Кофейня VS логистический офис: что открыть, если у вас есть 1,5 млн рублей?
- Автор: Boxberry
- Издание: Franshiza.ru
Популярность недорогих франшиз в последние годы растёт. Инвестиции в открытие, например, кофейни формата "to go" и логистического офиса будут примерно одинаковы. Что выбрать предпринимателю? Оцениваем потенциал и риски вместе с компанией Boxberry.
Конкуренция и рынок
Рынок общепита сильно пострадал в период самоизоляции, но быстро восстанавливается. В прошлом году количество заведений общественного питания превысило допандемийный уровень. Число точек, работающих только в формате "to go", в 2021 году в российских городах-миллионниках увеличилось почти на 50%. С одной стороны, это говорит о том, что в отрасль несложно зайти. С другой, серьезно повышает конкуренцию: в крупных городах в топовых локациях соседствуют по 5 точек разных брендов. За клиента придётся побороться!
Е-commerce растёт и тянет за собой логистику. В 2022 году объём рынка интернет-торговли в России составил 5,7 трлн рублей и 2,8 млрд заказов. По прогнозам аналитиков Data Insight, в 2023 году нас ждёт увеличение до 7,4 трлн рублей и 4,6 млрд. заказов. При этом конкурентов у логистов стало меньше: крупные иностранные компании ушли из России. А спрос на доставку растёт не только в крупных городах, но и в небольших населенных пунктах.
В доставке можно открыть франшизный пункт выдачи заказов (ПВЗ, как правило, под брендом маркетплейса). Такие ПВЗ рассчитаны только на один тип операций и полностью зависят от потока, который направляет им маркетплейс.
Другое дело – логистический офис Boxberry. Этот формат ориентирован на потребности в доставке физических и юридических лиц. В такой точке можно получить заказ из интернет-магазина, отправить посылку, передать товары на доставку, если ты предприниматель. Здесь франчайзи формирует вокруг себя бизнес-комьюнити и напрямую влияет на свой финансовый результат.
Помещение
Для кофейни найти идеальное место – почти нереальная задача. Во-первых, к помещениям для общепита предъявляют слишком много требований: вывод воды, мокрая точка, вытяжки и т. п. Несоответствие даже одному пункту обернётся нервотрёпкой и штрафами при первой же проверке, а то и закрытием до устранения недостатков.
Критичный параметр – проходимость точки, ведь кофейни работают на потоке и трафик напрямую влияет на прибыль. Поэтому помещение приходится искать на первой линии, с учетом пересечения транспортных и пешеходных маршрутов. А это обычно самые дорогие варианты, и топовые места в большинстве случаев давно заняты. Нередко владельцам кофейных франшиз приходится соглашаться на субаренду, что повышает риск внезапно потерять место.
У логистического офиса другая схема – территориальная: франчайзи Boxberry влияет на людей и создаёт вокруг себя бизнес-комьюнити. Поэтому главный критерий – наличие целевой аудитории в шаговой доступности, а это может быть помещение в спальном районе, во дворах. Такие варианты проще найти, и арендная плата там существенно ниже. В 99% случаев это прямая аренда, без посредников с их наценками. Особых требований, которые усложняют поиск, тоже нет. Основное – это площадь не менее 45 квадратных метров (20 кв.м – клиентская зона, 25 кв.м. – зона хранения со стеллажами).
Деньги
Маржинальность кофейного бизнеса – порядка 10%-15%. Заведение всегда зависит от трафика, и у каждой точки есть свой "потолок" прибыли. Окупаемость таких проектов – от 6–8 месяцев. Средний чек начинается от 160–180 рублей, средняя наценка – от 300%, а дневное количество покупок обещают от 100.
В логистическом бизнесе маржинальность от 30%, многие достигают и 50%. Доход франчайзи Boxberry получает за приём и выдачу посылок, а также за подключение юридических лиц. Это могут быть любые компании, продающие товары и нуждающиеся в доставке: интернет-магазины, производители, типографии и фотосалоны, продавцы товаров в социальных сетях и т.д. Среднее вознаграждение за приём или выдачу одной посылки – 41 рублей, ежемесячно в логистическом офисе совершается около 2900 таких операций. То есть на этом франчайзи может заработать примерно 120 тысяч рублей. За подключение селлеров в Boxberry платят 25% от стоимости их отправок. Например, интернет-магазин отправляет 600 заказов в месяц при средней стоимости услуг доставки в 350 рублей. Ежемесячная выручка от такого клиента составит 210 тысяч рублей, а вознаграждение франчайзи – 52,5 тысячи рублей. Чем больше продавцов привлекает предприниматель, тем выше его заработок.
Кадры
Текучка кадров – общая проблема, как для кофеен, так и для логистического офиса. А вот работают с новыми сотрудниками в этих отраслях по-разному.
Обучить бариста можно за один день, и это всегда практика. Обычно первых сотрудников учат представители бренда на своей территории, после этого передают франчайзи пакет обучающих документов (должностные инструкции, критерии отбора, методички для тренингов, способы удержания персонала и т.п.). И в дальнейшем приходится справляться с подготовкой новых кадров своими силами.
В Boxberry для обучения сотрудников создана целая академия. Компания помогает обучать операторов логистического офиса, менеджеров по продажам и сопровождению клиентов. Подготовка бесплатная и занимает около двух недель, количество сотрудников не ограничено. Также служба безопасности бренда обеспечивает проверку соискателей до приема на работу. Франчайзи может быть уверен в благонадежности своих кадров.
Ценности
Бизнес – это история не только про прибыль. Все успешные предприниматели опираются на собственную миссию. Поэтому, выбирая франшизу, сравнивайте еще и ценности бренда. Boxberry, например, продвигает идею качественного сервиса и новых стандартов в логистике. В компании верят, что сообщество активных и неравнодушных партнёров совместно создаст логистику будущего.
Подробнее – франшиза Boxberry