У американской сети закусочных Nathan`s Famous, специализирующейся на продаже хот-догов, появился новый партнер в России и СНГ.
Бюджет на франчайзинг освоен?
- Автор: Юлия Амочаева
- Издание: Татцентр.ру
Бюджет республиканской программы поддержки малого бизнеса на развитие по франчайзингу достался 13 предпринимателям Татарстана. Минэкономики и победители возлагают на нее большие надежды. В свою очередь, федеральные эксперты опасаются роста волны разочаровавшихся во франчайзинге предпринимателей и считают региональные программы, мягко говоря, недоработанными.
В Центре поддержки предпринимательства (ЦПП) состоялось первое и, как выяснилось, последнее заседание конкурсной комиссии по предоставлению субсидий в рамках программы "Татфраншиза".
Разыграли субсидии быстро. "Татфраншиза" стартовала 28 ноября, - в ЦПП был издан специальный приказ, устанавливающий порядок отбора претендентов на участие в программе. Заявки от них принимали до 12 декабря, а уже 18 декабря семь членов конкурсной комиссии во главе с замминистра экономики РТ, начальником департамента поддержки предпринимательства Рустемом Сибгатуллиным и руководителем регионального ЦПП Артемом Наумовым определили победителей.
Фонд программы в 2013 году был предусмотрен в размере 3,8 млн рублей. Деньги освоены. Всего на конкурс было подано 23 заявки на 6,5 млн рублей, из них были рассмотрены конкурсной комиссией 19 заявок на общую сумму 5,3 млн рублей. В итоге субсидии будут предоставлены 13 предпринимателям", - рассказал корреспонденту TatCenter Артем Наумов.
В числе победителей 50/50 республиканских ООО и ИП: 9 предприятий зарегистрированы в Казани, по одному из Набережных Челнов и Нижнекамска, еще по одному - представители Пестречинского и Муслюмовского районов Татарстана. Направления бизнеса различны: от производства национальных сладостей до бутик-отеля.
"Общая сумма выделяемых им субсидий составит 3,680 млн рублей, - рассказал Наумов. - Для двух предприятий из числа отобранных размер субсидий составит по 190 тысяч рублей каждому, для остальных - по 300 тысяч рублей. Кроме того, часть денег было решено направить на проведение семинаров для потенциальных франчайзи. Мы запланировали на первый квартал 2014 года проведение 21 семинара. Они нацелены на предпринимателей Татарстана, которые могли бы разработанные за счет программы франшизы купить".
Предметом субсидии в программе выступает франшизный пакет, который необходим для старта продаж франшизы татарстанского предприятия на территории РТ и РФ. Изначально предполагалось, что бюджет программы составит 8-10 млн рублей. Однако к моменту запуска объем финансирования существенно сократился.
"Бюджет программы уменьшился в процессе долгого согласования. Кроме того, федеральный центр решил, что 10 млн - сумма слишком крутая для старта", - пояснил Наумов.
Интересно и то, что разрабатывать франшизы победителям, вероятно, будет лишь одна компания. По крайней мере, несколько опрошенных порталом TatCenter победителей назвали одну и ту же компанию. К слову, эта же компания выступала организатором летней ярмарки франшиз, на которой присутствовали Сибгатуллин и Наумов, и где программа впервые была представлена общественности.
"Я пока не видел список победителей, и сказать про них ничего не могу. Да, разрабатывать франчайзинговые предложения для этих компаний, скорее всего, будем мы", - прокомментировал итоги конкурса представитель компании Павел Леонтьев.
Отметим, что в Татарстане, как, впрочем, и в других российских регионах, разработчиков качественного франчайзингового предложения, мягко говоря, не хватает.
"То, что сейчас происходит в российских регионах в отношении темы франчайзинга - бестолковая суета, которая ни к чему хорошему не приведет. Более того, она опасна, - прямолинейно заявила в беседе с корреспондентом член совета директоров Российской Ассоциации Франчайзинга, гендиректор компании EMTG (организатор крупнейшей в РФ выставки по франчайзингу BuyBrand) Екатерина Сойак. - В Татарстане нет практически ни одной компании, которая может разработать качественное франчайзинговое предложение. В лучшем случае, заказчик получит типовой договор концесии или шаблонное лицензионное соглашение. В худшем - может нарваться на мошенников, а когда поймет, что концепция не работает, разочаруется во франчайзинге. Ситуация характерна для страны в целом. Татарстан не единственный регион, которые сейчас "пробует" франчайзинг: разрабатываются программы, выделяются субсидии... Я не исключаю и опасаюсь волны недовольных предпринимателей именно из регионов".
Екатерина Сойак подчеркивает, что создание качественного франчайзингового предложения - процесс трудоемкий и небыстрый.
"Это может занимать по полгода и больше. Расценки стартуют от 700 тысяч и порой доходят до 3 млн рублей. Вы поймите, что покупая франшизу, предприниматель покупает, в том числе, и технологию ведения бизнеса, которая отрабатывается только с опытом, с годами. Не все крупные федеральные компании могут работать по франчайзингу. Что уж говорить об ИП и мелких ООО, существующих на рынке ну год, ну пусть даже два. В рамках города или республики они могут быть вполне успешными. Но большинство региональных программ поддержки МСБ на развитие по франчайзингу, к сожалению, утопия. Предпринимателям, как минимум, необходимо быть готовыми к самостоятельному, дополнительному финансированию проекта".
Чуть менее агрессивные суммы разработки называет генеральный директор компании "ФРАНКОН" Нина Семина:
"Стоимость разработки зависит от особенностей бизнеса, от количества бизнес-процессов, которые необходимо описать в Пособии по управлению бизнесом, от сложности договорной конструкции с франчайзи и др. Объем работы и стоимость, как правило, отличаются в различных сферах ведения бизнеса: общественное питание, сфера услуг, розничная торговля. Стоимость разработки зависит от "подготовленности" компании – наличия и качества документов, регламентов для действующих предприятий, которые, впоследствии будут основой для разработки франшизного пакета".
В любом случае, любая франшиза – это индивидуальная работа консультанта. То, что подходит одной компании, невозможно копировать, создавая франшизу другой компании, даже очень похожего бизнеса.
"В среднем, стоимость разработки 300-400 тысяч", - говорит Нина Семина и добавляет, что размер субсидии, которую получат татарстанские предприниматели, в целом, может помочь разработать франшизу.
Проблему эксперт видит, скорее не в стоимости разработки, а в требованиях, которые предъявляют в Минэкономики РТ при субсидировании.
"Компания должна существовать не менее 6 месяцев? Разработка франшизного пакета происходит на базе "пилотного" предприятия, то есть успешного, существующего бизнеса. Можно ли за 6 месяцев существования бизнеса утверждать, что он будет успешен и дальше и положительный опыт можно передавать франчайзи? Однозначно нет".
При этом Нина Семина поясняет, что разработчики, как правило, работают с уже действительно проверенными временем бизнесами, которые вышли на точку безубыточности, в которых уже отточены бизнес-процессы, понятны сезонные изменения спроса на продукцию (услуги). "Тогда можно действительно говорить об успешности франшизы и о передаче положительного опыта, а не "клонировании" ошибок", - подчеркивает эксперт.
Возвращаясь к дополнительным расходам, отметим, что некоторые победители к допфинансированию из своего кармана, вероятно, будут готовы (в числе победителей есть и компании, давно существующие на рынке с развитой филиальной сетью, прим. автора), некоторые - нет.
"Как бы там ни было, мы очень рады, что наши начинания поддерживаются в республике. Думаю, субсидии хватит на разработку программы. Но мы, в целом, готовы к последующей доработке франчайзингового предложения, если такое потребуется, за свой счет, и к расходам на продвижение франшизы", - заявил коммерческий директор ООО "Тамле" (один из победителей конкурса - прим. автора) Эдуард Биктагиров.
Читайте также
Сегодня рынок франчайзинга в России предлагает готовый бизнес на любой вкус. В "Персональном решении" рассказали о 5 признаках ненадежной франшизы, чтобы помочь избежать ошибок и лишних трат.
Lady Stretch поделились своим чек-листом, который позволит понять: нужно ли прямо сейчас вам запускать рекламу.