Начальник управления единой концепцией ТС "Пив&Ко" и "Разливной" компании "Пивзавоз Group" Наталия Шаймухаметова расскажет: как "Пивзавоз" находит самое-самое и договаривается с заводами на лучшие цены для розницы и франшизы
Как открыть бизнес по франшизе
- Автор: Татьяна Овсянникова
- Издание: Деловая газета. Юг
ОБЗОР РЫНКА
В 2007 году в РФ зафиксировано около 600 франчайзеров (брендованные компании, продающие франшизу). По оценке Российской Ассоциации Франчайзинга (РАФ), в 2003 г. их было не больше 100. Количество франчайзи (компаний, работающих по франшизе) в России, по экспертной оценке РАФ, уже около 6 тыс.
В Краснодаре на условиях франчайзинга работает около 30 компаний, большая часть из них — в сфере розничной торговли, преимущественно одеждой: Alfred Muller, Zimaletto, Sela, Mango, "Красный куб", "Унция" и др. Среди предприятий общепита — "Ростикс KFC", "Сбарро". Узнайте как купить франшизу фаст фуда.
Франшизы представлены также в сфере информационно–развлекательных комплексов ("Транс–Форс"), риелторских услуг (Century 21). В ближайшее время по франшизе в Краснодаре откроется магазин чешской косметики "Ботаникус", итальянских украшений Zoppini, аксессуаров, бижутерии и косметики Colours & Beauty.
"Количество франчайзи подсчитать достаточно сложно, — говорит Валерий Перков, главный менеджер Российской ассоциации франчайзинга. — В Российском законодательстве еще нет понятия "франчайзинг", соответственно нет и органов статистики для подсчета таких организаций. Не существует пока юридических рычагов регулирования взаимоотношений франчайзера и франчайзи. От этого страдают как покупатели, так и продавцы франшиз. Все это осложняет развитие франчайзинга в России. Ассоциация планирует решить эти проблемы в ближайшие 2 года".
По данным экспертов, наибольший интерес у краснодарских предпринимателей вызывают предложения франшиз в сфере торговли одеждой и обувью (43% спроса). Эта тенденция повторяет общероссийскую — наибольшее количество франчайзинговых систем создано как раз в сфере розничной торговли (46%).
На втором месте общественное питание (21%), на третьем — сфера услуг, в том числе в кредитование, страхование и лизинг, риелторские агентства (13%). Далее следуют торговля косметикой и бижутерией (10%), сувенирами и подарками (7%), сфера рекламы (3%), индустрия развлечений (2%), производственный франчайзинг (1%).
По данным участников рынка, первый (и пока единственный) франчайзер в Краснодаре — компания "Богемия", в скором времени возможно появление местного франчайзера в сфере производства окон.
Краснодар — один из самых информированных городов о системе франчайзинга не только в крае, но и в РФ, считает Нина Семина, эксперт по франчайзингу.
"Краснодарский край — перспективное место для развития партнерских отношений на основе франчайзинга, — говорит Нина Семина. — В 2007 г. значительно возросла активность регионов в этой сфере. Я уверена: в скором времени региональные франчайзеры составят значительную конкуренцию федеральным сетям на местах, потому что их бренды более узнаваемы в конкретном регионе, и местный потребитель более лоялен к "своим" компаниям".
Перспективы роста франшиз в регионах, в том числе в Краснодарском крае, связаны с активным строительством торговых и развлекательных центров. "Множество магазинов в ТРЦ в России открываются сейчас по франшизе. Столичные розничные франчайзеры планируют развиваться в дальних регионах и небольших городах не самостоятельно, а с помощью франчайзинга. Таким образом, сети захватывают региональные рынки, оставаясь при этом в месте основания компании", — говорит Нина Семина.
Эксперты прогнозируют рост активности регионов РФ в развитии собственных франчайзинговых сетей и приобретении прав на использование популярных брендов. Планируется проводить выставки, конференции, круглые столы, призванные популяризировать франчайзинг. В мае в Краснодаре прошла конференция "Франчайзинг: новые возможности для предпринимателей ЮФО", организацией которой руководила Нина Семина.
В сентябре 2008 года при поддержке губернатора Кубани в Краснодаре планируется провести выставку "Купи бренд", посвященную франчайзингу.
Сколько стоит
В открытие бизнеса по франчайзингу инвестирует сам франчайзи. Франчайзер раскрывает технологию работы бизнеса, разрешает работать под своим брендом, оказывает консультационную и техническую поддержку. За это берет паушальный взнос и роялти.
"Открыть магазин по франшизе стоит примерно столько же, сколько и без нее. Если бренд хорошо известен, то не требуется вложений в рекламу и маркетинг, зато дороже обходятся оборудование и первоначальные вложения в товар. Если бренда нет, то расходы на рекламу составляют основную статью затрат, — говорит Габриэль Цуркану, директор магазина Extra (открыт не по франшизе). — Чтобы в магазин с неизвестной маркой пошли покупатели, на рекламу нужно потратить почти столько же, сколько на товар, и вкладывать значительные суммы ежемесячно. Но если бренд купленной франшизы известен слабо, то вложения в рекламу делать все равно приходится — франчайзер помогает только фирменными буклетами и поддерживает ассортимент товара".
Брендованные компании предъявляют высокие требования к месту расположения торговой точки, поэтому существенно "весит" и аренда помещения. Основная доля магазинов, открытых по франшизе в Краснодаре, находится в ТРК ("Красная площадь", "Сити Центр", "СБС").
Читайте также
Сегодня у нас в гостях Ксения Плетминцева, предприниматель с 11-летним опытом и руководитель химико-аналитической лаборатории, работающей в Пензе. В интервью редакции franshiza.ru Ксения расскажет о своем профессиональном пути, вызовах, с которыми она столкнулась, и своих планах на будущее.
Есть ли секрет успеха франчайзинговой сети? - Да