Мы готовы представить франшизу первой в России бизнес-школы для детей и подростков "Поколение Z", чтобы вы зарабатывали вместе с нами и занимались социально значимым бизнесом
Как построить одну из самых крупных сетей бизнес-школ в России?
- Издание: Franshiza.ru
Интервью для портала franshiza.ru дал учредитель сети бизнес-школ для детей и подростков "Поколение Z" Баушев Денис.
— Расскажите о бизнес-школе "Поколение Z".
Наша школа закладывает в детях предпринимательскую модель мышления. Мы хотим, чтобы наши выпускники не просто работали, опираясь лишь на теорию, а чтобы они получали реальный практический опыт. Вот почему их наставниками становятся уже опытные предприниматели, которые добились определенных высот.
Мы сознательно ушли от аудиторно-теоретической модели обучения с педагогами в сторону практики и вышли на конкретный результат — создание каждым учащимся школы к концу курса собственного работающего бизнеса. Для этого основную ставку в организации учебного процесса мы делаем на встречи с действующими предпринимателями, экскурсии, игровые формы работы.
Конечно, бизнесы, которые создают наши ученики, нельзя отнести к масштабным или инновационным. Мы также отдаем себе отчет в том, что вряд ли какие-то из них просуществуют сколько-нибудь значительное время и перерастут в многомиллионные компании. Но этого и не требуется: наша задача в первую очередь — показать детям на небольшой модели, как строится бизнес, чтобы они, став заниматься более серьезными проектами, уже имели опыт построения и зарабатывания денег.
— Как давно вы занимаетесь развитием сети школ и какие у вас планы на будущее?
Локальной школе в Вологде — 3 года. Упаковку и развитие школы по модели франчайзинга мы начали в начале 2019 года и за этот год запустили 30 проектов. В 2020-м планируем открыть 50 школ и к 2021 году стать самой крупной сетью бизнес-школ в России. Кстати в прошлом году была открыта школа в городе Ош (Киргизия), и этот рынок показал колоссальные результаты. Поэтому нашей основной задачей на ближайшее будущее будет выход на образовательный рынок стран СНГ.
— Расскажите об основных этапах построения сети.
Первый год развития по франчайзингу стал для нас, с одной стороны, очень тяжелым, а с другой — оказался огромной точкой роста. Мы допустили ряд ошибок, поэтому иногда приходилось трудиться едва ли не круглосуточно, чтобы наладить все процессы.
Как оказалось, работа управляющей компании — не совсем то же самое, что работа школы. Да, у нас есть рабочая бизнес-модель. Да, у нас востребованный продукт, но… "распаковать" его в каждом конкретном городе и сделать так, чтобы вся сеть работала как часы, оказалось достаточно трудной задачей.
В первую очередь, мы столкнулись с проблемой адаптации программ под каждый конкретный регион. Партнеры просили более детально расписывать каждое занятие, всё делать по хронометражу, плюс выставляли ряд других требований. Мы понимали, что они правы и что необходимо в срочном порядке проводить модернизацию всех методик.
Так, за прошлый год мы провели очень массивный и дорогостоящий апгрейд учебных материалов и сейчас имеем очень качественный продукт. Конечно, это не последняя версия: время идет, появляются новые технологии в бизнесе и новые инструменты, на какие-то вещи меняется взгляд. Тем не менее мы считаем, что сейчас наши методики превосходят все другие, существующие на рынке.
— Как проходит обучение партнеров?
Этот вопрос тоже можно отнести к одной из фундаментальных задач, которая решалась в прошлом году. Изначально предполагалось, что обучением партнеров в большей степени займутся персональные менеджеры. Однако на них хлынул такой поток вопросов, что мы поняли: надо реструктуризировать систему обучения. В итоге был разработан новый франчайзи-бук, система видеообучения и множество регламентов.
Так, к примеру, раньше франчайзи при открытии школы получали задание найти арендное помещение и краткую инструкцию, как это сделать. Скоро стало понятно: этого недостаточно, потому что мы смотрели на нашу систему обучения со стороны уже опытных предпринимателей, для который поиск помещения — базовая задача. А ведь для большинства партнеров в сети, которые никогда не имели собственного бизнеса, поиск помещения — очень сложный этап. Пришлось прописывать все регламенты до мельчайших деталей, вплоть до того, под каким ракурсом фотографировать потенциальное помещение, как именно искать объявления о сдаче и т. п. Теперь мы имеем очень серьезный документ, в котором детально прописаны все инструкции.
— С какими проблемами при построении сети и в работе с партнерами вы столкнулись?
Могу выделить несколько проблем, с которыми пришлось столкнуться при построении сети школ и в работе с партнерами. Первая проблема заключается в том, что люди, которые покупают франшизу, думают, что покупают "пилюлю", гарантирующую заработок, и все свои ошибки списывают на некачественную работу франчайзера.
Но бизнес по франшизе — это в первую очередь бизнес, и тут нужно четко понимать, что, покупая франшизу, вы не покупаете гарантированный инструмент для зарабатывания денег. Вы лишь вступаете в игру высоких и низких вероятностей, где статус франчайзи повышает шансы на успех, но не гарантирует их.
Так, за год у нас закрылось 2 школы. Мы проанализировали ситуацию и поняли, что в какой-то момент не до конца объяснили партнерам, как нужно действовать и насколько важны регламенты и их соблюдение.
По неопытности мы достаточно лояльно на первых порах относились к отчетности и нашим требованиям, что, собственно, и сыграло для нас злую шутку. Партнеры, игнорируя инструкции, думают, что обманывают нас, а на самом деле обманывают себя.
Мы всячески заинтересованы в том, чтобы школы выходили на запланированный доход в установленный срок, но заставить работать партнеров мы не можем. А когда возникают проблемы, конечно, все претензии высказываются нам. Сейчас мы ввели жесткие регламенты и на старте детально контролируем каждого партнера, порой против его воли заставляя делать те шаги, которые необходимы.
Вторая проблема — быстрый рост сети. Нами уже решено делать упор на качество школ, а не на их количество. Так, мы решили, что не будем открывать более 3 новых школ в месяц, чтобы уделять максимум внимания новым франчайзи, а также более тщательно подбирать партнеров.
В процессе работы было сделано интересное открытие. Мы думали, что, если в игру вступает опытный предприниматель, это хорошо и его шансы на успех куда выше, но всё оказалось не так. Почти весь топ-10 наших партнеров — новички в бизнесе или бизнесмены с минимальным опытом. И это объяснимо. Партнеры, которые раньше занимались бизнесом, смотрят на новое направление через свой предпринимательский опыт, чем зачастую вредят бизнес-модели, и добиваются не таких быстрых результатов, как те, кого мы учим с нуля.
Так наша команда столкнулась с еще одной важной задачей — максимально унифицировать новые запуски и стараться не выбиваться из графиков открытия школы и набора групп.
— Какие нововведения вы будете применять в 2020 году?
Мы заметили тенденцию, что партнеры, которые помимо работы с управляющей компанией взаимодействуют дополнительно с другими, более успешными франчайзи, добиваются более быстрых результатов. И это понятно. Всё-таки управляющая компания — это скорее контролирующая организация, а другие партнеры — такие же люди, купившие франшизу, поэтому уровень общения с ними более раскрепощенный.
Было решено внедрить сотрудничество начинающих франчайзи с топовыми в запуск новых проектов. Мы выделили в сети партнеров-"амбассадоров", которые работают более полугода, вышли на основные показатели и проявляют высокую активность в работе сети и внедрили систему наставничества. Теперь за каждой новой открывающейся школой закрепляется не только управляющая компания, но и партнер из другого региона, который уже успешно стартовал и может поделиться своим опытом запуска франшизы.
Во многом успех школы зависит от коммуникабельности партнера. Проблема в том, что не все люди обладают достаточным уровнем компетенций, а ведь, чтобы получить первые результаты, необходимо взаимодействовать с общеобразовательными школами.
Поэтому мы решили, что включим в свою франшизу проработку всех школ в городе партнера. Это значит, что наши специалисты удаленно будут прозванивать школы и договариваться о встречах. Конечно, не все школы идут на контакт и хотят сотрудничать. Бывали случаи, когда франчайзи звонят в 2-3 школы, получают отказ и на основании этого делают вывод, что в их городе невозможно выстроить сотрудничество со школами. Нельзя допускать подобных ошибок, поэтому мы решили, что, взяв на себя задачу по установлению первичных контактов с образовательными учреждениями, существенно увеличим шансы на быстрый набор групп.
— Как обстоят дела с конкуренцией на рынке франчайзинга?
В целом рынок франчайзинга в России сейчас пребывает в плачевном состоянии. Даже год назад, когда мы запускали франшизу, ситуация была более-менее адекватной. Теперь каждый уважающий себя предприниматель считает нужным самостоятельно упаковать свой продукт, даже если этого продукта не имеет.
Что касается конкуренции на рынке детского образования, то мы были первыми в своей нише. Радует то, что все конкуренты, появившиеся после нас, пока играют роль догоняющих и в основном копируют нас в определенных вопросах. Уверен даже, что обязательно скопируют что-нибудь из этого интервью :) Надеюсь, такая тенденция сохранится, а наша команда будет делать всё, что в наших силах, чтобы еще долго оставаться лидером в своей области.
Подробнее - франшиза Поколение Z