Заниматься разработкой игрушек Сергей Киселев мечтал с детства: в 12 лет он с друзьями придумал и нарисовал аналог «Монополии», в 36 начинает производство санок
Какой договор выбрать франчайзору?
- Автор: Екатерина Арония
- Издание: Franshiza.ru
На практике часто возникает необходимость разграничить договор коммерческой концессии и лицензионный договор. Это нужно, в частности, сторонам, чтобы правильно выбрать вид договора для оформления своих отношений.
Договор коммерческой концессии и Лицензионный договор: сходства
Действительно, у этих двух договоров много общего: оба регулируют передачу исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, оба подлежат обязательной регистрации в Роспатенте, кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 1027 ГК РФ к договору коммерческой концессии применяются правила ГК РФ о лицензионном договоре.
Договор коммерческой концессии и Лицензионный договор: отличия
Вместе с тем между этими двумя договорами имеется и ряд существенных отличий.
Предмет договоров
Основное отличие заключается в предмете договора. По лицензионному договору передается исключительное право на определенный объект интеллектуальной собственности (результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации). Предметом договора коммерческой концессии является комплекс исключительных прав, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности, право на товарный знак, знак обслуживания и т.д. При этом товарный знак должен в обязательном порядке входить в предмет договора.
Цели договоров
Различны и цели рассматриваемых договоров. Согласно ст. 1027 ГК РФ комплекс исключительных прав передается по договору коммерческой концессии для использования в предпринимательской деятельности. По своей сути франчайзинг - это система организации предпринимательской деятельности (прежде всего в сфере сбыта товаров и оказания услуг). Для правообладателя франчайзинг является наиболее удобным средством расширения своего бизнеса, избавляющим его от необходимости открывать огромное число филиалов или регистрировать дочерние предприятия на удаленных от него территориях, инвестировать средства в покупку недвижимости и других основных средств, нанимать работников.
Стороны договоров
Учитывая, что договор коммерческой концессии может использоваться исключительно в сфере предпринимательской деятельности, его сторонами могут быть только коммерческие организации и индивидуальные предприниматели (п. 3 ст. 1027 ГК). Сторонами же лицензионного договора могут быть любые юридические и физические лица.
Возмездность договоров
Лицензионный договор может быть как возмездным, так и безвозмездным (если это предусмотрено договором). Договор коммерческой концессии всегда возмездный.
Содержание (условия) договоров
Договор коммерческой концессии имеет ряд особых положений:
- Законом установлен перечень ограничений прав сторон, которые правообладатель и пользователь вправе предусмотреть в договоре. Например, такие как:
- обязательство пользователя не конкурировать с правообладателем на оговоренной территории;
- отказ пользователя от заключения аналогичных договоров с конкурентами правообладателя;
- обязанность пользователя реализовывать товары, выполнять работы или оказывать услуги по установленным правообладателем ценам. - Договором коммерческой концессии предусмотрена обязанность правообладателя осуществлять контроль за деятельностью пользователя, контролировать качество его работ, услуг. Эта норма направлена в первую очередь на защиту прав потребителей. Пользователь в свою очередь обязан соблюдать все инструкции и указания правообладателя, а также оказывать потребителям все дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, если бы обратились непосредственно к правообладателю.
- По договору коммерческой концессии правообладатель передает пользователю документацию, инструкции, описывающие стандарты бизнеса. Франчайзинг предполагает постоянное консультационное содействие пользователю со стороны правообладателя с целью обеспечения необходимого качества производимых им по договору товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг.
- Договором коммерческой концессии может быть предусмотрена обязанность пользователя предоставить определенное количество субконцессий. Заключение сублицензионного договора, напротив, должно быть разрешено лицензиату.
- Пользователь обязан информировать потребителей, что он действует в силу договора коммерческой концессии.
Прекращение действия договора
Договор коммерческой концессии предусматривает преимущественное право пользователя на заключение договора на новый срок . В случае отказа правообладателя от заключения договора на новый срок он не может заключать на данной территории подобные договоры с другими пользователями в течение года. Прекращение лицензионного договора не влечет такие последствия.
Свои особенности имеют основания и порядок прекращения договора коммерческой концессии (ст. 1037 ГК РФ). Лицензионный же договор прекращает свое действие в соответствии с общими нормами ГК РФ.
Уровень ответственности франчайзера
И, наконец, закон предусматривает более высокий уровень ответственности франчайзера за деятельность франчайзи, в отличие от ответственности лицензиара. Так, законом установлена субсидиарная (дополнительная) ответственность правообладателя по требованиям о качестве товаров и услуг, оказываемых пользователем по договору коммерческой концессии. По некоторым требованиям правообладатель отвечает солидарно с пользователем.
Выводы
Читайте также
Франшизы для работы "на дому" подразумевают бизнес без аренды помещения и зачастую без значительных инвестиций и найма постоянного персонала, а значит, без необходимости выплачивать зарплаты
Федеральная сеть выездных химчисток мебели КАПЛЯ активно работает, развивается, в скором времени будем предлагать клиентам сопутствующие услуги, под стать окончанию эпидемии