Сеть «Парижанка» приобрела Wilgal Diff
- Автор: Веритихин С.
- Издание: Retail-tech.ru
В мае 2011 года ГК «Парижанка», чья продукция — нижнее женское белье — сегодня представлена в магазинах Auchan, Metro, «Карусель», «Перекресток», «Пятерочка» и пр., завершила сделку по приобретению французской компании по выпуску купальников — Wilgal Diff. Это событие ознаменовало выход «Парижанки» на европейский рынок.
Сегодня «Парижанка» — типичный семейный бизнес, как где-нибудь в Европе: в нем заняты все члены семьи основателя и владельца компании, Анатолия Васильева. В частности, каждый из его троих сыновей и дочь отвечают за отдельное направление бизнеса. Начиналась компания с нынешним годовым оборотом около 30 млн евро и штатом в 500 человек с магазинчика площадью менее 20 кв. м в одном из торговых центров в Тольятти.
Инженер-конструктор, как и многие, вынужденный в 1990-е годы уйти с Волжского автозавода, подался в коммерцию и сам торговал женским нижним бельем, отчего поначалу очень стеснялся. В 1997 году Анатолий Васильев зарегистрировал ООО «Парижанка», открыл еще пару магазинов, а в 2000-м — занялся оптовой дистрибуцией женского белья в городах Поволжья и части Урала. Компания вышла на рынки Самары, Ульяновска, Казани и др. Отчасти успеху фирмы способствовала концентрация в Поволжье сразу 7 городов-миллионников. Где-то открывались собственные магазины, где-то — развивалось лишь оптовое звено, но «штаб-квартира» компании поныне размещается в Тольятти, где расположен офис, склады и магазины «Парижанки».
Конкуренты не раз называли фирму «провинциальной». Однако основатель компании считает это плюсом, так как он хорошо знаком с жизнью в регионах России и с покупательскими привычками за пределами МКАДа. Да и стесняться своего бизнес Анатолий Васильев перестал, справедливо полагая его «красивым». В той же Италии целые поколения вполне достойных и обеспеченных мужчин профессионально занимаются женской обувью или колготками и чулками.
Вначале «Парижанка» занималась дистрибуцией и розничной продажей только импортного белья. В ассортименте компании такие марки, как DIM, Aubade, Chantal Thomass, Chantelle, Passionata, Playtex, Wonderbra, Christian Cane, Daniel Hechter, Rosy, Sance Complex, Billet Doux, Bip, Banana Moon, Cervin, Very и др. Со временем было открыто представительство в Гонконге, где фирма из Тольятти стала размещать собственные заказы на производство. В 2009 году была запущена франчайзинговая программа: на данный момент розничная сеть «Парижанки» насчитывает 55 магазинов (в 20 городах России), из которых 30 принадлежат компании-франшизодателю, а остальные — партнерам-франчайзи. В 2008–2009 годах были приобретены две московские компании, занимающиеся оптовыми продажами нижнего белья. Компания заключила около 40 контрактов на поставку товара во все крупные розничные сети страны: «Перекресток», «Пятерочку», «Карусель», Auchan, Metro и прочие (см.раздел "Каталог франшиз"). Из «провинциальной» фирмы «Парижанка» фактически стала федеральной группой компаний.
Сам Анатолий Васильев видит причину успеха прежде всего в широте предлагаемого ассортимента и разнообразии каналов сбыта. «Наше преимущество — мы не работаем как монобренд, а являемся мультимарочной компанией: мы продвигаем около 20 марок из разных стран Европы и Юго-Восточной Азии, а также развиваем 6 собственных бельевых марок. Если любая монобрендовая компания чаще всего работает с узким ценовым сегментом и нацеливается на определенные возрастные предпочтения, то наш подход позволяет сделать предложение практически любой ценовой структуры и для покупательницы любого возраста. Например, купальники у нас представлены 7 марками, от совсем дешевых (500–600 рублей) и до моделей за 6000 рублей. Этот набор позволяет нам решить проблему и ценового предложения, и возрастного. Другая особенность нашего бизнеса заключается в том, что мы присутствуем во всех каналах сбыта, начиная с интернет-магазинов и заканчивая гипермаркетами. Трудно найти торговую сеть, в которую наш товар не поставлялся бы», — говорит основатель и владелец ГК «Парижанка».
В то же время нельзя сказать, что дела обстоят слишком легко и просто. Если продажи компании в гипермаркетах за 2008–2009 годы выросли сразу в 7 раз, то в собственных магазинах «Парижанки» они снизились за то же время на 10–15%. Серьезные проблемы возникают при развитии франчайзинга и при работе с операторами торговых центров, не говоря о снижении покупательской способности в регионах России.
«С какими трудностями сталкивается независимый ритейл в нашей стране? — задается вопросом Анатолий Васильев. — Российские компании, которые, как и мы, не являются крупными игроками на рынке ритейла, при взаимодействии с торговыми центрами нередко остаются «за бортом». Если крупные розничные сети могут претендовать на какие-то преференции, то игроки поменьше чаще всего сталкиваются с большими сложностями. Увы, пока мы не научились лоббировать свои интересы — с этим надо что-то делать. В отношении же франчайзинга меня обескураживает масса негатива, который выплескивается в русской части интернета на данный счет: тех обидели, этих «кинули». Это отталкивает многих предпринимателей от вхождения во франчайзинговый бизнес, так что владельцам франшиз нужно больше внимания уделять позитивной стороне дела. Что касается современной ситуации в fashion-ритейле, то продажи растут только у некоторых игроков, которые хорошо организованы, наращивают мощь своего бренда, умеют работать на рынке, борются за каждый эмоциональный отклик своего потребителя. В целом, издержки населения постоянно увеличиваются, поэтому говорить о росте его покупательской способности не приходится».
Несмотря на все это, «Парижанка» приобрела семейную фирму Wilgal Diff, чьи купальники Bip известны во Франции еще с 1975 года. Компания с Французской Ривьеры (офис и центр разработок Wilgal Diff расположены в городке Жуан-ле-Пен, что неподалеку от Антиба) имеет оборот порядка 25 млн евро и способна выпускать до 30 тыс. купальников в год. В последнее время на «Парижанку» приходилось до 15% всей реализуемой продукции, так что тольяттинская фирма не понаслышке была знакома с Bip.
Анатолий Васильев не скрывает, что в кризис французский партнер переживал не лучшие времена, однако у предпринимателя были свои мотивы для поглощения. Прежде всего, это поднятие престижа российской компании, которая стремится к тому, чтобы русских знали в Европе не только «по санкам и валенкам». Но главное даже не это. «При приобретении французской компании нас не интересовал производственный аспект. Сейчас во Франции в частности и в Европе в целом рентабельно только бабушкам носки вязать. Все остальное развивать достаточно трудно, — комментирует глава «Парижанки». — Для нас была важна возможность перехвата каналов сбыта Wilgal Diff, которая поставляет свою продукцию в 12 европейских стран, а также в США, Австралию и страны Латинской Америки. Я понимал для себя, что мне, возможно, просто не хватит оставшейся жизни, чтобы карабкаться на европейский рынок, поэтому мы решили проблему выхода на него таким образом».
Получив в результате сделки право на развитие магазинов под брендом Bip, «Парижанка» готовится запустить первый филиал новой торговой сети в Сочи. И наконец, став полноценным игроком французского рынка, группа из Тольятти получила доступ к кредитам европейских банков по ставкам в 3–4% годовых — условия для обычной российской компании просто немыслимые.
По материалам бизнес-форума Fashion Retail (2—3 июня, Москва, организатор — BBCG).