В рамках интервью Богдан Леонов, франчайзи "Бери Заряд", рассказал об опыте работы с компанией, поделился своими финансовыми показателями и текущим состоянием своего бизнеса по франшизе.
Покупаем франшизу. Как не ошибиться?
- Автор: Светлана Попова
- Издание: Чужие деньги
Для многих отечественных инвесторов франчайзинг – это один из самых стабильных способов развития малого бизнеса. Сама по себе покупка франшизы не гарантирует 100% успех, но по статистической оценке у франчайзи в 2-4 раза больше шансов остаться в бизнесе и стать прибыльным, чем у независимых предпринимателей. Покупая франшизу, предприниматель ограждает себя от множества рисков связанных с открытием малого предприятия и приобретает ряд преимуществ:
- Присоединение к успешно развивающемуся бизнесу. Так как имя франчайзера и его товар/марка широко известны, успех сопутствует франчайзи с самого начала его деятельности. Следовательно, риск банкротства намного ниже по сравнению с обычным индивидуальным бизнесом.
- Обучение персонала и контроль за ведением бизнеса со стороны франчайзера. Заинтересованность в успехе бизнеса проявляется с обеих сторон, поэтому франчайзер обеспечивает обучение менеджеров и персонала франчайзи до начала бизнеса и в процессе его деятельности.
- Распространение успешного опыта в рамках франчайзинговой сети. Франчайзи никогда не остается один на один с проблемами бизнеса. Опыт других франчайзи систематизируется и обобщается франчайзером и используется в разработке новых деловых решений.
А также франчайзер предоставляет своим партнерам по бизнесу другие услуги, которые не были отмечены выше: использование результатов исследований, рекламные мероприятия федерального масштаба, услуги по проектированию и размещению зданий и помещений, юридические услуги и пр. Иногда франчайзеры предлагают партнерам частичное финансирование франшизной точки. Оно может осуществляться в прямой форме (кредиты, участие в капитале), но чаще в косвенном виде (оборудование - по лизингу, материалы и товары с отсрочкой платежа или оплаты частями).
Пример №1. В компании INCANTO (сеть специализированных магазинов женского белья производства Италии) для партнеров разработана система рассрочки платежа, как по закупке торгового оборудования, так и по закупке товара. А также INCANTO осуществляет комплексную поддержку франчайзи от переговоров с торговым центром до ежедневной работы магазина. Высокая розничная наценка обеспечивает высокую рентабельность этого бизнеса, а срок окупаемости проекта не превышает 6 месяцев.
Как отмечает Нина Семина, эксперт по франчайзингу, инвестиции в бизнес по модели франчайзинга оцениваются отечественными предпринимателями как быстроокупаемые с минимальными рисками. «Российские франчайзи рассчитывают вернуть вложенные средства не более чем через 1,5-2 года», - считает она. По оценкам компании DELOSHOP, большим спросом пользуются франшизы, размер инвестиций в которые не превышает $50 тыс. Это, как правило, товарные франшизы, предоставляющие франчайзи возможность открыть небольшой магазин под известным брендом. На точку безубыточности такие проекты выходят уже в первый год работы.
Пример №2. Для открытия магазина под брендом Courtney G (сеть магазинов бижутерии американской марки COURTNEY G) требуется площадь от 4 до 20 кв. м., а размер необходимых инвестиций не превышает $19 тыс. Срок окупаемости проекта: 4-12 месяцев в зависимости от времени открытия, особенностей расположения магазина и размеров арендной ставки.
Нельзя снимать со счетов также преимущества, связанные с высокой покупательной способностью компании-франчайзера. Так как франчайзер, как правило, располагает развитой сетью предприятий, он может осуществлять оптовые закупки всего необходимого для деятельности франчайзи, а, следовательно, имеет возможность добиваться строгого соблюдения качества и некоторых скидок от поставщиков. К выгодам предпринимателя, решившего вступить во франчайзинговую сеть, можно также отнести эксклюзивные права распределения, предоставляемые партнером. Если это условие предусмотрено в договоре, то франчайзер не имеет право предоставлять больше франшиз на обговоренной территории.
Пример №3. Чешская компания Pietro Filipi оказывает франчайзи следующую помощь и поддержку: изготовление франчайзингового проекта, предоставление эксклюзивных прав в бизнесе на определенные территории, производство торгового оборудования «под ключ», консультирует франчайзи в составлении бизнес-плана для каждого сезона, по логистике товара, визуального мерчандайзинга, проводит обучение персонала (1 раз в сезон).
«Франчайзинг, в первую очередь, – это узнаваемый внешний вид, знакомое качество», - говорит Нина Семина, - «Плюсы франчайзинга можно описать всеобъемлющей фразой «сам, но не один». Любой участник франчайзинговой сети помогает всей сети вести рекламу, привлекать постоянного клиента, отшлифовывать качество оборудования, которое используется, предупреждать друг друга о проблемах и подводных камнях». Хотя покупка франшизы может уменьшить инвестиционный риск, предоставляя возможность работы с уже созданной компанией, это может стоить довольно дорого. От инвестора также может потребоваться предоставление значительного контроля над полученным бизнесом и принятие обязательств по контракту с франчайзером. Именно поэтому прежде чем принимать решение о покупке франшизы потенциальному инвестору нужно задаться в первую очередь следующими вопросами:
О франшизе
- Требуются ли от инвестора по условиям франшизы какие-либо шаги, которые являются неразумными либо незаконными?
- Предоставляет ли франшиза исключительное право деятельности на определенной территории в течение срока действия франшизного соглашения?
- При каких обстоятельствах и за какую цену франчайзи может выйти из франчайзингового договора?
О франчайзере
- Сколько лет работает франчайзер на рынке?
- Имеет ли франчайзер репутацию честного и порядочного предпринимателя среди предпринимателей, владеющих его франшизой?
- Существуют ли заверенные показатели чистой прибыли одного или более предприятий-франчайзи?
- Какую именно поддержку оказывает франчайзер компаниям-партнерам?
А также важно знать заранее, обеспечен ли франчайзер достаточным финансированием, чтобы выполнить свой план расширения сети и что он может сделать для партнера из того, что инвестор не может сделать сам?
О франчайзи
- Какой собственный капитал необходим инвестору для приобретения франшизы и ведения франчайзингового предприятия до выхода на точку безубыточности?
- Каковы источники финансирования проекта?
- Готов ли предприниматель отказаться от части независимости действий в обмен на преимущества, предоставляемые франшизой?
- Обладает ли инвестор достаточным опытом для работы с партнером, сотрудниками, клиентами?
- Готов ли потенциальный франчайзи продавать именно этот товар (услугу)?
Принятие решения инвестором должно основываться на тщательном анализе информации о партнере и бизнес среде. Эти данные могут быть получены как из традиционных (пресса, радио, ТВ), так и из специфических для данной области деятельности информационных источников. Что касается последних, необходимо отметить консалтинговые компании, специализирующиеся на франчайзинге, где, как правило, аккумулируется вся необходимая информация по рынку, и есть возможность получить грамотную и предметную консультацию о компаниях-франчайзерах и особенностях той или иной франшизы.
Сделав свой выбор, инвестор должен помнить о том, что бизнес по системе франчайзинга это не только благоприятная форма бизнеса для начинающих предпринимателей, но и крепкие партнерские отношения постоянного сотрудничества заинтересованных друг в друге сторон.
Читайте также
Интервью с Николаем Новоселовым, руководителем и создателем компании АртНаука
Идея этой статьи родилась после того, как были проведены переговоры более чем с сотней потенциальных франчайзи