В большинстве случаев открытие полноценного фитнес-клуба требует больших вложений в ремонт и покупку оборудования. Исключение — небольшие проекты с автоматизированным доступом XFIT Point. Мы расспросили владельца такого клуба Роберта Хачатурова об опыте работы под франшизой спустя восемь месяцев после запуска и делимся его историей.
"Новая кровь для российского франчайзинга!"
- Автор: Евгения Мурзина
- Издание: Вслух.ру
Третий всероссийский форум по франчайзингу в Тюмени собрал более трехсот участников. Форум отличился не только своей масштабностью, но и выходом на рынок франчайзинга местных брендов. Станет ли форум тюменским Buy Brand, кто из региональных брендов дорос до франчайзинга, с какими проблемами сталкиваются франчайзеры – эти и другие вопросы мы обсудили с начальником управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области Андреем Пантелеевым.
– Андрей Вадимович, расскажите, как пришла идея провести такой форум?
– Когда мы с Сергеем Анатольевичем (Дегтярем, замгубернатора Тюменской области. – Прим. ред.) задумались, как, собственно, активизировать развитие торговли и общественного питания, особых инструментов господдержки мы не нашли. Тогда мы начали искать такие инструменты в бизнесе и заметили, что как только в отрасль заходило какое-то федеральное предприятие, вся отрасль, до этого проседающая, начинала подтягиваться.
Конкуренция, безусловно, дело правильное, но если в регионе работает «дочка» компании из другой области, основная часть прибыли всегда уходит туда. Франчайзи же ежемесячно платит роялти, но основная доля прибыли остается здесь. Благодаря этому регион и продолжает развиваться: строятся новые заведения, открываются новые объекты и так далее.
В итоге мы выбрали франчайзинг в качестве инструмента быстрого качественного и количественного роста тюменских предприятий, это потом уже пришла идея развития собственных региональных франшиз. Первый форум стал ознакомительным, второй прошел более продуктивно (в 2010 году в Тюмени состоялась конференция «Франчайзинг как основной фактор развития потребительского рынка Тюменской области», в 2011-м – специализированный форум «Франчайзинг. Новые возможности для предпринимателей Тюменской области». – Прим. ред.).
Конечно, мы не можем отследить все, но результат есть. Могу привести такой пример: в прошлом году поток заявок из Тюменской области в компанию «Франкон», принявшую участие в наших мероприятиях, увеличился на 30%.
– Что стало главным итогом форума в этом году?
– Впервые всерьез зазвучала фраза «региональный франчайзинг». Несколько тюменских предприятий сформировали собственные франшизы и начали продвигать их как в ближайшие города области, так и за ее пределы. Я считаю, что региональные франчайзеры вполне могут стать той «новой кровью», которая вольется в Российскую ассоциацию франчайзинга. Сегодня в ней около ста основных организаций, но ведь невозможно все время «выезжать» на одном и том же. Думаю, развитие регионального франчайзинга станет одной из красных линий тюменского форума в последующие годы. Кроме того, развитие регионального франчайзинга не противоречит нашему проекту «Покупаем тюменское».
Второй итог – форум перешел на более масштабный уровень. Осенью в Москве проходит крупная выставка франшиз Buy Brand, но для участия в ней нужны большие вложения – от 300 тысяч до миллиона рублей. К тому же это больше имиджевое мероприятие. Мы же предложили рабочую площадку, ориентированную на участников рынка франчайзинга из Тюменской, Курганской областей, Екатеринбурга, Челябинска, Омска, Перми, Москвы. Я общался с министрами всех этих регионов, они выразили готовность к тому, чтобы закрепить эту площадку за тюменским регионом. Предприниматели должны ездить друг к другу, общаться и обмениваться опытом.
Правда, в этом году проведение форума почти совпало с Днем предпринимателя, и многие из тех, кто хотел бы приехать, не смогли посетить его. В следующем году мы планируем провести форум в апреле, так что он будет более насыщенным.
– Почему именно Тюмень?
– Мы доказали право на проведение общероссийского форума довольно быстро. Вообще Тюменская область уникальна – по своим масштабам, по расположению. Мы все время находимся в тройке-пятерке лидеров в стране по различным показателям, быстро откликаемся на различные инновации, самое главное, Тюмень – единственный город-полумиллионник, опережающий в развитии многие миллионники. Очевидно, что у нас созданы оптимальные условия для проведения форума.
Наша задача – сделать форум воротами, через которые крупные федеральные компании могли бы заходить в уральский регион, а региональные франчайзеры – выходить на всероссийский рынок. Все предпосылки к этому есть: ни одна область не ведет так активно работы по франчайзингу, как наша. Именно это поставило жирную точку в том, что форум должен быть ежегодным и всероссийским и проходить именно в Тюмени.
– После форума вы наверняка общались с представителями компаний, предложивших региональные франшизы («Максим», «Этажи», «Мебельвилль», «Кванта+»). Сколько они получили заявок, был ли реальный интерес?
– На нашем форуме было заключено сразу семь соглашений. Это свидетельствует о том, что тюменские предприниматели созрели до тиражирования своего бизнеса. Сегодня стратегия франчайзинга во всем мире – захват территории. К нам идут очень активно, и мы не должны оставаться в стороне, нужно развивать и собственные бренды. Не нужно себя ограничивать.
Из региональных компаний соглашения о продаже франшизы подписали «Кванта+» и «Этажи», из федеральных – «Костя Цзю» и развивающий центр «Крошка». И это не только тюменские франчайзи, но и предприниматели из Екатеринбурга, Перми, Югры и Ямала.
– Есть ли еще тюменские компании, готовые развивать региональные франшизы?
– Думаю, еще около 5-10 «тюменцев» готовы выйти с франшизой на рынок, например, детский развивающий центр «Ступеньки», региональная сеть магазинов «Пчелка» и другие. Надеюсь, наша славная пятерка компаний-первооткрывателей станет достойным примером для других. Однако нужно различать стратегии выхода на региональный и российский рынки: первая имеет более усеченный формат, вторая более масштабна.
– Что сегодня мешает развиваться франчайзингу?
– На самом деле существует большая проблема с площадями. У каждого франчайзера прописаны свои стандарты и требования к помещению, в том числе проходимость торгового центра, количество парковочных мест и так далее. Зачастую у нас просто нет таких мест, которые в идеале хотел бы видеть франчайзер, ориентируясь на Москву и Санкт-Петербург. Обычно франчайзер тратит на поиски такого помещения около года, но все безуспешно, после этого он начинает менять стандарты.
– В чем преимущество регионального франчайзинга относительно федерального?
– Зачастую крупные федеральные бренды в небольших городах (с численностью 30, 50, 100 тысяч человек) менее известны в отличие от региональных. Жители гораздо чаще ездят в Тюмень, чем в столицу.
К тому же региональный франчайзинг может выступать инструментом для развития небольших городов, в которых начинает появляться спрос на качественную продукцию и услуги. Например, Ишим сегодня является неким центром, в который по выходным съезжаются жители окружающих поселений. Сегодня там строится крупный торговый центр. То, чем мы «насытим» сегодня муниципалитеты, будет задавать тон всему потребительскому рынку, поэтому франчайзинг – отличный помощник в этом. Крупные компании пока не проявляют интереса к таким городам из-за низких объемов.
– Но зачем идти туда, где небольшой спрос?
– Когда будут заняты все полумиллионники и миллионники, все в любом случае пойдут дальше, тогда как наши компании могут занять эту нишу гораздо раньше. Знаю, что многие федеральные компании уже сегодня готовят специальные предложения для небольших городов.
– На форуме вы выступали модератором круглого стола «Франчайзинг – инструмент развития муниципалитетов», расскажите поподробнее о нем.
– На круглом столе мы собрали представителей органов муниципальной власти, занимающихся развитием потребительского рынка, региональных франчайзеров и предпринимателей из муниципалитетов. Мы хотели, чтобы они познакомились друг с другом, обменялись мнениями. Франчайзеры поделились своим опытом ведения бизнеса в районах.
Например, управляющий CityFitness в Тюмени Алексей Карандаев рассказал о своих идеях по поводу развития культуры здорового образа жизни в малых городах. Он готов при содействии муниципалитетов создать спортивные организации, занимающиеся обучением тренеров. Его поддержала и директор компании «Газпром-Оптика» Татьяна Зарубина. Она планирует развивать свою франчайзинговую сеть – сначала магазинов, а затем и Домов здоровья – по всей области.
– Какие условия выдвигают наши франчайзеры, не будут ли они кабальными для франчайзи?
– Скорее всего, это станет ясно только после совместной работы. Не исключаю, что первые проданные франшизы будут нелегкими. Сложно придется как франчайзеру, так и франчайзи, ведь это отношения не со своим подчиненным, а партнера с партнером. Этот путь предстоит пройти. Самое главное – мы начинаем его командой, и у тюменских франчайзеров есть возможность общаться друг с другом. Мы готовы помочь им максимально безболезненно преодолеть сложности, при необходимости подключая РАФ.
Я считаю, что во франчайзинге главное – выбор партнера. Если сделан правильный выбор, то все будет хорошо. Если ошибиться в этом, то предприятие обречено на провал. Знаю примеры, когда федеральные структуры входили в Тюмень, работали, но ничего не получалось, затем франшизу перепродали другому предпринимателю, и сегодня там все замечательно.
Давайте разберемся, что может быть кабального в условиях для франчайзи? Инвестиции в бизнес – сумма объективная, она зависит от затрат. Сумма роялти в среднем одинакова. Есть еще паушальный взнос. Если франчайзер сделает взнос слишком высоким, он отсечет определенную группу лиц, но и дешевой делать франшизу не стоит – можно получить ненужную аудиторию. Размер паушального взноса здесь не так важен, как успех этой концепции на новой территории в целом. Самое главное – конечный результат. Если предприятие будет успешным и вложения окупятся за планируемый срок, то условия можно назвать приемлемыми. Ведь может случиться и наоборот: вход может быть легким, но проект окажется провальным.
– У франчайзинга много плюсов, но есть и минусы. Были ли примеры, когда предприниматель покупал франшизу, а потом вынужден был свернуть бизнес, потому что на деле он оказывался невыгодным, убыточным, или владелец бизнеса выкручивал руки?..
– На рынке присутствует все: и липовые франшизы, и неопытные франчайзеры. На форуме были предложены инструменты, как проверять франчайзеров. С липовыми франшизами мы не сталкивались, потому что работаем с Российской ассоциацией франчайзинга – специалисты проводят действительно серьезный отбор франшиз, на кону стоит их репутация.
– Скажите, куда можно обратиться за консультацией по региональным франшизам?
– Можно обращаться напрямую к франчайзерам или в компанию ФРАНОКОН, на портал Franshiza.ru, по телефону: (495) 671-53-63.
– Андрей Вадимович, расскажите, пожалуйста, о системе одного окна, с помощью которой предприниматель может получить в одном месте и необходимую информацию по интересующим его франшизам и финансирование.
– Организатором такой системы может быть как частный бизнес, так и госструктура, например, Фонд предпринимательства. Сейчас нужно понять, что будет правильнее. Хотелось бы, чтобы этот продукт был жизнеспособным, не искусственно навязанным. Да, пока региональная власть является локомотивом развития франчайзинга, однако бизнес сам должен чувствовать, что ему это надо.
Приведу сравнение с футбольной командой: предприниматели – это футболисты, забивающие голы и зарабатывающие деньги. Задача власти как тренера – находиться над ситуацией и вовремя подсказать команде выигрышную стратегию. Предприниматель настолько находится внутри процесса, что ему и голову-то поднять некогда. Помните, в свое время торговые точки переводили с рынков в торговые центры? Предприниматели шли на это с неохотой, но как только они переселились в чистые, новые помещения, они стали зарабатывать больше.
Читайте также
Казалось бы – какой может быть бизнес в государственных учреждениях, да еще и образовательных? Но он есть. Его суть заключается в услугах, в которых заинтересованы родители школьников – франшиза SmileS.Школьная карта
"Настоящая пекарня" собрала истории женщин, открывших пекарню, не имея опыта. Они показали, что место женщины там, где она приняла решение себя реализовать.