наполняют франчайзинговые пакеты по-разному, а дополнительные услуги могут требовать отдельных вложений. В пакет хорошего франчайзи, как правило, входит бизнес-бук, документы и маркетинговая информация необходимая для работы, технологии привлечения клиентов и продаж, автоматизированная система по ведению бизнеса, разработка рекламных кампаний и неограниченная поддержка.
7. Уточните региональный охват франшизы.
Начинающему предпринимателю важно понимать, какую франшизу он приобретает. Если за 10 лет существования франшизы открыто всего 10-15 регионов – это повод задуматься. Чаще встречается обратная ситуация, когда франшизы растут ударными темпами: за полгода работы некоторые компании умудряются продать десятки франшиз, что также не сулит новому франчайзи ничего хорошего. В любом деле важен здравый и рациональный подход, отдавайте предпочтение тем франшизам, которые растут постепенно, адекватно росту рынка.
8. Познакомьтесь с командой поддержки.
При покупке франшизы обучение проводят руководители организации, либо отдела франчайзинга. Однако, во время работы вы будете общаться непосредственно с отделом поддержки. Познакомьтесь с сотрудниками поддержки и узнайте об их опыте. Если такого отдела нет – это повод задуматься о резонности выбора такой франшизы. Наконец, узнайте, есть ли ограничения по поддержке, некоторые франчайзеры предоставляют бесплатную поддержку в течение ограниченного периода времени.
9. Расспрашивайте франчайзера о его ошибках.
Не ошибается тот, кто ничего не делает. Компания, запустившая собственную франшизу, несомненно, столкнулась со многими трудностями, прежде чем прийти к успеху. Если франчайзер добросовестный, он поделиться с вами этими ошибками, расскажет все тонкости и нюансы работы, укажет те места, на которые необходимо обратить внимание. Эта информация будет очень ценной на пути к построению своего бизнеса.
10. Застрахуйте себя от кризиса.
Покупка бизнеса по франшизе – это способ избежать большой доли предпринимательских рисков. Однако текущее состояние экономики и валютные колебания оставляют свой депрессивный след даже на рынке франчайзинга. Если вы хотите сократить риски – рассматривайте франшизы из сферы услуг, а не товарные франшизы. Рынок услуг в меньшей степени завязан на курс валют и общую экономическую ситуацию в стране, а типичные проблемы товарных франшиз, связанные с закупкой, хранением и сбытом товара, вы обойдете стороной.
Запуск собственного бизнеса – непростое дело. Франчайзинг сможет облегчить ваш труд и гарантировать результаты, однако и здесь есть свои подводные камни. При выборе франшизы будьте внимательны и аккуратны, не рассчитывайте передать все заботы в руки управленцев, ведь вы главный в своем бизнесе. Если вы ищете надежного партнера с деловой репутацией, который умеет вести дела и готов поделиться знаниями, обратите внимание на франшизу компании "РосБизнесРесурс". Мы поможем вам добиться успеха.
Читайте также
Каждый день нам поступают различные вопросы от потенциальных франчайзи. В этой статье мы ответим на наиболее часто задаваемые вопросы
В современной экономике человеческие ресурсы играют важную роль. Кризис заставляет компании разумно подходить к своим тратам и оптимизировать издержки, используя наиболее эффективные рыночные механизмы. Одним из таких антикризисных механизмов является аутсорсинг.