подобрать франшизу
Все статьи

Франшизы берут регионы

  • Автор: Владимир Паньков
  • Издание: РБК+


Глобальный рынок франчайзинга растет восьмой год подряд, но небольшими темпами. По данным Международной ассоциации франчайзинга (США), в 2018 г. темпы роста составили 1,9% годового роста, в 2017 г. было 1,6%. Руководитель каталога франшиз franshiza.ru Анна Рождественская отмечает, что молодой рынок франчайзинга в России растет более динамично и, кажется, он полностью оправился от кризиса 2014-го года. До кризиса рынок рос примерно на 25% ежегодно.

По данным Franshiza.ru, в 2018 г. объем рынка франшиз увеличился на 19%, в 2017 г. его динамика составляла только 5%. Число франчайзеров увеличилось с 1900 в 2018 г. до 2250 в начале 2019 г.

Анна Рождественская заявляет, что спрос на покупку франшиз растет: число запросов за первые полгода 2019 г. выросло в 2,5 раза по сравнению с первой половиной 2018 г.

35% рынка франшиз приходится на услуги населению и бизнесу, 33% — розничную торговлю непродовольственными товарами, 21% — проекты в отрасли общественного питания. Самые непопулярные до сих пор были розничная торговля продовольственными товарами (5%) и производство и строительство (3%).

Кроме того, за последние 11 лет изменилась география происхождения франчайзеров (компаний — владельцев бренда): в 2008 г. 80% продавцов франшиз было из Москвы, в 2019 г. доля региональных проектов составляет уже 72%.

Еда в розницу

Одной из основных тенденций последних нескольких лет, по словам Анны Рождественской, является использование пищевыми производствами (молочным, мясным, кондитерским и др.) франшизы для развития собственной розничной сети. В 2019 г. этот тренд заметно усилился, на рынок вышли новые игроки.

В этом году, например, у бургерных "Мираторга" на рынке франчайзинга появился конкурент — производитель мраморной говядины ГК "Заречное" запустил франшизу сети "Праймбиф бар". Компания планирует за 3 года запустить около 70 точек в Москве, Калининграде и Самаре.

По словам руководителя проекта франшизы "Сырная лавка" (ЗАО "Сернурский завод») Анастасии Филимоновой, собственная розничная сеть для производителей — один из основных каналов продвижения. Однако ее развитие, особенно в других регионах, требует, по ее словам, оперативного управления, что не всегда возможно удаленно.

"Развитие сети магазинов по франшизе позволяет увеличивать количество торговых точек под собственной торговой маркой в максимально короткие сроки, и оперативно наращивать обороты продукции", — отмечает Анастасия Филимонова. При этом ведение бухгалтерии, наем сотрудников, заказ продукции, проведение инвентаризации и прочие вопросы оперативного управления производитель, по ее словам, делит с франчайзи.

Благодаря франчайзинговой сети сырзавод из небольшого города в Марий Эл реализует продукцию в Казани, Самаре, Тольятти, Нижнем Новгороде, Кирове, Москве, Сыктывкаре и Чебоксарах. И пока основным ограничением для развития на новых территориях, по словам Анастасии Филимоновой, остается трудная логистика: "Для работы франчайзинговой точки необходима регулярная доставка, минимум два раза в неделю, а для стабильных поставок — большой оборот".

Росту пищевых производств, согласно отчету Минсельхоза РФ за 2017 г., способствовали импортозамещение и продовольственное эмбарго: в отчетном году производство пищевых продуктов выросло на 5,6% (в 2016-м — 3,1%), в частности выработка мяса и субпродуктов домашней птицы увеличилась на 7,4%, а сыров — на 5,5%.

Социально ориентированные

В бизнес-сообществе, по словам Анны Рождественской, все чаще используется понятие "социальный франчайзинг": это проекты, связанные с реабилитацией больных, специализированным медицинским обслуживанием, уходом за престарелыми.

Патронажные услуги в России — направление, которое только развивается, говорит руководитель отдела регионального развития центра социального обслуживания "Близкие люди" Дмитрий Рябинкин. По его словам, франшиза "Близкие люди", которую компания запустила еще в 2013 г., стала особенно востребована в последние три года. И за это время представительства компании были открыты в 23 городах. Интерес к социально ориентированному бизнесу, по словам Дмитрия Рябинкина, проявляют в том числе опытные предприниматели, диверсифицирующие свои инвестиции в новые перспективные проекты.

Кроме того, бизнес в социальной сфере поддерживается государством. Так, федеральный проект "Старшее поколение" (входит в национальный проект "Демография", принятый в декабре прошлого года) предусматривает активное участие бизнеса в создании к 2024 во всех субъектах РФ системы долговременного ухода за людьми пожилого возраста и инвалидами: предусмотрено создание специального реестра поставщиков социальных услуг, предоставление им налоговых льгот, а также субсидирование процентной ставки по кредитам. Расходы, предусмотренные федеральным бюджетом, на развитие проекта, — 10,7 млрд руб.

Самозанятость для малых городов

По словам Анны Рождественской, интерес франчайзеров к небольшим городам России с населением около 150 тыс человек растет: они оптимизируют условия коммерческой концессии и предлагают облегченные форматы сотрудничества.

Наибольшей популярностью со стороны франчайзи пользуются проекты с инвестициями до 1,5–2 млн руб.

Инвестиции в проекты стоимостью менее 700 тыс. руб., говорит Анна Рождественская, рассматриваются предпринимателями как альтернатива наемному труду, и по сути являются развитием самозанятости.

К таким франшизам, например, можно отнести организацию познавательных игр для детей и взрослых (инвестиции от 350 тыс. руб.), кондитерские, барные услуги и проведение мастер-классов (150 тыс. руб.), образовательные проекты, как, например, школа скорочтения, развития интеллекта и памяти (около 400 тыс. руб.).

Читайте также

Проблема решаема — нужны франчайзи, которые откроют фирменные монобрендовые магазины Dzintars

Генеральный директор компании Pizza Time рассказал о создании пиццерии и о планах развития по франчайзингу.

«Персональное решение» делится своим опытом

Поздравляем! Сообщение отправлено!
Закрыть
Зарегистрироваться в каталоге Franshiza.ru