подобрать франшизу
Все статьи

Повторная попытка

  • Автор: Динара Мамедова
  • Издание: Секрет фирмы

Повторные открытия франчайзинговых точек — яркий показатель устойчивости и популярности бизнеса владельца франшизы. Но в России мультифранчайзинг распространен в основном в сегменте общепита: наличие нескольких точек позволяет франчайзи снизить затраты на рекламу и нивелировать сезонный спад продаж.

По данным консалтинговой компании "Франкон", в России среднее число мультифранчайзи (предпринимателей, открывших более одной точки во франчайзинговой сети) в 2013 году составило 12% от общего числа партнеров. Это неплохой показатель для страны, в которой франчайзинговый бизнес существует не так давно. Например, в США, где франчайзинг появился в начале 1950-х годов, число мультифранчайзи составляет 55% от общего числа франчайзи.

"В России число мультифранчайзи в сети — самое наглядное и самое убедительное доказательство ее успешности,— говорит руководитель отдела продаж консалтинговой компании "Франкон" Анна Рождественская.— Многие проводимые у нас рейтинги франшиз не совсем объективны. Плюс, в отличие, например, от США, на законодательном уровне не зафиксирована обязанность франчайзеров раскрывать финансовую информацию и данные по выручке своим потенциальным франчайзи".

В мировой практике принято считать, что если 35-40% сети приходится на мультифранчайзи, то она стабильна. Часто в России партнер-мультифранчайзи управляет шестью-семью собственными точками под брендом одной сети или 5-15 точками под марками различных компаний. Владельцы франшиз обычно поощряют открытие сразу нескольких магазинов своими партнерами: например, одна из одежных сетей предоставляет франчайзи 15% скидки на товар при открытии одной точки, 20% при запуске двух и 25% — трех точек.

"Рентабельность бизнеса франчайзи достаточно высока при организации продаж сразу в нескольких точках: это позволяет ему в более сжатые сроки выйти на точку безубыточности,— говорит руководитель отдела продаж сети по продаже мороженого "33 пингвина" Ольга Степико.— Например, рентабельность инвестиций при открытии двух точек составляет 24% в год, а трех — 28% в год".

В России лидером по повторным открытиям стало общественное питание: 50-80% франчайзи решаются в дальнейшем развивать свой бизнес. В США этот показатель составляет 82% в сегменте фастфуда, 77% — для ресторанов с посадочными местами и 72% — для кондитерских.

Почему общественное питание стало лидером по повторным открытиям? Во-первых, в отрасли работает много крупных корпораций (McDonald's, Yum! Brands, Subway и т. д.). В рамках франчайзингового договора они ставят условием постепенное увеличение количества точек партнера в течение одного, двух или пяти лет. В случае невыполнения обязательств франчайзи может лишиться эксклюзивных прав на развитие бренда или потерять франшизу. Во-вторых, за счет открытия новых точек франчайзи минимизирует затраты на рекламу своего заведения и повышает узнаваемость бренда. В-третьих, даже при удачном выборе помещения ни один бизнес не застрахован от колебаний спроса. Падение продаж в одной точке будет компенсироваться доходами от продаж в остальных точках.

"Например, точка общепита, расположенная возле вуза, летом дает меньше выручки. Поэтому, чтобы не уйти в минус, франчайзи важно иметь несколько ресторанов. В нашей практике был и другой пример. Компания, продававшая нижнее белье, разместила две свои точки в разных торговых центрах,— рассказывает Анна Рождественская.— В одной точке примерно 60% продаж приходилось на товары для женщин, в другой — для мужчин. Благодаря наличию двух магазинов владелец франшизы мог перекидывать стоки из одной точки в другую".

Стабильность франчайзингового бизнеса в сфере общепита во многом объясняется психологическими причинами. Минимальные инвестиции составляют от 3,5 млн руб., и в этот бизнес обычно идут предприниматели, имеющие опыт.

Но есть и обратная сторона медали. Владельцы франшиз нередко опасаются своих сильных региональных мультифранчайзи. Партнеры зачастую запускают собственные бизнесы. Чтобы обезопасить себя, франчайзеры прописывают штрафные санкции, но чаще всего используют мотивационные программы.

Все статьи по франчайзингу

Читайте также

Основатель сети сервисных центров по ремонту смартфонов Pedant.ru рассказал о том, как зародилась идея развивать это направление бизнеса, почему компания занялась ремонтом мобильных телефонов, как работает франшиза компании и какие дальнейшие цели на развитие.

Как устроен популярный формат кафе-магазина

Интервью с руководителем отдела франчайзинга международной школы лидерства "Звезды" — Георгием Карташевым

Поздравляем! Сообщение отправлено!
Закрыть
Зарегистрироваться в каталоге Franshiza.ru