Франчайзи-инноватор не оксюморон, их число растет с каждым годом. Однако этот тип франчайзи ещё не стал нормой...
Франшиза магазина продуктов
- Издание: Franshiza.ru
Франшиза магазина продуктов
Какая франшиза позволит получать стабильный доход? Простой вопрос, требующий обоснованного ответа для принятия взвешенного решения. Быть может, как раз и Вы стоите перед выбором среди множества вариантов или, наоборот, нуждаетесь в компетентном обзоре достойных альтернатив. Очень привлекательным с точки зрения инвестиций на российском поле франчайзинга является такой сегмент как специализированные магазины продуктов. Рассмотрим более пристально наиболее важные его аспекты: состояние конкурентной среды, крупные участники, условия предложений от франчайзеров.
Лидеры сегмента
На сегодняшний день в России присутствует около 10 игроков, которые активно развивают сети специализированных продуктовых магазинов. В связи с этим уровень конкуренции можно назвать средним. Здесь представлены как узкоспециализированные магазины, реализующие мясную продукцию, колбасные изделия и полуфабрикаты ("Павловская курочка", "Астраханский мясокомбинат", "Мясо тут") или кондитерские изделия ("Акконд") или рыбный магазин "Рыбсеть", так и магазины с более широким ассортиментом продукции ("У Палыча","Царь-продукт", "Белорусский фермер"). С каждым годом набирает обороты популярность здорового образа жизни и правильного питания, а спрос на экопродукты уже превышает предложения. Сейчас на арену франчайзинга вышли такие компании, как "Экоферма" и "Ферма.рф" . Бизнес на натуральных, органических продуктах имеет хорошие перспективы для развития.
Лидерами рынка по количеству франчайзинговых точек являются сети "У Палыча", "Акконд" , у которых они насчитывают более 100. По динамике открытия магазинов доминирует торговая сеть "Акконд" – за 5 лет было открыто свыше 150. На динамику развития сети существенно влияют темпы открытия предприятий, которые, в частности, зависят от привлекательности франчайзингового предложения по сравнению с конкурентами и от эффективности программы продвижения франшизы.
Стратегия развития
Рынок франшиз специализированных продуктовых магазинов является относительно молодым. Многие участники рынка не рассматривают франчайзинг в качестве приоритетного направления развития сети и приступили к запуску программ по франшизе лишь 2-4 года назад. "Первооткрывателем" в 2010 году стала компания "У Палыча".
Соотношение собственных и франчайзинговых точек в сетях довольно разное – от 18,3 % до 96,7%. Это связано с разной географией реализации франшиз, разной продолжительностью существования программы франчайзинга, разной привлекательностью франшиз с точки зрения широты и качества оказываемой франчайзерами поддержки участникам своей сети.
Если Вы предпримете попытки собрать конкретную информацию об условиях партнерства, то столкнетесь с тем, что ее крайне мало, а сами участники не всегда охотно предоставляют обратную связь потенциальным франчайзи. Создается впечатление, что это закрытый клуб для избранных. Такие заметные участники рынка, как: "Рублевский", "Останкино", "Избенка", "Вкуссвилл", "Вегус", "Сетунь" в данное время не развиваются по франчайзингу. Один из ключевых игроков сегмента, компания «У Палыча», не реализует франшизу на территории Москвы и Московской области. С учетом этих нюансов далее рассмотрены франшизы компаний-лидеров по количеству франчайзинговых точек в сети: "Акконд", "Павловская курочка", "Царь-продукт" и "Мясо тут".
Инвестиции в открытие магазина
Общий объем необходимых затрат для открытия магазина варьируется от 300 000 до 3 300 000 рублей. Разница в сумме вложений, указываемых франчайзерами, объясняется разными требованиями к площади торговой точки, а также разными подходами к определению структуры инвестиций. Например, компания "Царь-продукт"делает акцент на минимизации первоначальных инвестиций (от 400 тыс. рублей), не включая такие статьи расходов, как закупка оборудования и продукции. Во-первых, в сумму не входит закупка первой партии товара, т.к. допускается отсрочка платежа на 2 недели, что снимает необходимость наличия свободных денежных средств для оплаты поставленного товара на этапе открытия магазина. Во-вторых, возможна аренда торгового оборудования у франчайзера, в т.ч. и безвозмездная – при выполнении минимального плана закупок.
Площади и расположение
Наиболее распространенный формат торговой точки – помещение площадью 40-70 м2. Все рассматриваемые франчайзеры предлагают открыть продуктовый магазин прилавочного типа и в качестве месторасположения торговой точки предполагаются первые этажи жилых домов, либо отдельно стоящие здания или постройки. В целях предотвращения нежелательной конкуренции (как между собственными магазинами, так и с другими) франчайзеры могут устанавливать охранный радиус, в пределах которого не может быть открыт другой фирменный магазин этой сети. Каким будет размер радиуса, каждый франчайзер определяет индивидуально и, как правило, это условие прописывается в договоре и не содержится в открытом доступе.
Сроки окупаемости
Заявляемый период окупаемости франшиз специализированных магазинов продуктов в среднем составляет 9 месяцев (от 4 до 14 месяцев). Однако данный параметр вариативен, поскольку зависит не только от величины инвестиций в проект и площади, но и от его местоположения, арендной ставки, а также от не поддающихся измерению факторов – опыта франчайзи, его подхода к управлению бизнесом и ответственности.
Финансовые условия
Наиболее активно развивающиеся компании из рассматриваемых ("Акконд", "Павловская курочка") ориентированы преимущественно на отгрузку продукции под своей торговой маркой и не предусматривают оплату франчайзеру паушального взноса. Компания "Царь-продукт" установила платеж в размере 100 тыс. рублей. Наиболее строгие условия у франшизы "Мясо тут" (550 тыс. рублей), что франчайзер мотивирует полным сопровождением бизнеса партнера с момента принятия решения о покупке франшизы до окупаемости предприятия и всесторонней поддержкой в дальнейшем сотрудничестве.
Что касается роялти, то некоторые компании являются одновременно и производителями, и поставщиками продукции ("Царь-продукт", "Акконд" и "Павловская курочка"). Это дает возможность для "Царь-продукт" и "Акконд" получать текущий доход от работы франчайзинговых точек в виде скрытых роялти. Компания "Павловская курочка" придерживается более открытой политики, устанавливая явные роялти, исчисляемые в процентах от суммы отгруженной продукции (2% + НДС). Сеть "Мясо тут", не являясь непосредственным поставщиком продукции, в целях гарантированного получения определенного уровня дохода устанавливает фиксированные роялти, размер которых не изменяется в процессе развития магазина и увеличения его оборота.
Актуальность и преимущества франчайзинга продуктового магазина
Не секрет, что на продукты питания тратится львиная доля бюджета населения. Поэтому продуктовые магазины заслуживают внимания и способны гарантировать стабильный спрос и хорошую прибыль. А сосредоточенность на конкретной продукции с широким ассортиментом выступает значимым фактором для успеха. Выбирая франшизу популярной сети специализированных продуктовых магазинов, бизнесмен получает возможность развиваться под раскрученным именем франчайзера, который владеет результативными инструментами достижения высокой прибыли. К плюсам добавляется имеющийся уровень доверия потребителей, характерный для сетей специализированных магазинов, что создает стабильный поток клиентов с первых месяцев.
Положительно решаются и другие важные задачи благодаря комплексному сопровождению для каждого звена, на всех этапах ведения бизнеса: грамотный подбор качественного ассортимента, проверенные каналы поставок, скидки и льготы на продукцию, маркетинговая поддержка, обучение персонала, юридическая помощь, а также присутствуют дополнительные индивидуальные варианты участия. Всесторонняя поддержка позволяет франчайзерам не предъявлять по отношению к потенциальному франчайзи жестких требований, связанных с наличием опыта как в бизнесе в целом, так и в сегменте розничной торговли продовольственными товарами. Приоритетом при выборе партнеров является наличие необходимой суммы инвестиций для запуска бизнеса и наличие помещения, подходящего для открытия фирменного магазина.
Для принятия решения о том, какую франшизу продуктового магазина лучше купить, рекомендуем собирать и анализировать информацию не только от компании-франчайзера, но и опираться на отзывы действующих партнеров, по возможности, связываясь с ними напрямую.
Читайте также
Чем же предприниматель отличается от бизнесмена? "Персональное решение" предлагают разобраться в этом вопросе.
Эксперты franshiza.ru провели опрос франчайзеров, оценили влияние коронавируса на российский рынок франчайзинга и подготовили аналитический материал о развитии франшиз