Многих начинающих предпринимателей останавливает высокая стоимость запуска собственного бизнеса. "РОББО Клуб" развенчивает популярный миф: на открытие кружка робототехники для детей по модели франшизы нужно всего от 700 тысяч рублей.
8 признаков честной финансовой модели франшизы
- Автор: Пресс-служба РОББО Клуб
- Издание: Franshiza.ru
Что такое финансовая модель франчайзингового юнита?
В самом простом варианте, финансовая модель бизнес-юнита — это таблица, в которой показаны инвестиции в открытие бизнеса, а также прогнозные доходы и расходы на содержание точки, прибыль в месяц и срок окупаемости.
Модель, которую большинство продавцов франшизы показывают будущим франчайзи, является усредненной или взята с реальных цифр конкретной точки.
Усредненная финансовая модель дает представление о позициях инвестиций и расходов, а также понимание с чего точка будет зарабатывать. Но минус такой унифицированной бизнес-модели, что она не учитывает особенности региона, в котором будет открываться будущий партнер. Такая модель не может быть рассмотрена как истина в последней инстанции, а только как некий шаблон. Такую модель необходимо всегда настраивать и адаптировать под свой город и свою локацию.
Та же проблема и у финансовой модели конкретного юнита. Она показывает жизнеспособность бизнес-модели в целом, но не показывает реальные цифры для будущей точки в регионе или городе потенциального франчайзи-партнера. Такую модель тем более нужно приводить в соответствие с рыночной ситуацией в локации франчайзи.
Поэтому мы рекомендуем всем будущим франчайзи внимательно изучать финансовую модель, которую предоставляет продавец франшизы и договариваться о кастомизации или проводить ее самостоятельно, изучая данные своего рынка.
Еще несколько признаков годной финансовой модели, которой можно доверять
1. В модель должны быть заложены корректные и понятные формулы и коэффициенты. Например, если мы говорим о заработной плате, то должна быть учтена и форма занятости сотрудников, и налоговая и страховая база отчислений за сотрудников, соответствующая региону.
Рис. 1. Упрощенная модель
2. Финансовая модель точки должна быть реалистичной, то есть не должно быть ситуации, что какие бы вы не задали начальные условия инвестиций и доходов, модель всегда будет показывать плюс и не будет показывать убыток. В реальной жизни мы знаем, что если неоправданно много инвестировать на старте, то окупаемость увеличится, а если доходы будут снижены, например, из-за сезонности, то точка гораздо дольше будет в убытке.
Менеджер, который показывает вам бизнес-модель юнита по франшизе, точно знает те параметры, которые нужно подкрутить, чтобы выйти в плюс. Задайте вопрос, что это за параметры и как будет выглядеть модель, если эти параметры будут завышены или занижены.
Адекватная финансовая модель позволит сделать изменения и показать реальную картину, и вы сможете выявить для себя ключевые параметры, которые будут влиять на ваш бизнес. Например, это лучший сезон для запуска бизнеса, необходимое минимальное количество инвестиций в рекламу на старте, или формат выплаты заработной платы и выбор той или иной налоговой системы.
3. В актуальной финансовой модели должен быть подробный расчет инвестиций. Необходимо обращать внимание насколько детально и правдиво расписаны расходы на регистрацию юридического лица, ремонт, аренду и закупку того или иного оборудования. Чаще всего бизнес-модели франшиз грешат занижением инвестиций либо были составлены давно и не обновляли размер бюджета на закупки исходя из сегодняшней рыночной ситуации. Например, в РОББО КЛУБ практически каждый год меняется размер инвестиций на закупку ноутбуков и компьютеров, и мы внимательно следим за тем, чтобы инвестиции в нашей финансовой модели соответствовали действительности.
Рис. 2. Показатели
4. Визуализация основных показателей в формате таблицы или графика, или диаграммы, чтобы наглядно при изменении основных показателей, финансовая модель визуализировала состояние доходов, расходов и чистой прибыли бизнес юнита.
Рис. 3. Визуализация
5. Учет всех видов доходов и расходов (особенно расходов, не скрывая ничего). Часто такие “незначительные” расходы как телефония, уборка помещений, полиграфия не показаны в усредненных финансовых моделях, и размер таких неучтенных расходов может весьма значительно отражаться на объеме чистой прибыли и даже сроке окупаемости. Поэтому всегда надо быть реалистом и попытаться представить себе свою точку и поразмышлять над тем, какие еще дополнительные расходы могут быть сопряжены с операционной деятельностью, и обязательно включить их в свою уточненную финансовую таблицу.
6. Финансовая модель должна показывать динамику развития бизнеса от 3-х лет и более, то есть те франчайзеры, которые имеют свои собственные точки и управляют сетью более 3-4 лет, понимают, как меняется схема доходов и расходов, каковы ограничения доходов в зависимости от метража точки (то есть количество клиентов не может бесконечно расти, и должен рано или поздно наступать предел). Также должно быть понимание “срок жизни клиента” LTV и вложений в маркетинг, в зависимости от срока жизни бизнес-юнита. Если финансовая модель показывает только первый год жизни точки, то это выглядит непрофессионально.
Рис. 4. Расчет помесячно на 3 года
7. Финансовая модель должна быть вариативной. Тут возвращаемся к рекомендации настраивать бизнес-план под себя и под свой город и локацию. Специалист из команды продавца франшизы должен сказать вам, какие показатели вашего региона могут отличаться от унифицированной модели. Чаще всего это стоимость арендной ставки, размер заработной платы, средний чек, инвестиции в рекламу. Вам нужно будет совместно с менеджером проанализировать данные показатели в своем регионе и подставить их в свою таблицу.
Также финансовая модель должна показывать разные сценарии развития событий в бизнес-юните. Например, показывать разный сценарий прироста клиентов в сезон или несезон, показывать вариативность при включении в линейку дополнительных продуктов и услуг. Например, для бизнеса по дополнительному образованию – это каникулярные интенсивы и летний лагерь. Если финансовая модель не вариативная, то она является неинформативной и непрофессиональной.
8. Ну и в конечном итоге, модель должна быть визуально понятной и выглядеть адекватно. В ней должна быть ясная логика, четкие формулы, приятный и актуальный внешний вид. Это нужно для того, чтобы покупатель франшизы мог самостоятельно разобраться в документе и настроить его под себя.
По статистике, только 20% покупателей франшизы подробно изучают финансовую модель бизнес-юнита. Если вы прямо сейчас рассматриваете франшизу, то попросите у продавца бизнес-модель точки и настройте ее под себя. Вы сможете глубже разобраться в бизнес-процессах того дела, которым планируете заниматься в ближайшие годы, после того как купите эту франшизу. Поверьте, вам будет гораздо проще решиться на покупку, если вы будете понимать все целевые показатели бизнеса и научитесь управлять ими.
Напоследок, хотелось бы отметить, что мы в компании еженедельно проводим вебинары по разбору финансовой модели бизнес-юнита – кружка робототехники для детей РОББО КЛУБ. А также настраиваем финансовую модель под рынок каждого будущего партнера. Так мы готовим своих франчайзи к тому, что их ждет в будущем, и помогаем рассчитать достаточные инвестиции и запас средств.
Пресс-служба франшизы РОББО Клуб
Читайте также
Самый частый вопрос у будущих франчайзи образовательной франшизы – это как найти и удержать педагога? Ниже вы узнаете про опыт компании РОББО в подборе учителей робототехники в свою франчайзинговую сеть, при этом многие практики будут полезны другим образовательным компаниям.