Интервью с Галиной Кукушкиной, генеральным директором компании "Крошка Ру"
Франшиза для маленьких
- Автор: Оксана Созинова
- Издание: Бизнес-журнал
Новая территория роста на карте российского малого бизнеса — центры раннего развития детей. На популярность этого формата работают всплеск рождаемости, произошедший в стране несколько лет назад, и нехватка детских садов и яслей. А также относительно невысокий порог вхождения в бизнес.
Еще 3–4 года назад в российских городах даже с полумиллионным населением вряд ли можно было обнаружить более одного–двух центров раннего развития. Сегодня счет идет на десятки, причем заведения похожих концепций (детские клубы, студии, центры) могут работать практически в соседних домах, не чувствуя особой конкуренции. Только в Москве сейчас насчитывается более 700 детских заведений, которые позиционируют себя как развивающие центры, имеют «ареал влияния» в границах одного спального района и предлагают для развития ребенка стандартный набор услуг с некоторыми вариациями.
Бизнес-формат можно назвать вполне актуальным по целому ряду причин. Рождаемость в России заметно прибавила с 2008 года (достаточно сказать, что в 2011-м родилось на полмиллиона детей больше, чем годом ранее), притом что детской инфраструктуры намного больше не стало — даже с учетом «расконсервирования» детских садов, закрытых за время демографического провала. Идеи раннего развития вполне импонируют современным молодым родителям. Кроме того, в открытии подобных центров нередко бывают заинтересованы местные власти, которые, как правило, готовы поддерживать их грантами, помощью в аренде подходящего помещения и прочими мерами.
Рынок детских образовательных услуг прирастает в основном за счет несетевых заведений, которые часто открывают педагоги, медики и просто группы инициативных и предприимчивых родителей. Франшиз здесь до сих пор наблюдается очень мало, а сколько-нибудь заметных сетей — и того меньше. Самая крупная — сеть домашних студий на сегодня - «Сёма», основана в 2007 году, насчитывает более 300 заведений.
Примечательно, что в этом сегменте пока еще не успели сказать свое слово зарубежные франчайзеры, да и вряд ли они способны здесь добиться быстрого успеха: репутацию своих брендов в нашей стране им придется строить с нуля, а бизнес-модель — адаптировать к российским условиям. Опять же большинство наших сограждан по традиции ценит отечественное образование выше, чем западные программы обучения (исключение — школы лидерства, детский фитнес и раннее языковое развитие).
Имеющиеся на рынке франшизы, как это принято и в других сегментах, обычно существуют в нескольких вариантах — для крупных городов (детские центры) и для небольших населенных пунктов и спальных районов (детские клубы и студии). Последние, как правило, требуют гораздо меньше инвестиций в открытие предприятия, предоставляют более ограниченный круг услуг и располагаются на компактной площади. По словам Галины Кукушкиной, гендиректора компании «Крошка Ру», такая градация позволяет охватить максимально большое число регионов и городов, занять рынок — как в крупных населенных пунктах, так и в отдельно взятых районах города.
Вполне резонный вопрос: что лучше — открывать центр самому или покупать франшизу? Франчайзинг сейчас на пике интереса, его плюсы и минусы перечисляются повсеместно во многих публикациях. Так что в рамках данной статьи достаточно коротко упомянуть две стороны одной медали: франшиза — это готовая и апробированная успешная бизнес-концепция, однако для того, чтобы данный бизнес оказался столь же успешным и у франчайзи, покупателю франшизы нужно строго соблюдать формат, придерживаться заданных франчайзером ограничений.
Франчайзи самостоятельно управляет своим предприятием, полностью несет ответственность и риски своей деятельности, но каждое сколько-нибудь серьезное отступление от концепции он должен согласовывать с компанией-франчайзером. Например, в случае с франшизой детского развивающего центра предприниматель не сможет на свое усмотрения расширять или менять образовательную программу — каким бы энтузиастом педагогики и новых методик обучения он ни был. В этом смысле самостоятельное «плавание» сулит б<о’>льшую свободу — и одновременно б<о’>льшую неопределенность в смысле бизнес-рисков.
Несетевые концепции детских центров для сокращения издержек стремятся максимально расширить целевую аудиторию: утром проводят занятия с малышами (лепка, танцы, музыка, ритмика, рисование, основы счета), ближе к обеду — уже с младшими школьниками (чистописание, техника чтения, английский, театральное искусство), а вечером освободившееся помещение отдают под занятия для взрослых — английский язык, йога и т. д. Часто спектр оказываемых услуг расширяют за счет подготовки к родам будущих мам, тем более что всегда есть шанс на продолжение отношений с клиентом и в будущем — после того как женщина родит ребенка.
Сетевые центры развития, как правило, не размывают подобным образом свою аудиторию. Их услуги строго систематизированы, предоставляются по определенной методике и в соответствии с единой для всей сети программой занятий, что сказывается в конечном итоге на уровень оказываемых услуг. Так, в компании «Крошка Ру» большое внимание уделяется именно качеству обслуживания клиентов, для чего франчайзер регулярно проводит тренинги не только для педагогического состава партнеров, но и для администраторов, в центрах сети используются собственные авторские разработки для обучения детей, и франчайзер ежегодно предоставляет партнерам обновление программ с подробными методическими рекомендациями.
К несомненным плюсам франшизы нужно отнести в первую очередь обучение и поддержку, которую оказывает франчайзер при открытии и дальнейшей работе центра развития: консультирование по различным вопросам ведения бизнеса, помощь в подборе, обучении и переподготовке специалистов, контроль качества оказываемых услуг.
Немало найдется мам, которые, пока их чадо не подросло, мечтают открыть свой детский клуб. Исходят они, разумеется, из собственных потребностей: ребенка некуда водить (а если и есть куда — занятия ведутся по «неправильным» методикам), да и самим хотелось бы заняться интересным делом — притом что собственный ребенок будет всегда рядом… Денег на открытие детской студии потребуется от 1 млн. рублей, для открытия полноценного центра раннего развития практически в два раза больше. Но самое главное — специфика работы с детьми такова, что накладывает определенные ограничения: требуются профессиональные педагоги и охрана, важно соблюдать санитарные нормы, иметь серьезную юридическую поддержку и т. д. Так что на поверку детский бизнес оказывается не таким уж простым. Тем более что, как показывает практика – открыть детский развивающий центр проще, чем выстроить весь функционал, чтобы центр работал как часы. А в таких случаях как раз и приходит на помощь франчайзинг.
Кривая рождаемости
Год |
Рождаемость, тыс. чел. |
2000 |
1 266,8 |
2001 |
1 311,6 |
2002 |
1 396,9 |
2003 |
1 477,3 |
2004 |
1 502,4 |
2005 |
1 457,3 |
2006 |
1 479,6 |
2007 |
1 610,1 |
2008 |
1 713,9 |
2009 |
1 761,6 |
2010 |
1 788,9 |
2011 |
1 796,6 |
Источник: Росстат
Российские франшизы центров раннего развития детей
Сеть, старт программы франчайзинга |
Количество точек |
Минимальные инвестиции, тыс. руб. |
Окупаемость, мес. |
Минимальная площадь помещения, кв. м |
Возраст детей |
Комментарии |
«Крошка Ру»(2009) |
31 |
1 200 |
12 |
от 80 |
1–7 лет |
Возможны два формата — студия и центр раннего развития |
«Бэби-Клуб» (2009) |
91 |
1 500 |
24 |
от 70 |
8 мес. — 6 лет |
Франчайзер аккредитован Сбербанком, для покупки франшизы можно взять кредит |
«Сёма», домашняя студия (2007) |
более 300 |
600 |
6–12 |
от 70 |
9 мес. — 7 лет |
В основу методики заложена работа с развивающими игрушками «Вундеркинд» (другая франшиза компании) |
«ЯСАМ»(2010) |
20 |
700 |
18 |
От 70 |
от 9 месяцев до 7 лет |
Франчайзи передается более 6000 развивающих игр и дидактических приложений для 6 возрастных групп |
«Точка роста»(2007) |
15 |
800 |
от 10 |
от 90 |
10 мес. — 12 лет |
Открываются в населенных пунктах от 50 тыс. человек |
Подробнее о франшизах детских садов : каталог франшиз детских центров и детских садов.
Источник: Franshiza.ru