На российском рынке существуют свыше 1 тыс. франшиз, ежегодно их число увеличивается на 25%. Как потенциальному франчайзи выбрать качественные бизнесы?
Все статьи
Больше франшиз, хороших и разных
- Автор: Варвара Липовецкая
- Издание: Дело&Ко
В Перми прошел форум по франчайзингу «Пермь-2007». Бизнесмены, чиновники, банкиры и даже студенты обсудили один из наиболее перспективных способов организации малого бизнеса — франчайзинг. Оказалось, что пермские бизнесмены не только готовы покупать франшизы, но и создавать и продавать свои бренды.
Елена Гилязова, министр торговли Пермского края:
– Люди есть разные. У кого-то есть своя идея, и он ее хочет воплотить, он чувствует в себе силы начать бизнес «с нуля». А у другого есть проблема с идеей, оценкой ситуации на рынке, но зато все хорошо с менеджерскими способностями. Для таких людей покупка франшиз, когда бизнес представлен в виде готового продукта с описанием технологий и мероприятий, с технико-экономическим обоснованием, с пониманием того, какие деньги должны быть вложены и когда они окупятся, самый удачный вариант.
Министр торговли отметила, что администрация края видит во франчайзинге один из наиболее перспективных инструментов развития частного бизнеса в регионе, один из механизмов оживления экономики края и готова оказать поддержку предпринимателям, решившим работать по этой схеме.
Елена Гилязова, министр торговли Пермского края:
– Мы готовы оказывать консультационную, организационную помощь, поддержку в решении задач, связанных с продвижением продукта. Наша задача — продемонстрировать: здесь есть свободная ниша, здесь есть спрос, остальное — это уже вопрос предпринимательской активности. Что касается преференций для бизнесменов, осваивающих франчайзинг, их мы обещать не можем: это не та ситуация, когда предприниматель берется за новое, рискованное дело. Для нас очень интересно, и над этим мы будем работать специально, предложение франшиз в производственной сфере. Мы заинтересованы в том, чтобы их становилось больше.
Валерий Перков, главный менеджер Российской ассоциации франчайзинга:
– В США 40% товарооборота приходится на предприятия, работающие в системе франчайзинга, у нас пока это единицы процентов, но лет через пять мы дойдем уже до десятка процентов. Если несколько лет назад основной вопрос, возникавший при упоминании слова «франчайзинг», был: что это? — то теперь спрашивают уже о том, как создать франшизу, просят совета, какую франшизу лучше купить. И если раньше только интересовались, то теперь уже покупают.
Первой в Перми работать по схеме франчайзинга начала компания «Алендвик», заключив в 1993 году франчайзинговое соглашение с компанией «Кодак». Сейчас компания владеет тремя франшизами.
Александр Никифоров, генеральный директор компании «Алендвик»:
– Преимущество покупки франшизы очевидно. Покупая франшизу, предприниматель получает ясную схему работы. Если бы он начинал работу «с нуля», ему нужно было бы изобретать все самому, включая торговую марку, технологию производства, даже одежду персонала и дизайн. А так как предприниматель часто не подготовленный человек в бизнесе, он может допустить массу ошибок, которые приведут к плачевным результатам. Когда же он покупает франшизу, весь этот путь уже пройден за него, он покупает опыт организации бизнеса. Все, что от него теперь требуется, — просто хорошо работать.
Однако до сих пор франчайзинг в России существует вне правового поля. Специального закона, регулирующего отношения франчайзера и франчайзи, нет. Официально они регулируются нормами Гражданского кодекса, изложенными в главе о «Коммерческой концессии». Но понятие «коммерческой концессии», по мнению экспертов, не передает сути явления «франчайзинг». И хоть бизнесмены приноровились к несовершенству законодательства, в бизнес-сообществе все чаще говорят о необходимости ликвидировать этот пробел.
Валерий Перков, главный менеджер Российской ассоциации франчайзинга:
– Основной документ, регулирующий отношения между франчайзером и франчайзи, — договор. Пока все идет хорошо, этого достаточно, но как только возникают проблемы, договор уже не может защитить предпринимателей. Если законодательно не прописаны правила составления подобного договора, судебные органы могут просто отказаться рассматривать споры, возникающие между участниками франчайзингового соглашения.
Российская ассоциация франчайзинга разрабатывает сейчас концепцию закона о франчайзинге и намерена участвовать в написании проекта закона.
Елена Гилязова, министр торговли Пермского края:
– Люди есть разные. У кого-то есть своя идея, и он ее хочет воплотить, он чувствует в себе силы начать бизнес «с нуля». А у другого есть проблема с идеей, оценкой ситуации на рынке, но зато все хорошо с менеджерскими способностями. Для таких людей покупка франшиз, когда бизнес представлен в виде готового продукта с описанием технологий и мероприятий, с технико-экономическим обоснованием, с пониманием того, какие деньги должны быть вложены и когда они окупятся, самый удачный вариант.
Министр торговли отметила, что администрация края видит во франчайзинге один из наиболее перспективных инструментов развития частного бизнеса в регионе, один из механизмов оживления экономики края и готова оказать поддержку предпринимателям, решившим работать по этой схеме.
Елена Гилязова, министр торговли Пермского края:
– Мы готовы оказывать консультационную, организационную помощь, поддержку в решении задач, связанных с продвижением продукта. Наша задача — продемонстрировать: здесь есть свободная ниша, здесь есть спрос, остальное — это уже вопрос предпринимательской активности. Что касается преференций для бизнесменов, осваивающих франчайзинг, их мы обещать не можем: это не та ситуация, когда предприниматель берется за новое, рискованное дело. Для нас очень интересно, и над этим мы будем работать специально, предложение франшиз в производственной сфере. Мы заинтересованы в том, чтобы их становилось больше.
Валерий Перков, главный менеджер Российской ассоциации франчайзинга:
– В США 40% товарооборота приходится на предприятия, работающие в системе франчайзинга, у нас пока это единицы процентов, но лет через пять мы дойдем уже до десятка процентов. Если несколько лет назад основной вопрос, возникавший при упоминании слова «франчайзинг», был: что это? — то теперь спрашивают уже о том, как создать франшизу, просят совета, какую франшизу лучше купить. И если раньше только интересовались, то теперь уже покупают.
Первой в Перми работать по схеме франчайзинга начала компания «Алендвик», заключив в 1993 году франчайзинговое соглашение с компанией «Кодак». Сейчас компания владеет тремя франшизами.
Александр Никифоров, генеральный директор компании «Алендвик»:
– Преимущество покупки франшизы очевидно. Покупая франшизу, предприниматель получает ясную схему работы. Если бы он начинал работу «с нуля», ему нужно было бы изобретать все самому, включая торговую марку, технологию производства, даже одежду персонала и дизайн. А так как предприниматель часто не подготовленный человек в бизнесе, он может допустить массу ошибок, которые приведут к плачевным результатам. Когда же он покупает франшизу, весь этот путь уже пройден за него, он покупает опыт организации бизнеса. Все, что от него теперь требуется, — просто хорошо работать.
Однако до сих пор франчайзинг в России существует вне правового поля. Специального закона, регулирующего отношения франчайзера и франчайзи, нет. Официально они регулируются нормами Гражданского кодекса, изложенными в главе о «Коммерческой концессии». Но понятие «коммерческой концессии», по мнению экспертов, не передает сути явления «франчайзинг». И хоть бизнесмены приноровились к несовершенству законодательства, в бизнес-сообществе все чаще говорят о необходимости ликвидировать этот пробел.
Валерий Перков, главный менеджер Российской ассоциации франчайзинга:
– Основной документ, регулирующий отношения между франчайзером и франчайзи, — договор. Пока все идет хорошо, этого достаточно, но как только возникают проблемы, договор уже не может защитить предпринимателей. Если законодательно не прописаны правила составления подобного договора, судебные органы могут просто отказаться рассматривать споры, возникающие между участниками франчайзингового соглашения.
Российская ассоциация франчайзинга разрабатывает сейчас концепцию закона о франчайзинге и намерена участвовать в написании проекта закона.
Читайте также
В первом полугодии 2022 года российскому рынку франчайзинга пришлось столкнуться со многими проблемами. Международные бренды стали покидать Россию, однако среди предпринимателей заметен спрос на отечественные франшизы. Подробнее читайте в этой статье.
Gelateria Plombir об итогах 2016 года