Ведущие франшизы страны, эксперты отрасли и franshiza.ru на главном экономическом форуме страны

В Санкт-Петербурге традиционно в июне состоялся Экономический Форум – ПМЭФ-2025, который собрал более 20 тысяч участников из 140 стран. Особое внимание второй год подряд было уделено теме франчайзинга.
18 июня деловую программу всего Форума открыла дискуссия "Стратегия лидера во франчайзинге". В сессии принимали участие представители крупнейших российских франчайзинговых компаний, признанные эксперты отрасли и представители государственных органов.
Модераторами дискуссии выступили Нина Семина – основатель каталога franshiza.ru и Юрий Михайличенко – президент РАФ.
Спикеры сессии:
- Борис Нуралиев, ООО "1С", основатель и директор;
- Агнесса Осипова, BrandIce - генеральный директор, РАФ - председатель совета диреторов;
- Алексей Шашкин, ПАО "Сбербанк", руководитель дивизиона "Малый и микробизнес";
- Екатерина Зиновьева, министр инвестиций, промышленности и науки Московской области, заместитель председателя правительства МО;
- Александр Демин, заместитель руководителя партии "Новые люди", председатель комитета Государственной думы по малому и среднему бизнесу;
- Кристина Граль, франшиза ГК IThub, исполнительный директор;
- Михаил Кольцов, франшиза "Пятерочка", директор по франчайзингу;
- Сергей Дегтярев, основатель холдинга Franch.Global и франчайзинговых сетей Sun School, Rublev Family и "Море желаний";
- Александр Биба, франшиза Cosmos Hotel Group, президент.
Участники дискуссии:
- Анна Рождественская, руководитель каталога Franshiza.ru;
- Дмитрий Баранов, директор по франчайзингу сети "Маслофф";
- Ольга Леонтьева, председатель Ассоциации франчайзеров и франчайзи "Белфранчайзинг";
- Павел Тураев, руководитель направления развития франчайзинга Carl’s Jr.;
- Диана Курбанова, вице-президент Ассоциации франчайзинга Узбекистана;
- Дарья Сунцова, постоянный представитель Главы Удмуртской Республики при Президенте Российской Федерации — заместитель Председателя Правительства Удмуртской Республики;
- Мария Кизима, сооснователь компании "Франчайзинг-интеллект" и цифровой платформы Scale IT;
Александр Демин:
"Франчайзинг сам выстраивает стандарты, этику и модели взаимодействия, а Гражданский кодекс и договор коммерческой концессии достаточно регулируют все вопросы взаимоотношений между франчайзерами и партнерами. Важно, чтобы начинающие предприниматели присоединялись к этим стандартам и действовали в одном направлении".
Екатерина Зиновьева сообщила, что в Московской области третий год действует программа возмещения 50% затрат на франшизу до 2 млн рублей для местных предпринимателей и до 1 млн рублей для общероссийских брендов.
Алексей Шашкин отметил, что банки активно поддерживают франчайзинг. В частности, в "Сбере" стала доступна новая опция: рассрочка на оплату паушального взноса.
Франчайзинг и его поддержка
Нина Семина привела статистику Franshiza.ru: на 2025 год в России работает 3860 франчайзинговых концепций, из них 93% - российские.
Нина Семина, генеральный директор компании "Франкон", основатель каталога Franshiza.ru:
"В 2024 году в ТОП по количеству новых франшиз вышли 2 сферы: услуги (52%) и общественное питание (29%). При этом средний возраст франшиз увеличился до 6,5, что говорит о взрослениии рынка. Даже в условиях экономической нестабильности – роста кредитных ставок, инфляции и кадрового дефицита – рынок продолжает расти за счет проверенных и успешных концепций, а сильные игроки становятся ориентиром для новых проектов".
Президент Российской Ассоциации франчайзинга Юрий Михайличенко дополнил, что российский франчайзинг за 15 лет вырос в 10 раз и продолжит рост благодаря поддержке государства и увеличению внимания на всех уровнях.
Участники дискуссии сошлись во мнении, что франчайзингу не нужно какое-либо дополнительное регулирование, все улучшения будут происходить путем саморегулирования и привлечением дополнительной поддержке по спецпрограммам (например, для участников СВО или социальных контрактов на региональном уровне).
В рамках дискуссии на стороне бизнеса выступили франчайзеры – лидеры своих сегментов, они рассказали о своей стратегии развития.
Кристина Граль, исполнительный директор франшизы Ithub:
"Мы хотели, чтобы наши дети оставались в стране, получали качественное образование и уже в колледже становились частью экономики. При этом мы хотели масштабировать наш продукт по стране. Для нас франшиза – эффективный инструмент роста. Сейчас Ithub поддерживают губернаторы, местные органы власти и частные инвесторы".
Александр Биба, президент Cosmos Hotel Group – сети отелей:
"Для нас франшиза – ключевая стратегия роста. Она дает варианты для активного масштабирования по субъектам РФ и выхода на международный уровень. Мы постоянно внедряем практику франчайзинга напрямую в отели: запускаем рестораны, барбершопы, химчистки и даже мед. клиники. Данный вариант не только расширяет возможности для франчайзи, но и улучшает показатели рентабельности объектов. Сопутствующие отрасли высказывают высокую готовность к адаптации своих франшиз, это дает новые перспективы для внедрения сервисов и создания комплексных пространств".
Михаил Кольцов, директор по франчайзингу торговой сети "Пятерочка"
"Наша стратегия развития сети строится на двух важных принципах: проверенная годами бизнес-модель, которая адаптированна под малый и средний бизнес, и развитая логистическая инфраструктура, которая дает возможность гарантировать непрерывные поставки даже в самые отдаленные регионы. Франшиза для "Пятерочки" – важная точка роста, позволяющая наращивать сеть, и дающая толчок для развития предпринимательства в регионах".
В ходе дискуссии Анна Рождественская, эксперт Franshiza.ru, привела данные: 43% из числа активно развивающихся отечественных франшиз уже представлены за рубежом, а спрос на российские франшизы увеличивается как традиционно в странах СНГ, так и в странах Ближнего Востока и Азии и Глобального Юга.
Справка:
РБК Франшизы – организатор сессии о франчайзинге в рамках ПМЭФ - 2025, раздел о франчайзинге в составе крупнейшего делового медиахолдинга России. Проект рассказывает об отрасли, помогает франчайзерам делиться опытом, рассказывает об успешных практиках и решениях для развития сетей.