Компания добилась хороших результатов, несмотря на пандемию
Из управляющего магазина во владельца франшизы
- Издание: Franshiza.ru
На протяжении долгого времени в Омске работал собственный розничный магазин сети "Стильпарк", в котором Любовь Хисамутинова была управляющей. В начале 2020 года компания объявила о его закрытии, потому что сеть активно трансформировалась по франчайзингу. Именно тогда Любовь задумалась о франшизе.
- Почему Вы решили развивать бизнес по франшизе?
- Я начала работу в магазине белья и колготок "Стильпарк" в 2010 году с позиции администратора. Спустя недолгое время стала управляющей. За этот период я получила колоссальный опыт в розничном бизнесе и сильно выросла профессионально - знаю ассортимент, всю структуру операционной деятельности, умею управлять персоналом. Мне очень нравится бельевой сегмент, и, в общем целом, своей работой я была довольна.
Поэтому новость о закрытии магазина несколько выбила меня из колеи. На тот момент мне было больше 40 лет, и я объективно понимала, что вряд ли смогу найти работу в Омске, вакансий здесь не так много. Тщательно взвесив все за и против, я решила открыть франчайзинговый магазин.
- Были ли какие-то сложности в процессе подготовки к открытию или переговоров с франчайзером?
- Так как я отлично знала компанию, сегмент и специфику бизнеса, у меня к франчайзеру не было практически никаких вопросов. Мне подошли условия – отсутствие паушального взноса, низкий роялти в 1%, сроки окупаемости проекта, поэтому я просто запросила документы и подписала их. Каких-то длительных переговоров мы не вели.
- У Вас был в распоряжении требуемый объем инвестиций?
- Такой суммы у меня не было, чтобы привлечь средства обратилась в банк и взяла кредит. В тот момент я думала, что, если получу отказ, значит не суждено заниматься бизнесом. Кредит одобрили.
- Сколько времени заняла подготовка к открытию?
- В моем случае все происходило довольно быстро. Мы подписали документы, выбрали новый торговый центр, успели начать ремонт в помещении. Кроме того, я договорилась с франчайзером о том, что использую оборудование из их собственного магазина – напольное, пристенное, технику. Это позволило уменьшить объем инвестиций в проект и сэкономить. И как раз в тот самый момент, когда я собиралась перевозить все это из старого магазина в новый, произошло то, чего не ждал абсолютно никто – пандемия, а вместе с ней и режим самоизоляции. Все работы, естественно, пришлось остановить.
- Как пандемия и введенные в связи с ней ограничения повлияли на Ваш бизнес?
- Мне скорее повезло, что вся эта ситуация произошла именно в марте. На тот момент я еще не оформила аренду помещения и не наняла персонал, поэтому убытков у меня не было.
4 июня в Омске отменили большую часть ограничений для бизнеса, и мы с франчайзером сразу вернулись к подготовке открытия, а уже 26 июня магазин встречал первых покупателей.
- Как прошли первые месяцы работы магазина? Наблюдался ли всплеск спроса, или, наоборот спад?
- Первое время было довольно сложно. Сам факт отмены ограничений не привел покупателей в магазины – многие успели перестроиться на онлайн, многие продолжали опасаться людных мест, и поэтому торговые центры обходили стороной в первую очередь. К концу месяца трафик начал постепенно расти. При этом дать объективную оценку и проанализировать посещаемость магазина и торгового центра до / после я не могу, так как мой "Стильпарк" открылся в этой локации уже после локдауна. И как ситуация обстояла раньше я могу только представить. Коллеги из других магазинов считают, что до пандемии людей в торговом центре было больше.
Я думаю, что со временем всё вернётся в прежнее русло, сейчас же необходимо максимально адаптироваться к текущей ситуации.
- Можете привести небольшой пример?
- Да, конечно. Многие знают, что лето – это пора отпусков, поэтому бельевые магазины стараются в этот период максимально разнообразить ассортимент купальников и пляжных аксессуаров. В этом году из Омска отменены практически все международные вылеты, никаких курортов и морей, а значит, нет спроса на купальники. В случае со "Стильпарком" это можно компенсировать за счет других групп товаров – корсетного и поясного нижнего белья, легких носков, подследников, чулок, одежды для дома и сна. Конечно, хочется, чтобы выручка была больше, но здесь просто нужно подождать, когда всё немного стабилизируется.
- Возникают ли сложности в процессе операционной работы магазина? Как часто необходимо консультироваться с франчайзером?
- В моем случае сложностей нет практически никаких. За 10 лет работы в компании я всё изучила от и до, система отлично структурирована и имеет понятный алгоритм работы. Поэтому в рамках повседневной работы вопросов практически нет.
С франчайзером я в основном коммуницирую по поводу показателей, их отслеживаю не только я, но и сотрудники компании, и, если вдруг какие-то данные идут на спад, или мы понимаем, что можем работать эффективнее, франчайзер практически сразу предлагает решение. Это может быть акция, разработанная специально для моего магазина, запуск таргетированной рекламы с каким-то специальным предложением, подключение блогеров к продвижению магазина – инструменты самые разные. Так, например, в качестве эксперимента мы на месяц запустили акцию с прогрессирующей скидкой, которая сработала настолько позитивно, что ее было решено внедрить на постоянной основе.
- Изменилось ли как-то Ваше отношение к бизнесу с появлением франчайзинга?
- Я не могу сказать, что произошли какие-то глобальные изменения, потому что даже будучи наемным сотрудником я старалась работать так, как будто это мой собственный бизнес. Конечно, сейчас стало в разы больше финансовой ответственности – аренда, заработная плата, налоги. За все это теперь отвечаю я.
- Оправдывает ли магазин ожидания?
- В общем целом да. Возможно здесь играет важную роль и мой десятилетний опыт работы в бельевой сфере, потому что у меня нет синдрома завышенных ожиданий, я четко понимаю на какие показатели могу рассчитывать в тот или иной период времени. Конечно, всегда есть куда стремиться и надо чем работать.
- Есть ли у Вас виденье того, как будет выглядеть Ваш бизнес через год или пять лет? Что будет приоритетным?
- В современных реалиях сложно что-либо загадывать. Как показывает практика, уже завтра может случиться нечто неожиданное и совершенно непредсказуемое. Но это не повод отказываться от планирования. Мне очень хотелось бы открыть еще один магазин в Омске. Исходя из моего опыта – сотрудники всё же должны быть в пределах личной досягаемости, чтобы можно было за день объехать все магазины, проконтролировать работу, пообщаться с ними лично. Работа будет налажена гораздо лучше, если руководитель рядом.
- Что Вы бы порекомендовали тем, кто только собирается начать поиск франшизы? Стоит ли делать выбор в пользу этой бизнес-системы, или лучше остановиться на собственном бизнесе?
Я бы рекомендовала франшизу. Особенно в том случае, если ранее не приходилось сталкиваться ни с бизнесом, ни с розничной торговлей. Здесь понятный алгоритм всех рабочих процессов, проверенная на практике бизнес-модель, всё выверено и работает как часы. Франшиза исключает неоправданный риск и необходимость набивать собственные "шишки". Это передача эффективного опыта. Еще один фактор за, франшиза – это выгодно. У компании свои проверенные поставщики, налажена логистика, свое программное обеспечение, сильная техническая поддержка, маркетинг и многое другое. На мой взгляд это очень сильно упрощает жизнь.
- А на что следует обращать внимание при выборе франшизы в первую очередь?
- Во-первых, компания должна быть на рынке долго, иначе доверия не будет. Узнаваемый бренд, хорошая репутация, сложившаяся клиентская база – всё это факторы, которые важны для успешной работы бизнеса. И если компания открыта, честна и надежна – сотрудничество точно будет взаимовыгодным.
Благодарим Любовь Хисамутинову за отзыв о франшизе "Стильпарк".
Подробнее - франшиза "Стильпарк"
Читайте также
Как блогеры открывают свой магазин "Стильпарк"?
Управляющая компания "Стильпарк" взяла интервью у своего франчайзи Александра Шабанова из города Коломна