подобрать франшизу
Все статьи

О франчайзинге в Сургуте

  • Автор: Наталья Антонова
  • Издание: Сургутская трибуна

Франчайзинг - что это за явление такое и почему оно пользуется большой популярностью? Только ли преимущества имеет работа с уже раскрученным брендом? Озадачившись незатейливыми вопросами, мы обратились с ними к сургутянам, успешно реализующим франчайзинговые проекты, и к тем, кто от такого направления бизнеса намеренно отказался.

Учились на «картошке»

Есть в Сургуте умельцы, которые поспели за двумя зайцами: и на федеральных паях успеха добились, и собственные проекты создали. Компания «Интеркино» тому пример. Ее бизнес-историю можно назвать уникальной: мало кто помимо работы по франшизе усердствует в создании своих «брендов». Первый и самый успешный продукт компании – это единственная на сегодня в Сургуте сеть кинопроката, владеющая тремя кинотеатрами.

Еще в начале 2000-х дипломированные бухгалтеры Иван Коломиец и Павел Угольков смекнули: пора приобщить сургутян к кассовым фильмам. Так возникло первое детище коммерческих гуру. Теперь, благодаря усилиям компании, в Сургуте три современных кинотеатра. Стараниями наших дельцов не загибается кинопрокатная индустрия и в Тюмени: там компания также владеет кинотеатром.

Впрочем, просто показывать горожанам фильмы бизнесмены посчитали недостаточным. Вместе с кинозалами в кинотеатрах появились фудкорты с собственными и «заезжими» компаниями. «Интеркино» не испугалось работать по франшизе, которая требовала перестройки многих бизнеспроцессов в сфере общепита внутри компании. Первой ласточкой был открытый в городе ресторан быстрого питания, где основа меню – небезызвестная печеная картошка.

– Управление этим проектом научило нас всему и, как мы считаем, за небольшие деньги. Так мы получили опыт управления бизнесом по франшизе и пошли дальше, – вспоминает Павел Угольков.

Теперь у компании три франчайзинговых направления в общепите, вскоре появятся еще четыре. Как признается Угольков, этими предприятиями и управлять легче, чем собственными, и прибыли они приносят больше.

– Покупая франшизу, мы прежде всего приобретаем знания: это стандарты качества товара и обслуживания. Нам дают готовую модель бизнеса. Получается, что за тебя все сделали, остается только научиться этим управлять.

Выходит, что открывать бизнес по франшизе легче, но ищущей предпринимательской натуре этого никогда не бывает достаточно. Зарабатывать на готовеньком, конечно, эффективно, но хочется ведь и себя выразить. Потому и создало «Интеркино» свои бары, кофейни и рестораны. На вопрос, какую роль эти заведения играют в их бизнесе, гендиректор незатейливо признается: «Я их люблю. Я люблю все свои заведения».

И любовь эта уже кроется не в коммерческом успехе этих проектов, а в возможности выразить себя в них: придумывать угодные желудку блюда, создавать интерьер на свой притязательный вкус и совершать другие привилегированные манипуляции. Во франчайзинговом проекте это невозможно.

– Если ты подписал договор, то должен понимать, что твое мнение отходит на задний план, рассуждает Павел Угольков. – Даже если у меня возникали какие-то переживания по поводу несогласия с чем-то во франчайзинговом деле, они не выходили дальше моего собственного кабинета.

Однако некоторые мысли бизнесмену все же удавалось донести до держателей федеральной сети: он даже сумел внедрить новые блюда в меню одной из кофеен. Теперь яствами, вышедшими из сургутской кулинарной книги, лакомятся и в других городах страны. Владение бизнесом по франшизе, несомненно, может принести большие дивиденды. При этом не все так просто. Павел Угольков предостерегает: даже качественный приезжий бренд могут погубить неумелые руки. Примеры того есть, в том числе, и в Сургуте.

– Некоторые предприниматели, выкупив франшизу, становятся лишь инвесторами проекта в своем городе. Но денег в этом деле недостаточно.

Поддержание стандартов качества также требует огромных усилий. Не помешает иногда и самому за прилавком постоять, и со шваброй походить. Иными словами, воплотить чужую идею, не растеряв ее лучших черт, тоже нужно постараться, делится опытом предприниматель. Сейчас собственные предприятия Уголькова достигли той стадии, когда впору продавать франшизы на них. Однако этого не будет.

– Нам поступали такие предложения. Мы отказываем. Не потому что не хотим, а потому что не готовы к этому. Чтобы передать свои навыки и умения кому-то, нужно их сформулировать на бумаге. Мы пока этого не сделали, это требует колоссальных трудовых и денежных затрат. Владельцы франшиз проделали эту титаническую работу. Многие решения в своих заведениях мы принимаем по велению чувств, в угоду гостю. У проектов по франшизе должны быть конкретные установки работы, – поясняет Павел.

Не так-то прост бизнес по чужому образу и подобию, и уже тем более нелегко создать собственный бренд для сетевого распространения по городам и весям. Совершенно очевидно, что владелец сети кинотеатров и заведений общепита компания «Интеркино» нащупала путь к успеху во франчайзинге. Руководителя компании особенно привлекает возможность проникнуть в тайну флагманов мирового бизнеса. Потому сейчас он мечтает о том, что когда-нибудь выкупит франшизу самой известной трансатлантической сети общепита – «МакДональдса». Однако пока американский бизнесгигант открывает рестораны в России по своему желанию. Павел Угольков уверен: если «МакДональдс» начнет продавать франшизы, его команда будет готова открыть этот ресторан в Сургуте.

Франшиза на чай – качеству в ущерб

Есть также когорта предпринимателей, которая не приемлет следования по проторенному пути. Такие бизнесмены видят только свою дорогу, и в этом стремлении они также пожинают плоды признания у потребителей. Марина Скворцова владеет сетью магазинов чая и кофе. 10 лет назад, когда она задумала стать предпринимателем, франшиза не то чтобы не была в ходу, о ней вообще мало кто слышал. Бизнесмены первого поколения новой России продолжали создавать свои уникальные проекты. Такой стала и первая чайная лавка сургутской предпринимательницы, открытая в торговом павильоне «На Музейной».

– Я родилась в Туркмении и чай пила практически с пеленок. В Москве познакомилась с человеком, который продавал чай оптом. Он и стал моим первым поставщиком, – вспоминает бизнесвумэн Скворцова.

Спустя некоторое время первая чайная лавка стала разрастаться, филиалы появились в крупнейших торговых центрах города. Теперь в Сургуте шесть магазинов, работающих под брендом, созданным Мариной Скворцовой. Компания занимается не только продажами, но и нередко устраивает дегустации чая на масштабных городских гуляниях. По словам предпринимательницы, именно так у нее появляются будущие покупатели. Это люди, узнавшие о качестве чая, попробовав его на вкус. С этой точки зрения популярный бренд по франшизе ей не нужен.

Лучшая реклама, считает Марина, сарафанное радио. К помощи телевизионных роликов, печатных полос или биллбордов она никогда не прибегала. Лучше потратить деньги на очередную чайную новинку, уверена владелица бизнеса. Чего еще она не приемлет во франчайзинговых проектах, так это зависимости от воли хозяина бренда.

– Франшиза обязывает брать только определенные виды чая и кофе. Нет гибкости. А клиент ведь сейчас образованный. Человек съездил, например, в Китай, попробовал новый чай, он потом хочет и дома его пить. Это раньше никто не знал про тот же пуэр, а теперь он очень популярный в России, приводит аргументы Марина Скворцова.

Весь свой чай и кофе она пробует. Это главный залог продажи качественного товара. Франшиза выбирать не позволяет, а это, по мнению предпринимательницы, для чайной лавки недопустимо. От такой бизнеснезависимости кратно выигрывают покупатели чайной лавки. Они знают, что им по вполне земным ценам продают проверенный напиток. Поэтому большинство клиентов – постоянные посетители. В магазинах Марины Скворцовой им и совет дадут, и испробовать напиток предложат.

Если кто-то из бизнесменов пожелает позаимствовать ее бизнес-идею, владелица чайных лавок возражать не будет. Свою франшизу она продать готова. Женщина и сама рада распространить свою сеть за пределами Сургута, но за географически удаленными магазинами следить трудно.

– Я открывала точки в Лянторе и в поселке Федоровский. Но их пришлось закрыть – нужен постоянный контроль, – говорит Марина.

В Сургуте новых магазинов этой компании также не планируется. Для 300-тысячного населения нынешнего количества вполне достаточно. Как говорит предпринимательница, за прибылью она не гонится, поэтому будет продолжать открывать Сургуту новые чаи и кофе и поддерживать ту планку, которую уже покорило ее предприятие.

– Моя идея – продвигать в массы здоровый образ жизни. Пусть не пиво пьют, а чай и кофе, – резюмирует наша собеседница.

Вот таким вполне гармоничным и успешным может быть бизнес, созданный собственными руками. Франчайзинг – дело вкуса. Как заметили оба наших героя, от дела, которым занимаешься, нужно получать удовольствие. Если жизни не представляешь без дорогой электроники из-за океана, то привози в Россию очередного американского гаджет-производителя, а если мечтаешь о лосиной ферме, например, то уж ничего не остается, как создать собственный бренд. Иными словами, франшиза сама по себе успеха не приносит, а собственный путь – отнюдь не гибельный. К делу должна душа лежать.

Читайте также

Мы хотим, чтобы любимое дело – качественное обучение детей, приносило нашим франчайзи хороший заработок

В торговом центре «Июнь» открылся магазин культовой обуви

Асмик Геворгян и Василий смирнов построили бизнес на провокационных принтах и интернет-мемах

Поздравляем! Сообщение отправлено!
Закрыть
Зарегистрироваться в каталоге Franshiza.ru