подобрать
Все статьи

Международная франшиза: как завоевать мир

  • Дата публикации: 07 Ноябрь 2017
  • Издание: franshiza.ru

Российские бренды за границей

Сегодня большинство предпринимателей вне зависимости от сферы только задумываясь о собственном бизнесе, представляют себя франчайзером, управляющим федеральной сетью. Сразу после появления первых франчайзи внутри страны аппетиты и амбиции возрастают до уровня глобальной международной сети. Но, на практике, выйти на зарубежный рынок оказывается не так просто. Виной тому особенности экономики, законодательства, рыночной инфраструктуры и предпринимательского менталитета в каждом отдельно взятом государстве. Стоит сказать, что тренды в бизнесе носят глобальный характер и находят отражение в экономике практически любой страны, разница может быть лишь в нескольких годах ожидания. Отечественным брендам розничной торговли достаточно тяжело выходить на зарубежные рынки, и в основном зоной их развития за пределами России становится Казахстан, Белоруссия и Украина. Немногочисленным исключением можно назвать сети BeFree и Gulliver, запустившим франчайзинговые магазины сети в Европе.

Сети общественного питания и сферы услуг имеют бОльший потенциал мирового роста. Успехов в освоении международных рынков с помощью франчайзинга добились российские квесты: "Клаустрофобия" (Берлин, Париж, Андорра, Таллин, Валенсия, Цюрих, Лондон), "Квеструм" (Стокгольм, Монреаль, Милан, Лимасол, Хельсинки). Обширен опыт выхода зарубеж российского фаст-фуда: "Теремок" (США), "Додо пицца" (США, Кинай, Румыния, Великобритания, Эстония, Литва), Tutti Frutti Frozen Yogurt (Армения). «Шоколадница» получила статус международной франшизы благодаря выходу в Армению, Таджикистан, Азербайджан, Киргизию и Монголию. Недавно представитель сети заявил о скором появлении кофеен в странах Персидского Залива, Турции и в Китае.

Франшиза в Казахстане

В последние годы благодаря политической, экономической и транспортной инфраструктуре произошел огромный скачок интереса к российскому франчайзингу казахстанских бизнесменов. Огромен спрос на отечественные франшизы из таких городов как Астана, Алматы, Шикмент, Актобе, Павлодар, Уральск, Караганда, Атырау, Актау и менее крупных городов. Купить российскую франшизу в Казахстане уже получилось у нескольких сотен бизнесменов. Например, в 2017 году в Казахстан вышли такие сети как "220 вольт", "Галамарт", Fit Service, "Шоколадная мечта", "Перчини" и многие другие. Если международная компания находит сильного партнера в России, то, как правило, дополнительно к эксклюзивным правам на развитие бренда в России, он становится и мастер-франчайзи в Казахстане.

С чего начинается международная франшиза

Некоторые франчайзеры рассматривают возможность выхода на международные рынки через страны Прибалтики – Латвию и Литву. Эти страны близки территориально, ментально и здесь практически отсутствует языковой барьер – приличная часть населения владеет русским языком. Это хорошая возможность отточить свою концепцию под стандарты Евросоюза и продолжить экспансию дальше.

Об этом с каталогом франшиз Franshiza.ru поговорил  Президент Балтийской Ассоциации Франчайзинга и CEO в Francorp Baltic, Артур Бейер.

В каких сегментах российские франшизы могут быть востребованы в Евросоюзе?

В странах Балтии и Европейского Союза многие российские франшизы ожидаемы, особенно франшизы с хорошей репутацией, сильным брендом и хорошо выстроенной системой. От сферы бизнеса это практически не зависит.

Какие основные проблемы, с которыми сталкиваются российские компании?

Существует ТОП-3 вопросов для франчайзера, связанных с выходом на Европейский рынок.

1. Вопросы, связанные с таможней;

2. Вопросы, связанные с налогами;

3. Вопросы, связанные с существующими игроками и конкурентами.

От того, насколько успешно франчайзер сможет решить эти вопросы и будет зависеть его путь к международной экспансии.

Какая составляющая бизнеса подлежит обязательной доработке и адаптации  в связи с выходом на территорию Евросоюза?

С юридической точки зрения российские франчайзинговые компании, которые хотели бы выйти на рынки ЕС, должны соблюдать правила ЕС. Это означает, что франчайзинговое соглашение, которое хорошо подходит для российского рынка и рынков СНГ, может не отвечать требованиям законодательства ЕС. Так, перед подписанием договора франшизы на территории ЕС, мы рекомендуем показать договор франчайзинга юристу, который знаком с правилами ЕС. Также важно зарегистрировать товарный знак в тех странах ЕС, где будет продаваться франшиза.

С точки зрения бизнеса – российским франчайзинговым компаниям рекомендуется проверить, достаточны и интересны ли существующие условия франшизы для рынка ЕС. Обычно обучение и поддержка франчайзи в Европе сопряжены с бОльшими затратами, чем обучение российских франчайзи, и в таких случаях российские франчайзеры обычно повышают свои паушальные платежи и роялти для покрытия этих расходов. Важно адаптировать продукт под Европейский рынок, найти местных поставщиков, если речь идет о ресторанных концепциях. Это требует дополнительное время, силы и инвестиции.

Каким образом Российскому франчайзеру проще выходить на рынок Прибалтики: самостоятельно или через франчайзи?

Идеальным алгоритмом выхода на рынок Балтии и ЕС будет следующий:

  • а) франчайзер открывает первую точку самостоятельно;
  • б) тестирование, как концепция работает на рынке новой страны;
  • в) при положительном результате тестирования – продажа франшизы франчайзи;
  • г) дальнейшее активное развитие на международном рынке.

Но в реальности это не так легко, есть существенные условия другой правовой инфраструктуры, различий в налогах, разный бизнес-менталитет и т. д., поэтому для российского франчайзера все-таки будет проще выйти в страны Евросоюза с помощью франчайзи.

Каким видом договоров обычно оформляют отношения между франчайзером и франчайзи в Прибалтике и в Евросоюзе? Подлежит ли он регистрации где-либо или нет?

В странах Балтии и других странах ЕС достаточно заключить франчайзинговое соглашение между франчайзером и франчайзи, нет требования об обязательной регистрации договора в государственных или каких-либо других учреждениях.

Если у российского франчайзера есть франчайзи на территории Евросоюза, должен ли российский франчайзер осуществлять какие-либо налоговые отчисления на территории Евросоюза?

Если франчайзер получает доход/прибыль на территории ЕС, то он будет облагаться налогом в ЕС. Если франчайзер получает доход/прибыль на территории России, то он облагается налогом в России. Важно, чтобы не возникало двойного налогообложения - этот вопрос также требует проработки.

Как российским франчайзерам продать свою франшизу на территорию Прибалтики и Евросоюза?

В этом плане Европа очень похожа на Россию. Существуют 2 основных канала поиска франчайзи: каталоги франшиз и выставки.

В заключение можно отметить, что выход на международный рынок – это огромная возможность и, вместе с тем, большое испытание для бизнеса и команды. Поэтому к этому шагу нужно отнестись со всей серьезностью.

Возможно, Вам также будет интересно:

Статья Тонкости международного франчайзинга

Читайте также

Ресторанный холдинг не будет расширяться до конца года

Перед активным развитием посредством франчайзинга каждая компания должна рассмотреть все риски

Что делать с деньгами в сложный период? Можно ли заработать не вкладываясь в валюту? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в статье.

Поздравляем! Сообщение отправлено!
Закрыть
Зарегистрироваться в каталоге Franshiza.ru