подобрать франшизу
Все статьи

Договор франчайзинга: разбор от юристов

  • Издание: Franshiza.ru

Эксперты юридической фирмы «Городисский и Партнёры» Юля Сурикова и Сергей Медведев о том, что важно знать об интеллектуальной собственности и иных особенностях франчайзинга.

В России с начала XI века бизнес-модель франчайзинга оказалась одним из наиболее популярных видов предпринимательства, даже среди новичков. Однако к ней прибегают и опытные игроки, желающие масштабировать компанию на рынке и выйти также на международный уровень.

Компания, вступающая в отношения с франчайзером, получает право использования нескольких в совокупности охраняемых объектов интеллектуальной собственности, а именно – товарного знака, коммерческого обозначения, ноу-хау, объектов авторского права, программ для ЭВМ, баз данных и так далее.

Сегодня с учетом влияния пандемии на экономику, франчайзинг наиболее популярен в сферах услуг ресторанов и кафе, IT, розничной торговли, медицинских, косметических и Интернет-сервисов, общепита и онлайн-образования.

Такая система договорных отношений часто привлекает будущих франчайзи возможностью использовать готовый бизнес и не думать над системой и методами его построения самому. Договор коммерческой концессии (франчайзинга) позволяет достаточно подробно определить предмет, права и обязанности сторон, надлежащим образом обеспечить защиту интересов сторон и подчеркнуть ответственность за неисполнение обязательств, прописать срок и территорию распространения франшизы.

Франчайзинг – это деловое и договорное партнерство в целом, поэтому договор играет в таких отношениях ключевую роль, как с правовой, так и с коммерческой точек зрения.

Юридически правильно составленный договор приносит до 90% успеха компании, поэтому он становится главным документом и инструментом подобной коммерческой деятельности, обеспечивая защиту прав и законных интересов правообладателя (франчайзера) и пользователя (франчайзи). Заключить договор коммерческой концессии (франчайзинга) без наличия объектов исключительных прав (интеллектуальной собственности) невозможно, поскольку предмет такого договора обусловлен предоставлением различных объектов интеллектуальной собственности, которые принадлежат франчайзеру.

Договор концессии и интеллектуальная собственность

Прежде чем принять решение о ведении бизнеса по модели франчайзинага, важно разобраться не только в экономических и коммерческих моментах, но и в основополагающих юридических аспектах данного вида предпринимательства.

В российской практике основным правовым инструментом для закрепления правоотношений франчайзера и франчайзи является договор коммерческой концессии (далее – «ДКК»), правовое регулирование которого содержится в Главе 54 Части II Гражданского кодекса РФ. Как отмечено выше, главной особенностью данного вида договора является предоставление франчайзи права использования комплекса исключительных прав.

Если же франчайзер намерен предоставить партнеру только право использования какого-либо одного объекта интеллектуальной собственности, к примеру, объекта авторского права (в частности, дизайнерского решения), ДКК не может быть заключён. В таком случае следует рассмотреть возможность заключения похожего, но одновременно иного юридического соглашения – лицензионного договора.

Товарный знак – это основное средство индивидуализации для бизнеса, использующееся во франчайзинге. Для заключения ДКК необходимо иметь зарегистрированный товарный знак, который включается в предмет договора. В этом случае нужно подать соответствующую заявку на товарный знак в Роспатент, уплатив пошлину.

Рекомендуется также предварительно провести поиск по наличию уже зарегистрированных товарных знаков на предмет регистрации идентичных или схожих товарных знаков в отношении однородных товаров или услуг.
Идентичные или сходные до степени смешения товарные знаки (для однородных товаров и услуг) не могут быть зарегистрированы в принципе. В то же время, незарегистрированный товарный знак не является объектом интеллектуальной собственности, следовательно, заключение ДКК невозможно в таком случае.

 

Помимо товарного знака для построения бизнеса по модели франчайзинга также необходимо стандартизировать все бизнес-процессы, продажу и продвижение товаров и услуг, технологии и методы производства товаров, либо реализации услуг, проинструктировать франчайзи, предоставить им соответствующие руководства по ведению коммерческой деятельности.

Стандарты, инструкции, руководства так же являются объектами интеллектуальной собственности, поскольку они обычно охраняются в режимах авторского права (как тексты и произведения) и ноу-хау (как секреты производства).

Авторские права и ноу-хау не регистрируются, но должны быть должным образом оформлены в целях подтверждения и защиты соответствующих прав. Например, право на ноу-хау можно приобрести через установление специального и предусмотренного законом режима коммерческой тайны. Предоставление таких объектов интеллектуальной собственности документируется обычно передаточным актом, в отношении предметов ноу-хау, защищенных посредством коммерческой тайны, франчайзи должен ввести у себя на предприятии такой же режим и отчитаться франчайзеру.

Кроме того, права на дизайн коммерческих помещений и торговых точек могут подтверждаться как авторским, так и патентным правом. Во втором случае дизайн должен быть зарегистрирован в качестве промышленного образца.

Для этого необходимо также подать соответствующую заявку на патентование промышленного образца в Роспатент, уплатив пошлину.

Предварительный поиск на новизну тоже рекомендуется; промышленный образец должен быть новым и оригинальным и не может повторять ранее выданные промышленные образцы. Патент на промышленный образец удостоверяет приоритет и исключительное право патентообладателя.

Фирменный стиль (в частности, фирменная одежда обслуживающего персонала, оформление торгового зала или ресторана, витрина) не является объектом интеллектуальной собственности, но защищается обычно нормами законодательства о защите конкуренции.

Иными словами, копирование фирменного стиля является одним из актов недобросовестной конкуренции, которую можно пресечь через обращение в Федеральную антимонопольную службу (ее территориальное подразделение).

Характеристики и детали фирменного стиля необходимо детально описать в ДКК в целях правильного оформления коммерческого помещения и отдельных внешних элементов, а также последующей защиты от недобросовестной конкуренции со стороны франчайзи, что тоже очень важно.
Таким образом,своевременное оформление и регистрация объектов интеллектуальной собственности (нематериальных активов) является приоритетной задачей и ключевым моментом для запуска бизнеса по модели франчайзинга и развития франчайзинговой сети. При этом, если бизнес планирует выход на зарубежные рынки, планирование защиты прав интеллектуальной собственности нельзя откладывать на потом; лучше подать заявки и приобрести права заранее, в том числе и на международном уровне, а также разработать проект договора, по которому потом работать.

Почему франчайзинг популярен

Выбор франчайзинга как основного метода ведения бизнеса имеет ряд неоспоримых преимуществ как для правообладателя, так и для лица, желающего приобрести «франшизу» (пользователя). Главное – соблюсти баланс интересов сторон и учесть все особенности соответствующей бизнес-модели в договоре.

С одной стороны, возможность детального описания в ДКК способов и условий использования соответствующих объектов интеллектуальной собственности, предоставления подробных инструкций, руководств по ведению бизнеса, утверждения особого порядка мониторинга и контроля качества товаров или услуг, определения ответственности и права на расторжение договора за неисполнение обязательств позволяет франчазеру сохранить полный контрольнад продвижением своего бренда на рынке, дистрибуцией товаров или услуг, а также и качеством предлагаемых товаров или услуг.

Также, одной из уникальных возможностей франчайзера является установление единой ценовой политики для всех предприятий франчайзинговой сети. В законодательстве такое право предусмотрено только для коммерческой концессии. Для других видов договорных отношений это может быть опасно с точки зрения законодательства о конкуренции.

Федеральная антимонопольная служба постоянно отслеживает «диктование цен» участниками на рынке и может признавать недействительными любые «горизонтальные» или «вертикальные» соглашения, исходя из конкретных обстоятельств в этой связи, за исключением соглашений о коммерческих концессиях.

С другой стороны, как уже было замечено, пользователь приобретает «готовый» бренд и бизнес. Для пользователя также приятным бонусом и защитой своих инвестиций будет закрепленное на законодательном уровне преимущественное право заключения ДКК на новый срок. 

Это означает, что после окончания срока действия договора, в случае добросовестного исполнения франчайзи всех обязательств по договору, и при желании франчайзера продолжить деятельность в сфере франчайзинга на тех же условиях и территории, он обязан в первую очередь предложить заключение договора на новый срок предыдущему франчайзи. 

В противном случае, франчайзи имеет право потребовать по своему выбору в суде перевода на себя прав и обязанностей по новому заключенному договору ДКК (если он был заключен в течение года после окончания действия предыдущего) и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним ДКК, или только возмещения таких убытков правообладателем, если последний вступает в отношения с другим франчайзи.

Финансовые аспекты

ДКК – это всегда коммерческий договор, поэтому он может быть заключен только между коммерческими юридическими лицами, либо индивидуальными предпринимателями. Такой договор предполагает выплату франчайзи определенного вознаграждения в пользу франчайзера за предоставление для использования комплекса исключительных прав. Вознаграждение по ДКК может выплачиваться в следующей форме:

  • фиксированных разовых и (или) периодических платежей,
  • отчислений от выручки,
  • наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи, или
  • в иной форме, предусмотренной договором.
Очень часто в договоре предусматривают паушальные взносы или плату за вступление в договор. Таким образом, франчайзер проверяет платежеспособность франчайзи на самых первых порах, после подписания договора.

Регистрация франшизы

Российским законодательством предусмотрена обязательная государственная регистрация предоставления права использования по ДКК, а также изменений или дополнений, вносимых в такой договор.

Прекращение права использования по ДКК также подлежит государственной регистрации.
Без государственной регистрации предоставление права, изменения в предоставление права, а также прекращение права использования будут считаться несостоявшимися, что влечет за собой определенные риски для обеих сторон.

 

В целях регистрации необходимо сформировать необходимый комплект документов и подать заявление в Роспатент, уплатив соответствующую пошлину. Обычно регистрация осуществляется в течение нескольких месяцев, если заявление и представляемые документы оформлены верно. Представление оригинала договора не является обязательным.

Читайте также

За 13 лет из одного магазина выросла целая федеральная франчайзинговая сеть "Галамарт", которая насчитывает на данный момент более 500 точек на всей территории РФ.Франчайзинговая бизнес-модель уже отработана на 500 магазинах сети. Подробнее в этой статье.

Компания "Лига героев", близкая к Министерству Обороны развивает несколько проектов, в том числе франшизу "Битва Героев"

Пивная сеть КРУЖКА создает новый дискаунтер

Поздравляем! Сообщение отправлено!
Закрыть
Зарегистрироваться в каталоге Franshiza.ru