Открой свой бизнес под известным брендом!

5 шагов покупки франшизы

Памятка покупателю франшизы

Во франчайзинге меньше свободы, чем в обычном предпринимательстве и франчайзи может улучшать свою франшизу только путем тщательного соблюдения инструкций франчайзера, а значит он (франчайзи) полностью зависит от профессионализма франчайзера и его способности развивать и улучшать бизнес-конструкцию (франшизу).

Не всем предпринимателям подходит франчайзинг. Существует категория людей, для которых предпринимательство по франчайзингу противопоказано из-за того, что они предпочитают самостоятельное принятие решений, болезненно воспринимают контроль над своей деятельностью, без внимания относятся к требованиям, советам и указаниям своего "старшего" партнера, что, как правило, противоречит самой концепции франчайзинга.
Важно понимать и помнить, что франчайзи – это не просто владелец предприятия малого бизнеса, франчайзи – это в первую очередь предприниматель-лайт, он должен быть способен воспринимать советы, обучение, и быть КОМАНДНЫМ ИГРОКОМ.

Итак, если Вы нашли в себе все необходимые качества для успешной работы как франчайзи, приступаем к выбору франшизы!

Шаг №1. Анализируем рынок и каталог франшиз

Первое, что необходимо сделать – это определиться со сферой деятельности.

У каждой бизнес-сферы есть свои достоинства и недостатки. Так предприятие, оказывающее услуги, можно открыть с наименьшими затратами, однако в этом бизнесе успех будет на 80% зависеть от Вашего наемного персонала.

В розничной торговле благодаря узнаваемому бренду бизнес может быстро окупиться, но успех напрямую зависит от удачного месторасположения торговой точки и конкурентоспособных цены и качества товара компании-франчайзера, опять же часто существует проблема с остатками (см. "франшиза магазина одежды").

Предприятия общественного питания востребованы всегда – чувство голода мы испытываем каждый день, однако в этом бизнесе очень многое зависит от бренда, концепции, поставщиков, технологий приготовления блюд, поддержки франчайзера. Успех франчайзингового предприятия в общественном питании, как правило, на 70% зависит от надежности и профессионализма франчайзера и на 20% от Вашей исполнительности и способности четко соблюдать инструкции (см. "франшиза быстрого питания").

Взвесив все за и против, и определившись со сферой деятельности, которая наиболее Вам подходит, изучите потребности Вашего региона, в каких направлениях предложение превышает спрос, где спрос практически не удовлетворен и есть возможности для роста и развития Вашего будущего бизнеса.
Дальше открываем САМЫЙ ПОЛНЫЙ КАТАЛОГ ФРАНШИЗ и подбираем подходящий проект. Выделите несколько предложений в нужной Вам сфере и в искомой категории инвестиций, договоритесь о встрече с представителем франчайзера и переходите к следующему шагу.

Шаг №2. Общаемся с франчайзером и его франчайзи

Для принятия правильного решения нужно получить полную информацию о каждой выбранной Вами франшизе. В связи с этим при выборе франшизы важно обратить внимание на следующую информацию, которую должен предоставить франчайзер:

  1. История развития бренда.
  2. Положительный и отрицательный опыт развития франчайзинговый сети.
  3. Данные об интеллектуальной собственности, право пользования которой передается франчайзи, а также размер территории на который оно действует.
  4. Выплаты по франшизе (первоначальный взнос, периодические выплаты, рекламные отчисления).
  5. Инвестиции во франшизное предприятие.
  6. Требования к месторасположению предприятия.
  7. Поддержка от франчайзера на этапе открытия и функционирования предприятия.
  8. Условия поставки продукции.
  9. Содержание франчайзингового пакета и что входит в обучение персонала франчайзи.
  10. Каковы требования к партнерам и как осуществляется контроль франчайзинговых предприятий.

А также запросите у франчайзера координаты действующих франчайзи (опытный франчайзер всегда предоставит Вам такие данные). Задайте действующему франчайзи следующий ряд вопросов:

  • доволен ли он своим бизнесом?
  • доволен ли он поддержкой, которую ему оказывает франчайзер?
  • рекомендует ли он купить эту франшизу?
  • оправдались ли его ожидания по прибыльности?
  • каковы положительные и отрицательные моменты работы с франчайзером?
  • регулярно ли осуществляется поставка товара?

Очень настороженно нужно отнестись к франчайзерам, которые не предоставят потенциальному инвестору возможность такого общения, аргументируя это ментальностью российских предпринимателей и закрытостью информации.

Шаг№3. Подключаем юриста и специалиста

Выбор одной франшизы из нескольких десятков похожих предложений – дело, мягко скажем, нелегкое, и поэтому следующий шаг – получить консультацию у специалиста по франчайзингу. В консалтинговой компании Вам смогут помочь принять взвешенное и обдуманное решение, оценят соотношение объема необходимых инвестиций для открытия предприятия по франшизе и уровень поддержки, оказываемой франчайзером, а также здесь Вас смогут предостеречь от покупки заведомо убыточных и лже-франшиз.

Дальше – знакомимся с документами франчайзера.

Рекомендуем обратить внимание на следующие юридические вопросы - зарегистрирован ли товарный знак (знак обслуживания), т.е. есть ли у франчайзера необходимые юридические права на товарный знак, и может ли он их передать франчайзи. На какую территорию зарегистрирован товарный знак?

Запросите договор франчайзинга и обсудите его условия с юристом, желательно, имеющим практику работы с франчайзингом. Особое внимание обратите на обязательства франчайзера по обучению Вашего персонала, по поддержке Вашего бизнеса в процессе его создания и функционирования. Важными пунктами также являются расторжение и возможность продления договора.

Шаг №4. Оценка финансовых возможностей

Франчайзи в первую очередь должен обладать достаточным собственным капиталом для открытия предприятия по франшизе.

Имейте ввиду, что к заявленным инвестициям на открытие франчайзингового предприятия у Вас должно быть дополнительно не менее 30% от общей суммы инвестирования в качестве финансового запаса. Помните, что в заявленные инвестиции по франшизе, как правило, не входят расходы на аренду, персонал, открытие юридического лица и др.

Нужно также учесть, что у франчайзингового предприятия, как и у любого другого старт-апа, существует период становления и развития. Это особенно важно сейчас, когда многие инвесторы привлекают к финансированию банковские кредиты и заемные средства.

Шаг №5. Подбираем помещение

К подбору помещения нужно подойти так же серьезно, как и к выбору самой франшизы. В зависимости от выбранной сферы деятельности, Вам нужно будет найти хорошее помещение в торговом центре или в отдельно стоящем здании, офис в бизнес-центре, удобные подъездные пути или месторасположение на пересечении людских потоков и т.д.

Помните, что в первую очередь франчайзер сможет и должен помочь Вам в оценке помещения, ведь кто, как не он знает, какое именно расположение будет служить успешному развитию Вашего предприятия, а какое может привести к краху на самых ранних этапах построения бизнеса.

Все франчайзеры заинтересованы в успешном функционировании франшизных предприятий, ведь каждая закрывшаяся франшиза бросает тень на всю сеть и дискредитирует репутацию бренда! Так что больше общайтесь с франчайзером, плохого он Вам не посоветует.