Впервые в России franshiza.ru предложила франчайзерам «эмоциональный блок» вопросов. Это исследование позволяет выявить общие проблемы, узкие места и мнение франчайзеров о франчайзинге
Вход для трезвых
- Автор: Кира Васильева
- Издание: Коммерсант.ru
Франчайзинг продолжает оставаться одной из самых востребованных форм ведения бизнеса в российском сегменте малого и среднего предпринимательства. Причины очевидны: покупатель получает понятную, раскрученную модель ведения дела, при этом имея достаточно скромные инвестиции. Однако вести бизнес по франшизе не так просто, как может показаться на первый взгляд, поэтому эксперты советуют максимально трезво оценивать свои возможности еще на этапе входа.
За последние несколько лет отечественный рынок франчайзинга несколько раз трансформировался, но в целом вел себя адекватно экономической ситуации в стране. 2016 год был годом отложенного спроса, интерес к франчайзингу не падал, но сделок совершалось немного, а покупатели франшиз использовали эту паузу, чтобы более детально изучить ситуацию, проанализировать интересующие их концепции и выбрать наиболее интересный, качественный и подходящий проект. "Однако в январе — апреле 2017 года мы зафиксировали внушительный рост числа заявок на покупки франшизы (почти на 60 процентов) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Предприниматели просто устали ждать "лучших времен" и решили переходить к более активным действиям",— рассказала руководитель проекта Franshiza.ru Анна Рождественская.
Аналогичного мнения директор по франчайзингу сети магазинов "Заодно" Дмитрий Першиков. Он считает, что ситуация на рынке сегодня непростая, поэтому инвестиционная активность находится на низком уровне. "Однако люди уже устали ждать улучшения внешнего фона и начинают думать о том, как все же строить бизнес в данных условиях",— отметил он. Дмитрий Першиков полагает, что сложившая экономическая ситуация способствует "очищению" рынка от большого количества псевдофраншиз, так как потенциальный франчайзи более осознанно подходит к процессу организации своего дела и выбору франшизы. В Российской ассоциации франчайзинга также подтверждают, что, несмотря на все трудности, рынок уверенно продолжает наращивать обороты. В первую очередь за счет роста сегмента сетевого фастфуда и кафетериев. "Настоящим драйвером роста франчайзинга в России стали многочисленные концепции бургерных, количество которых резко увеличилось как в столице, так и в регионах",— поделилась наблюдениями Анна Рождественская.
Эксперты также считают, что число франчайзинговых компаний будет расти у нас в стране и в будущем. "Очевидно, что в кризисный период развитие франчайзинговой системы имеет большие перспективы. Предприниматели стали охотнее открывать бизнес по франшизе, так как вывести на рынок новый бренд теперь еще труднее",— считает генеральный директора ООО "Лаборатория Гемотест" Рудем Газиев.
Концепции из регионов
Наиболее востребованными остаются франшизы, сумма инвестиций в которые не превышает 1,5 млн рублей в независимости от направления деятельности. Их продажи с начала года выросли более чем на 30 процентов. "Основной тенденцией является увеличение предложений по недорогим франшизам. Даже у известных игроков. Франчайзеры на базе раскрученных дорогих брендов сейчас формируют более "легкие" концепции и понижают планку для входа",— пояснила президент Российской ассоциации франчайзинга Агнесса Осипова.
Если раньше франшизы зарождались в основном в Москве и Санкт-Петербурге, а потом совершали экспансию в регионы, то сейчас ситуация изменилась, и среди франчайзеров стало появляться большое количество локальных региональных сетей, которые постепенно и уверенно развиваются в рамках своей территории, "завоевывают" область за областью и становятся федеральным брендом. "Таких проектов на рынке уже порядка 40 процентов, и это устойчивый тренд,— утверждает Анна Рождественская.— Сильные стороны этих предложений в том, что они близки к региональным реалиям, учитывают местную специфику и позволяют сэкономить не на бумаге, а на практике. Они более реалистичны для партнеров из регионов". По словам эксперта, запросов на разработку франшиз из субъектов Федерации сейчас поступает даже больше, чем из столицы.
В то же время региональные сети с каждым годом все сильнее ощущают давление федеральных. Сейчас даже в самые отдаленные уголки страны активно приходят "Пятерочки", "Магниты" и т.п., и местные предприниматели вынуждены сворачивать аналогичный бизнес, не выдержав конкуренции. "Это негативный фактор, но именно такая экспансия вынуждает региональных предпринимателей искать альтернативные, конкурентоспособные франчайзинговые продукты, трансформировать и диверсифицировать свой бизнес",— говорит Дмитрий Першиков.
Буквально 10 лет назад к франшизам из регионов относились очень скептически. "В 2006 году, когда была запущена наша франшиза, доверие к бизнесу, зародившемуся не в столице, а в Томске, нужно было завоевывать потом и кровью",— вспоминает директор сети кафе-мороженого "33 пингвина" Ольга Степико. "У потенциальных партнеров было множество стереотипов и страхов. Поэтому, проработав техническую и экономическую сторону вопроса, мы начали использовать то, что казалось нашим "минусом", в свою пользу. Сибирь у многих ассоциируется с экологичностью, и наша ставка была на первозданный натуральный продукт — она сыграла. Сейчас нам удалось выстроить сеть в 180 городах из четырех стран",— поделилась опытом Ольга Степико.
Франшизы нетрадиционной ориентации
Помимо традиционных на рынке получили признание франшизы нового направления — В2В и конверсионные. "В развитых странах франчайзинг в сфере B2B занимает достаточно большой объем рынка — до 15 процентов. Россия постепенно подтягивается, в первую очередь за счет экспансии зарубежных концепций",— говорит Агнесса Осипова из Российской ассоциации франчайзинга.
Факт, что франчайзинг, ориентированный на бизнес, развивается сейчас в России в первую очередь в Москве, подтверждает и Анна Рождественская. "Нужны компании, которые готовы вести проекты по развитию и поддержанию бизнеса своих клиентов в рамках аутсорсинга. В первую очередь это бухгалтерия, рекламные услуги и IT-технологии",— считает она. Благодаря этому у франчайзинга в сфере B2B есть все шансы занять одно из ведущих мест на отечественном рынке.
Еще один популярный вариант, который только набирает обороты в нашей стране,— конверсионная франшиза. Ее суть заключается в покупке бренда для уже готового, действующего бизнеса. "Предприниматели все чаще идут на такой шаг, чтобы задать новый вектор своему бизнесу. Они приобретают право пользоваться известным брендом и перенимают общесетевые стандарты. Это выгодно всем — и франчайзеру, и франчайзи, который становится элементом большой сети",— рассказывает Анна Рождественская. При этом франчайзи имеет льготные условия вхождения в бизнес, гораздо более выгодные, чем новичок. Он может рассчитывать на большие скидки при оплате паушального взноса и роялти и даже на финансовую помощь со стороны франчайзера, поскольку тот очень заинтересован в развитии бренда с уже состоявшимся, опытным партнером.
Экспорт хлеба и зрелищ
С 2014 года многие зарубежные бренды, работающие по франчайзингу, предпочли или были вынуждены из-за санкций покинуть российский рынок, зато дополнительный вектор развития получили собственные торговые марки. "На зарубежные рынки, правда, выходят единичные отечественные компании. Предпосылок для массовой экспансии за рубеж у российских франчайзеров пока нет. Это связано с кадрами, необходимыми инвестициями и знаниями. Зарубежный рынок высококонкурентен",— говорит Агнесса Осипова.
По мнению Анны Рождественской, за границей в первую очередь востребованы наши франшизы квестов и общепита. ""Клаустрофобия" работает в Андорре, Германии, Эстонии, Франции и других странах, "Квеструм.рф" также представлен в Европе и Канаде. Кулинарная студия Cylinaryon развивается в Сингапуре и Бухаресте. За границей также востребована "Шоколадница" и "Додо пицца"",— поделилась она информацией.
Что же касается иностранных брендов, решивших развивать сеть в России, то в последние годы среди международных франшиз сегмента масс-маркет в розничной торговле все реже стали появляться новинки, более того, отечественный рынок покидают многие известные марки, как Mexx, River Island, Accessorize и другие.
В общепите экспансия проходит чуть более активно, например израильская сеть кофеен по фиксированным ценам Cofix всего за год открыла несколько точек в Москве, вышла на рынок Санкт-Петербурга и имеет огромное число заявок на франшизу из регионов. "Анализируя реалии сегодняшнего дня, можно говорить о том, что зарубежные компании менее охотно, чем три года назад, приходят на российский рынок. Сказывается спад потребительской активности в стране, а также франчайзеров отпугивает ситуация с санкциями. Но это дает возможность подрасти и окрепнуть российским компаниям",— делится соображениями Агнесса Осипова.
Тоже бизнес
Несмотря на то что франчайзинг можно в определенной степени считать идеальным бизнесом, ежегодно довольно высокий процент франчайзи закрывает торговые точки, разочаровываясь в такой модели предпринимательства. По данным проекта Franshiza.ru, их около 30 процентов. Российская ассоциация франчайзинга насчитывает на рынке примерно 3 тысячи предложений о покупке франшиз, из которых реально работающими можно назвать не более половины.
Специалисты в один голос говорят: к выбору франшизы надо подходить очень тщательно. Следуя общей тенденции к удешевлению, на рынке стало появляться большое количество франшиз, стартовый капитал которых укладывается в 500 тысяч рублей вместе с паушальным взносом, затратами на оборудование, персонал и т.д., при этом роялти могут отсутствовать вообще или на какой-то период. Такие франшизы продают плохо раскрученные бренды, то есть, по сути, отсутствует ключевой компонент и смысл покупки франшизы.
"Разные предприниматели преследуют разные цели, для кого-то стимулом к покупке франшизы является бренд, для кого-то технология ведения бизнеса или концептуальная идея, которая позволит эксклюзивно представить продукт или услугу. В последнем случае предполагается, что франчайзи самостоятельно будет вкладываться в продвижение бренда и имеет такие возможности. Соответственно, от этого зависит и цена "входного билета" в бизнес",— утверждает Анна Рождественская.
Франчайзинг — уникальная технология, которая позволяет умножить за счет развития нескольких точек даже маленький доход и получить вполне ощутимую прибыль. Но есть одно золотое правило, которое специалисты советуют взять за основу и следовать ему в любых ситуациях: франчайзинг — это такой же бизнес, как и самостоятельный проект, он требует не меньших усилий и знаний, и к организации такого бизнеса нужно также подходить со всей ответственностью.
"Впрочем, стоит отметить, что в последнее время портрет покупателя франшизы существенно изменился. Потенциальные франчайзи стали более бизнес ориентированы, требовательны, детально и взвешенно подходят к вложению собственных инвестиций. Еще несколько лет назад предприниматель выбирал франшизу только по ее стоимости, сегодня же выбирают сферу бизнеса и бренд",— заключил генеральный директор ООО "Лаборатория Гемотест" Рудем Газиев.
Возможно, Вам также будет интересно:
Статья Популярные франшизы 2017 года
Читайте также
Франшиза автострахования – AVTOSLIV, вторая версия уникального автомобильного онлайн-сервиса.
Франчайзинговые концепции с недавних пор облюбовали город Благовещенск. Какие компании, в каком формате представлены в этом городе и почему?...