подобрать франшизу
Все статьи

Чужой бренд ближе к делу

  • Автор: Екатерина Вьюшкова
  • Издание: Вектор развития, Акценты, Коммерсант (Самара)

Сегодня все большей популярностью пользуются франшизы в сфере услуг бизнесу и населению, не теряют своей актуальности проекты в сфере общественного питания. Среди аутсайдеров —франчайзинговые сети магазинов одежды, обуви и аксессуаров.

На российском рынке, по инфор­мации консалтинговой компа­нии «Франкон», насчитывается порядка 1,4 тыс. франчайзинговых концепций. Причем, по данным Российской ассоциации фран­чайзинга, бизнес по франшизе демонстрирует тенденцию к ро­сту. В 2013 году в России откры­лось 2,9 тыс. франчайзи-проектов, в 2014­-м — уже 3,6 тыс.

По информации профессио­нального портала о франчайзинге Franshiza.ru, Самарская область входит в десятку самых активных в этой сфере регионов: больше всего интерес к франшизам проявляют инвесторы из Самары — 68%, в То­льятти — 27% и Сызрани — 3%.

«Несмотря на относительно не­большое количество, среди них (франчайзеров в Самарской обла­сти. — Прим. ред.) есть довольно известные федеральные сети. Это магазины торговой марки „У Палы­ча“, франшиза магазина женского нижнего белья больших размеров „Татюр“, франшиза производства резиновой плитки и брусчатки EcoStep, франшиза wellness-центра TONUSCENTR, франшиза магази­на нижнего белья „Парижанка“, франшиза клуба раннего развития „Бэби-клуб“. Отдельно можно выде­лить франшизу сети кафе-пекарен Your Pie. Компания активно разви­вается в Самарской области и про­дает франшизу. На данный момент сеть насчитывает десять точек»,—рассказывает эксперт портала Franshiza.ru Евгения Ачкасова.

По словам консультанта по фран­чайзингу компании «Франкон» Але­си Слединой, в кризис сохраняют актуальность франшизы в сфере услуг бизнесу и населению. Именно они на сегодняшний день вызывают наибольший интерес со стороны потенциальных франчайзи. Сегод­ня такие франшизы занимают 37% рынка против 35% в начале года и 30% — по итогам 2014­-го.

«Если рассматривать услуги биз­несу, то это, например, франшизы по аренде персонала или реклам­ных услуг, в сфере услуг населе­нию — предложения из сегментов „дети“, „микрофинан­сирование“»,— приводит примеры госпожа Следина

А вот франчайзинговые сети магазинов одежды, обуви, аксес­суаров, в первую очередь, пред­лагающие товары в сегментах «средний плюс» и «премиум», на­ходятся не в самом выигрышном положении. Виной тому валютные колебания на российском рынке и падение спроса на товары со сто­роны конечного потребителя, объ­ясняет Алеся Следина.

Колебания курсов валют серьезно отразились и на держателях фран­шиз, работающих в сегменте предо­ставления услуг, которые нельзя причислить к категории товаров первой необходимости. Например, в сфере ароматизации помещений. Если в западной культуре продаж аромамаркетинг — явление при­вычное и обязательное, то в России это направление только начинает набирать популярность.

«Услуги по ароматизации поме­щений сегодня относятся к катего­рии „роскошь“, это не товар первой необходимости. Поэтому, конеч­но, кризис существенно повлиял на работу нашей компании,— рас­сказывает генеральный директор самарского ООО „Концепт Холдинг“ (франчайзи компании „Третье чув­ство“, специализирующейся на аро­мамаркетинге) Анастасия Кулико­ва.— Из-за валютных колебаний компании пересмотрели свои бюд­жеты, и сейчас среди наших клиен­тов остались крупные федеральные игроки и те, кому без ароматизации помещений не обойтись, например, мужские спа-салоны».

«Антикризисные» концепции

По данным всероссийского опроса предпринимателей, проведенного в сентябре этого года Националь­ным агентством финансовых иссле­дований (НАФИ), сегодня каждый пятый предприниматель готов раз­вивать бизнес по модели франчай­зинга. В то же время ровно половина руководителей не хотели бы вести свое дело по подобной схеме. Среди тех, кто не видит возможности раз­вивать свой бизнес по франчайзин­говой модели, самый популярный аргумент в защиту своей позиции— опасения, что на франшизу не будет спроса (17%).

По словам руководителя направ­ления корпоративных исследова­ний НАФИ Ольги Стасевич, пред­приниматели не спешат работать с франшизами из-за ее дороговиз­ны. «Впрочем, стоимость может быть оправдана известностью бренда. От покупки франшизы предпринимателей может останав­ливать и большой объем предъяв­ляемых требований к франчайзи, а также недоверие к подобной мо­дели бизнеса»,— цитирует госпожу Стасевич пресс-служба НАФИ.

В то же время, по словам Евгении Ачкасовой, сегодня самарцы активно интересуются приобретением фран­шизы. «Особенно их интересуют франшизы в сфере торговли, услуг и общественного питания (форма­та „кофе с собой“, „суши с собой“). Большая часть запросов приходит­ся на франшизы с инвестициями до 1 млн рублей»,— уточняет госпо­жа Ачкасова. На сегодняшний день игроки с успешными и интересны­ми концепциями и низким уровнем инвестиций в проекты (до 1 млн. рублей) справляются с кризисом, и их франшизы пользуются спросом, добавляет Алеся Следина.

По ее словам, франчайзеры стре­мятся адаптироваться к текущей экономической ситуации и со­хранить привлекательность своих предложений. «Среди мер — сни­жение первоначального франчай­зингового платежа — паушального взноса, краткосрочное освобож­дение от выплат или снижение роялти, появление франшиз но­вых форматов с меньшим уровнем инвестиций», — говорит госпожа Следина. К примеру, эксперт отме­чает, что в сегменте общественного питания сегодня все большей попу­лярностью пользуются франшизы концепций take-away (на вынос. —Прим. ред.).

Директор по развитию бизнеса QB Finance Маргарита Горшенева отмечает, что на российском рын­ке сегодня появилось достаточно много «антикризисных» франчай­зинговых предложений. «К при­меру, в Самаре открылось уже три дискаунт-бара Killfish. Смысл концепции в том, что франчай­зи предоставляют программное обеспечение, с помощью которого расчеты с клиентами происходят не наличными, а со специальных карт, пополняемых на кассе. За счет этого минимизируются потери от недобросовестного персонала, что очень важно в ресторанном бизнесе. При этом с помощью этой системы настроен и сетевой марке­тинг — если человек приводит дру­га, ему начисляют баллы на карту, за которые он может покупать себе алкоголь или еду. И это только одна из концепций, инноваций на са­мом деле очень много»,— уверяет госпожа Горшенева.

Голодные игры

По оценкам экспертов, на сегод­няшний день наиболее популяр­ными франшизами остаются концепции в сфере общественного питания. «Это очень легко объяс­няется. Этот вид бизнеса понятен, многие хотят им заниматься, на­деясь эффективно монетизировать доступные помещения и знание регионального рынка. При этом особой популярностью пользуют­ся именно новые концепции — дискаунт-бары с системой контро­ля движения денежных средств, мини-кофейни, позволяющие быстро делать напитки с собой, и так далее. Более традиционные форматы, давно присутствующие на рынке — к примеру, Subway,— становятся менее популярными из-за больших платежей и насы­щенности рынка», — рассуждает Маргарита Горшенева. «Учитывая сложное положение банковского сектора и общий спад, популяр­ностью пользуются бюджетные направления типа блинных, дру­гой русской национальной кухни и обычного фастфуда»,— добавляет директор Института актуальной экономики Никита Исаев.

В Самарской области, по словам Евгении Ачкасовой, в сфере обще­ственного питания действительно широко представлены заведения, открытые по франчайзингу. Это кафе-мороженое «Джелато Шокола­то» и Piccolo, рестораны быстрого обслуживания Subway, рестораны итальянской кухни IL Патио, чеш­ская пивная «Пилзнер». В ноябре в городе планируется открытие хот-дог поинта Nathan`s Famous.

В Самаре работают несколько франчайзи новосибирской компа­нии «РМ Консалтинг» — это ресто­раны «Перчини» и «Чучвара». Как рассказал заместитель генераль­ного директора по франчайзингу «РМ Консалтинг» Сергей Ким, под каждый запрос от потенциальных франчайзи компания планирует индивидуальную бизнес-модель. «И если модель успешна для франчайзи и для нас — строим ресто­ран»,— говорит господин Ким.

Текущая экономическая ситуа­ция внесла коррективы в работу компаний во всех сферах, не только в сегменте общественного пита­ния,— рост во всех отраслях или существенно замедлился, или во­обще показывает отрицательную динамику. «Нет громких закры­тий, как в 2008–2009 годах, но и ро­ста 2012–2013 годов тоже не наблю­дается», — отмечает Сергей Ким. Конечно, сложностей хватает: паде­ние посещаемости, снижение стои­мости среднего чека, повышение арендных ставок, проблемы с по­ставщиками. Однако господин Ким добавляет, что все вышеперечис­ленное является «каждодневными кейсами для ресторанов». «Наши концепции имеют продуктовый набор, менее подверженный удо­рожанию, но в сегодняшних реа­лиях особенно важно держать руку на пульсе»,— признается он.

Под «крылом» большого игрока

Эксперты и игроки рынка схо­дятся во мнении, что, несмотря на определенные риски, в кризис стоит начинать бизнес именно по франшизе. Одна из главных характерных особенностей фран­чайзинга — снижение предпри­нимательских рисков. По данным Российской ассоциации франчай­зинга, по статистике, из всех вновь образованных предприятий 85% прекращают свою деятельность в течение первых пяти лет, тогда как из фирм, созданных в рамках франчайзинга, — только 14%.

Алеся Следина советует в кризис покупать франшизу надежного,опытного игрока. «Характер рисков тот же, что и при открытии „неза­висимого“ бизнеса, но во франчай­зинге они меньше, что особенно ак­туально сейчас»,— говорит госпожа Следина. И этому, по ее словам, есть несколько причин. Во-­первых, франчайзинг — это возможность стать частью известного бренда,cледовательно, обеспечить спрос и доверие клиентов. Во­-вторых, сотрудничество с сильным игро­ком дает сетевые скидки, а также больше рычагов для проведения переговоров и получения более выгодных условий сотрудничества с контрагентами, в первую очередь, арендодателями. В-­третьих, у франчайзера, как правило, уже есть опыт ведения бизнеса в кри­зис, а значит, держатель франшизы имеет возможность получать кон­сультации от опытного партнера, что особенно важно в текущих эко­номических условиях.

Сергей Ким также считает, что у федеральных брендов есть больше шансов выжить. Причем, по его мнению, связано это не только с узнаваемостью самого бренда, но и с наличием отработанной бизнес-системы. «Франчайзинг дает возможность собственникам бизнеса экономить множество ресурсов. Не нужны дорогостоя­щие специалисты по разработке концепции, меню, маркетинга, операционной системы и систе­мы контроля качества. Бизнес по франшизе понятен для соб­ственника, все KPI — прозрачны. Сейчас есть множество приме­ров, когда уже действующие пред­приятия покупают франчайзинг и переформатируют свои пред­приятия в федеральные концеп­ции, и это не только в сфере обще­пита. И такие примеры успешны и показательны», — объясняет Сергей Ким. «Начинать бизнес по франшизе можно всегда, по­скольку существует огромное ко­личество концепций, в том числе и антикризисных. Очевидным преимуществом такого подхода является то, что отработанная кон­цепция компенсирует отсутствие опыта, а это особенно важно для начинающих предпринимате­лей», — соглашается Маргарита Горшенева.

Рисков при открытии бизнеса по франшизе, по мнению Сергея Кима, минимум. «Но есть два мо­мента, на которые стоит обратить внимание, — говорит господин Ким. — Первое. Какой бы ни был качественный франчайзинговый пакет, необходимо присутствие собственника в бизнесе или пред­ставителя собственника. Это са­мые замотивированные люди. Второе. Нужно выбирать только опытных франчайзеров, имею­щих правильную историю и от­крывающих не только рестораны по франчайзингу, но и собствен­ные рестораны».

«Понятно, что сейчас лучше сделать ставку на доступный бюджетный сервис, который позволит людям рационально использовать свои финансы в кризисный период. Люди экономят и будут в первую очередь обращать вни­мание на те ниши, где можно будет недорого перекусить, вос­пользоваться транспортом и так далее», — считает Никита Исаев, добавляя, что заниматься биз­несом имеет смысл в любое вре­мя, «главное — найти свою нишу на рынке, чтобы уловить тенден­ции и выявить спрос».

Возможно, Вам также будет интересно:

Статья "Международная франшизы: как завоевать мир"

Читайте также

Случается, что франчайзи прекращали работать из-за малого числа заказов, после чего на его место приходил другой, более активный партнер, и делал в 2-3 раза больше заказов. В "Капле" рассказали, как управлять бизнесом и в чем заключается секрет успеха партнеров по франшизе.

Сегодня все чаще в прессе медицинской тематики используется словосочетание «кризисный синдром». Более того, эксперты считают «синдром кризиса» самым массовым современным заболеванием

Нужно работать, работать много, работать только на качество, оказывать исключительно качественный сервис, быть исключительно клиентоориентированным

Поздравляем! Сообщение отправлено!
Закрыть
Зарегистрироваться в каталоге Franshiza.ru