подобрать франшизу
Все статьи

«Мертвые души» франчайзинга

  • Автор: Анна Романова
  • Издание: BUYBRAND Inform

Рядовой российский предприниматель одновременно осторожен, с опаской относится ко всему новому и в то же время запредельно доверчив. Но грамотный баланс обоих этих качеств может сослужить и хорошую службу. Так, Елена Бондарева, предприниматель из Екатеринбурга, посетившая этой осенью 9-й BuyBrand, поделилась основными критериями выбора франшизы: «Безусловно, франчайзинг только набирает обороты, и для наших бизнесменов, особенно региональных, он до сих пор, что называется, «в новинку». Но нужно развиваться и двигаться вперед, поэтому мы стараемся освоить направление бизнеса, конечно, пытаясь свести к минимуму все промахи и ошибки.

При выборе бренда особое внимание уделяется его истории, репутации. Войти во франчайзинговую сеть той или иной марки – все равно, что приобрести бизнес-семью. К примеру, владелец торговой марки, с которым моя компания заключила договор в прошлом году, познакомила нас с другими своими франчайзи. Мы смогли в личной беседе узнать о положительных и отрицательных сторонах, перспективах предлагаемой франшизы. Ведь никто не хочет приобретать пустышку, все хотят вести серьезный бизнес».

С растущей популярностью франчайзинга растет и число мошенников, которые пытаются вести нечестную игру. Появляются все новые и новые ассоциации, гильдии, объединения, франч-консультанты. Так, параллельно Российской Ассоциации Франчайзинга, прилагающей большие усилия для развития, в том числе законодательного, франчайзинга в России, в столице существуют ее копии – Международная Ассоциация Франчайзинга, лже-РАФ, Российский Консультант Франшиз и многие другие. 

Даже неопытный предприниматель, зайдя на официальный сайт вышеперечисленных «организаций», почует что-то неладное. У любой ассоциации, пусть даже она представляет Производителей Банных Мочалок, должен быть президент и компании-члены. Но у лже-ассоциаций нет ни первого, ни второго. Они являются исключительно интернет магазинами для «втюхивания» липовых франшиз. 

Подобные объединения не обладают четко определенным местом дислокации. Если посетитель явится по адресу, который с великим трудом можно найти на соответствующем сайте, то он увидит всего лишь call-центр, не намного отличающийся от продающего БАДы, те же пустышки.

Теперь подробнее о самих франшизах-пустышках. Все они обладают «длительной историей» и имеют «множество представителей». Перечислим только некоторые из них.

Франшиза аптеки Фарма-style– «новая стремительно развивающаяся российская федеральная сеть аптек, основанная ведущими специалистами фарм. бизнеса». Все попытки найти хотя бы одну стремительную в своем развитию аптеку окончились неудачей. С вопросом о существовании данной компании мы обратились к специалисту из Российской Ассоциации Аптечных Сетей, объединяющей в себя все более-менее крупные аптеки нашей страны, но получили ответ, что в РААС о Фарма-styleслышат впервые.

Бренд Zara дал жизнь франшизам Zara Zara, Zara style, ZZ.

(см. "франшиза одежды")

Dqmane представлен в России одной-единственной торговой точкой на рынке в Лужниках. Для сравнения – открытие франчайзингового павильона бренда Dqmane на обыкновенном вещевом рынке оценивается лже-РАФом в 50 тысяч долларов, а покупка франшизы уже упомянутой Zara Zara с размещением на территории крупного торгового центра обойдется франчайзи в сумму от 15 тысяч той же валютой.Многие франшизы ваяются, что называется, «на коленке», путем простого переиначивания того или иного известного названия или поискового запроса:

Fashion TV – магазин модной женской одежды. В оригинале – популярный зарубежный телеканал.

9 месяцевфраншиза товаров для детей. Популярный журнал для мам.

Sasch&Carry – прототип франшизы виден невооруженным глазом.

Формула стройности – магазин здорового питания. На деле один из самых популярных женских запросов в поисковых системах рунета.

Евросвязь. Прототип – известная сеть магазинов сотовой связи. Создатели франшизы Евросвязь поленились даже подумать над отличным от оригинального логотипом. В России есть компания со сходным названием, однако она базируется в Челябинске и, судя по информации официального сайта, франчайзингом не занимается.

Cosmo – укороченное название известного издания.

Модный приговор – популярная программа на одном из развлекательных телеканалов.

Но встречаются и более шедевральные примеры:

Франшиза Интернет. Что это за франшиза и как с ней работать, нам не смогла объяснить ни одна из прелестных барышней, работающих в call-центре. Видимо, франчайзи, после заключения договора, сможет открыть свою собственную всемирную паутину.

Банк франшиза – любой желающий, выложив 20 тысяч долларов (опять же интересно сравнение с павильоном на вещевом рынке за 50 тысяч долларов), может стать владельцем собственного банка.

Интернет-магазин без указания специализации, со стоимостью от 5 тысяч долларов. Но человеку, желающему открыть собственный интернет-магазин, достаточно обратиться в соответствующую компанию по созданию и продвижению сайтов, что обойдется в два, а то и в три раза дешевле.

Франшиза Российская Ассоциация Франчайзинга или Империя бизнеса – 60 тысяч долларов, и вы владелец собственного РАФа.

К слову, создатели франшиз не очень стараются даже при разработке их логотипов. Шаблон одного и того же изображения иногда используется в 5–7 разных марках.

Но, пожалуй, самим ярким примером деятельности лже-ассоциации является франшиза Mr.Burger, особенно горячо рекомендуемая консультантом Еленой Самсоновой из лже-РАФа, как «аналог «Макдональдса», но гораздо лучше». На закономерный вопрос, чем же Mr.Burger лучше, получаем замечательный ответ: «Тем, что там можно покупать и пить пиво».

«Эксперты» лже-РАФа даже не поленились составить презентацию франшизы с фрагментами аналитических исследований известных ритейл-консультантов в области общественного питания и организации фуд-кортов. На протяжении всей презентации главный акцент делается на том, что «Макдональдс» – это плохо, а Mr.Burger – устоявшийся и всем известный бренд с 40-летней историей.

Меню будущего фаст-фуд ресторана – практически точная копия меню «Макдональдса». С одним лишь исключением – четырьмя видами пива.

Представители лже-РАФа на просьбу о предоставлении контактов уже работающих франчайзи с неловкой заминкой ответили, что такую информацию они дать не могут. Предложение о возможном контакте с Генеральным директором ООО «Бренд Девелопмент Групп» (франчайзер по договору покупки франшизы Mr. Burger) Скаредновой Екатериной Алексеевной для дальнейшей связи с уже работающими партнерами марки – также было отвергнуто без объяснения причин.

На официальном сайте ассоциации есть рубрика – блог успешных франчайзи. Он состоит всего лишь из фотографии счастливой семейной пары с подписью «Бизнесмен недели». Однако никакой конкретной информации о месте нахождения франчайзинговой точки и ее владельцев получить не удалось.

Мы честно потратили несколько дней на поиск «положительных» примеров работы РАФа на Арбате, но и он не увенчался успехом.

Читайте также

В начале любого дела всегда возникает множество вопросов. Мы составили подборку наиболее популярных вопросов, которые задают нам будущие партнеры проекта

При вступлении во франшизу новых игроков всегда существует вероятность, что партнеры не сработаются, и им придется расстаться. При этом вернуть затраченные средства и время стороны уже не смогут

Рынок франшиз в России продолжает расти, хотя и делает это не так стремительно, как раньше

Поздравляем! Сообщение отправлено!
Закрыть
Зарегистрироваться в каталоге Franshiza.ru