Интервью с Анастасией Васильковой, директором по развитию ТМ Choupette в РБК
Франшизы быстрого питания фастфуд
- Автор: Полина Зиятдинова
- Издание: Franshiza.ru
Фастфуд — один из популярнейших сегментов российского бизнеса, который демонстрирует положительные темпы роста в условиях текущего кризиса. И это закономерно. При снижении затрат на питание за пределами дома потребители тщательнее подходят к выбору заведения и сокращают частоту посещения ресторанов. Средний чек заметно уменьшается. Наблюдается взлет сетевых игроков и закрытие точечных. Ставка на меню из монопродуктов, без приготовления впрок позволяет минимизировать издержки.
Востребованность быстрого питания стимулирует бурное развитие франчайзинга. В помощь предпринимателям — доступность вложений, упрощенные и вариативные технические требования, быстрая отдача. На этот путь вступили и те, кто придерживался только корпоративной стратегии. Американская сеть Domino’s Pizza, у которой свыше 10 000 ресторанов, длительный период открывала российские точки самостоятельно, а с 2016 года начала продавать франшизы. Компания "Макдоналдс", заключившая первый франчайзинговый договор лишь в 2012 году, сегодня ориентирована на соглашения с партнерами, которые располагают ресурсами для развития сети на региональном уровне.
Разнообразие концепций
Рынок общественного питания представлен национальными и зарубежными компаниями. Причем именно фастфуд как индикатор отражает тенденции и актуальность направления той или иной кухни. Помимо "классики" жанра, закусочных с ассортиментом из бургеров и хот-догов, широко распространены кофейни, кондитерские, пекарни, пиццерии, лапшичные (японская, паназиатская, восточная кухни), доставка еды на дом. Предприниматели отдают предпочтение раскрученным или креативным брендам и недорогим по вложениям проектам, инвестиции в которые составляют 1-5 млн. рублей.
Участники рынка и условия франшиз
В традиционном сегменте пальма первенства у международных брендов. Сегодня можно купить франшизу фаст фуд от Subway, Burger King, KFC и др. Известная сеть Nathan`s Famous с уникальной рецептурой хот-догов и фирменным хрустящим картофелем, открывшая первую закусочную 100 лет назад, сегодня насчитывает более 50 000 заведений в 14 странах мира. После адаптации меню и технологий, налаженной работы исключительно с отечественными поставщиками и встроенной круглосуточной поддержки партнеров, эта франшиза фаст фуда в России стартовала с гибкими вариантами торговых объектов, площадью от 6 до 60 м2.
Франшизы традиционных заведений быстрого питания
Компания Кол-во предприятий на территории России (в том числе франчайзинговых) Инвестиции Паушальный взнос Более 850 От 300 тыс. руб. – в зависимости от формата 30 тыс. руб. 3% – от выручки от горячих блюд, 1% – от выручки от общего товарооборота, 1 тыс. руб. – для Москвы и МО,
3% – от выручки от горячих блюд, 1% – от выручки от общего товарооборота – для регионов Subway 619 От 4 до 6 млн. руб. 7,5 тыс. долларов + НДС – стоимость первой франшизы,
12 тыс.долларов + НДС – стандартные условия 8% от оборота + НДС Nathan’s Famous 18 От 0,5 до 3 млн. руб. От 2 до 6 тыс. долларов 6% от выручки
Роялти
"Стардогс"
Мода на здоровое питание не обошла и фастфуд. В молодой хорватской сети Surf’n’Fries, которая уже открыла рестораны в Европе, США и России, картофель-фри готовят по уникальной технологии без масла или с минимальным добавлением. Компания "РусБургер" акцентирует внимание на свежих продуктах, мясе и овощах от "своих" производителей. В свою очередь, многие рестораны и кафе подхватывают тенденции рынка и адаптируют свои концепции, разрабатывая мобильные вариации, включая фудкорты и фудтраки с ускоренной выдачей заказа.
Отечественные аналоги заведений быстрого питания, в меню которых вместо бургеров привычные "народные" блюда, также стали полноправными участниками рынка. Франчайзеров все больше интересует экспансия в регионы и ближнее зарубежье. Группой компаний "Крошка Картошка" уже открыто более 300 кафе. Новосибирская сеть "Вилка-Ложка" изначально сделала ставку на "домашнюю" еду и из формата столовой преобразовалась в рестораны быстрого обслуживания.
Направления франшиз быстрого питания
Пиццерии быстро стали популярными, и нередко компании развивают по франшизе сразу несколько форматов. В сети City Pizza начинали со службы доставки и сегодня реализуют также франшизы кафе, фудкорта или ресторана с доставкой. Помимо пиццы продают сэндвичи, салаты, десерты, закуски и напитки, а меню в ресторане включает еще горячие блюда, пасту, супы. Для точки доставки затраты минимизированы: объем инвестиций составит 3-4 млн. рублей, с первоначальным взносом 800 тыс. рублей (50% по предоплате и 50% — при открытии) и роялти — 6% от оборота.
Франшизы пиццерий
Компания |
Кол-во предприятий на территории России (в том числе франчайзинговых) |
Инвестиции |
Паушальный взнос |
Роялти |
"Папа Джонс" |
107 (32) |
От 10 до 15 млн. руб. |
17,5 тыс. долларов |
6 % от оборота |
"Додо Пицца" |
93 (83) |
От 4,5 до 15 млн. руб. |
350 тыс. руб. + НДС |
3,5% от выручки –1-й год, 5% от выручки – в последующие годы |
Domino’s Pizza |
Более 44 |
От 11 млн. руб. |
35 тыс. долларов |
7% от оборота |
Pizza Mia |
27 |
От 8 млн. руб. |
От 300 тыс. руб. |
10% от оборота |
Экзотическая восточная еда становится доступнее для любителей гастрономических экспериментов. Ежегодно увеличивается количество лапшичных, заведений японской, паназиатской кухни. Растут и объемы выручки. В сети "Воккер" она составила 645 млн. рублей в 2015 году. В Интернете все больше запросов от желающих купить франшизу суши бара и совмещать с услугами по доставке суши или ограничиться последним вариантом. Нестандартный проект "Социальные суши" специализируется на доставке суши, роллов и пиццы с возможностью заказа take-away, привлекая клиентов размерами порций и низкими ценами. Вложения по франшизе, с паушальным взносом 390 тыс. рублей и роялти 3%, составят 1,26 млн. рублей.
Стихийное открытие китайских ресторанов не убавило их жизнеспособности и тоже дало толчок к разработке программ франчайзинга. В этом русле развивается сеть петербургских бистро Panda Hit, предлагающих блюда по уникальной адаптированной рецептуре, которые готовят строго на специальном оборудовании. Обучение поварами из Китая и полноценная информационная поддержка обеспечивают ценные преимущества для партнеров. Условия покупки франшизы — одни из наиболее лояльных: вступительный взнос для фудкорта или кафе — 600 тысяч рублей, фиксированный размер роялти — 5%, заявленный срок окупаемости составляет 6 месяцев.
Франшизы заведений японской, паназиатской, восточной кухонь
Компания |
Кол-во предприятий на территории России (в том числе франчайзинговых) |
Инвестиции |
Паушальный взнос |
Роялти |
Суши Wok |
Более 390 |
От 1,2 млн. руб. |
|
2,5% от оборота |
Суши Шоп |
Более 230 |
От 1,5 млн. руб. |
430 тыс. руб. |
32 тыс. руб. |
СушиСет |
100 (26) |
От 1 до 1,5 млн. руб. |
299 тыс. руб. – для Москвы и МО, 199 тыс. руб. – для регионов |
2,5% от оборота, 2% от оборота – от 3 магазинов |
Воккер |
38 |
От 1 млн. руб. |
От 150 тыс. руб. до 1 млн. руб. – в зависимости от формата |
5% – 1й год, 6% – 2й год, 7% – 3-5-й годы |
Приток потребителей из ресторанного сегмента в кофейни, желающих не только выпить качественный кофе, но и вкусно перекусить, побудил владельцев сетей добавлять основные блюда, формировать специальные предложения на завтраки и ланчи, продавать напитки и еду на вынос. Появляются новые интересные концепции. В некоторых кофейнях даже внедряют отдельное японское меню. В израильской сети кофеен Cofix все позиции меню по фиксированной цене, за 50 рублей. С ноября 2016 года программа франчайзинга стартовала в Москве, а с середины 2017 года будет доступна и в регионах России.
Кофейные заведения позволяют снизить затраты на запуск предприятия, сократив его площадь. Франчайзеры охотно идут на встречу новым партнерам, создавая лояльные пакетные предложения. Если открыть кофейню по франшизе под брендом MY, то доставка, сборка, подключение оборудования и запас ингредиентов на месяц — за счет компании, не будет паушального взноса, а роялти составит 3%. И в оригинальной сети Coffee machine франшиза мобильных кофеен предполагает, что владелец берет на себя строительство павильона "под ключ".
Американская сеть Dunkin' donuts впечатляет достижениями (свыше 11 тысяч кофеен в 36 странах) и разнообразием меню (множество видов кофейных напитков и пончиков, сладкая выпечка, закуски, сэндвичи, бейглы и салаты). В 2016 году можно было купить франшизу кофейни по специальным условиям с более низким первоначальным взносом в зависимости от площади заведения. В среднем инвестиции для открытия кофейни — одни из самых доступных в секторе общественного питания (от 2,5 млн. рублей).
Франшизы кофеен
Компания |
Кол-во предприятий на территории России (в том числе франчайзинговых) |
Инвестиции |
Паушальный взнос |
Роялти |
Tea funny |
346 |
От 406 тыс. руб. до 1,343 млн. руб. – в зависимости от формата |
|
|
Coffeeshop Company |
96
|
От 4,3 до 16 млн. руб. |
1,5 млн. руб. |
6% от оборота |
Dunkin' donuts |
32 |
От 2,5 до 6 млн. руб. |
15 тыс. долларов – для первых 2-х точек стандартного формата, 10 тыс. долларов – для последующих
10 тыс. долларов – для первых 2-х точек формата "мини", 6 тыс. долларов – для последующих |
6% от оборота |
Бодрый день |
143 (133) |
100 тыс. руб. |
От 120 до 850 тыс. руб. |
Отсутствует |
Гурме |
|
От 150 до 350 тыс. руб. – в зависимости от формата |
От 295 тыс. руб. до 6 млн. руб. – в зависимости от формата |
Отсутствует или 3% от выручки – в зависимости от формата |
Еще один заметный сегмент франшиз быстрого питания — кафе-мороженое и так называемый вафельный фастфуд. Сети "33 Пингвина", бессменному участнику рейтингов франшиз, принадлежит 1200 точек по продаже более 50 видов мороженого, расположенных в 175 городах России, Казахстана, Беларуси, Монголии. Желающий купить франшизу получает богатейший выбор форматов "на вкус и цвет": точка в торговом центре или в зоне кинотеатра (пристенная или угол, остров, фудкорт, кафе), стрит фуд (тележка с зонтиком), бонеты рядом с кассами в супермаркете, бренд витрина.
В новосибирской сети мини-кафе "Вафельница", предлагающей франшизу фаст фуд с форматами мобильного киоска на колесах для уличной торговли, павильона, острова и полноценного кафе по индивидуальному проекту, среди преимуществ — изобилие вафельного ассортимента: гонконгские вафли (необычной пузырчатой формы), вафельные сэндвичи (из соленого теста с рыбной, мясной или овощной начинкой). Внедряются модные новинки — вафлпицца (с начинкой для классических пицц), корндоги (сосиски или рубленое мясо), мороженое в кукурузных трубочках.
Тенденции на рынке
Предрекают успех заведений fast casual — "экологичное" меню и возможность сделать персональный заказ из перечня продуктов или в рамках конкретного блюда. Потребитель уже начинает обращать внимание на блюда из продуктов, выращенных без антибиотиков и иной химии. Сетевые компании будут стремиться удовлетворить запросы на оригинальность и новые вкусы. "Макдоналдс" привлекает шеф-поваров со звездами Мишлен для разработки бургеров. В заведениях фастфуд все чаще готовят на месте, демонстрируя отсутствие полуфабрикатов как конкурентное преимущество.
Перспективы франчайзинга
Открываться, нельзя пережидать. Запятая здесь на правильном месте. На сегодняшний день франшиза фаст фуда — одна из первых ассоциаций, когда речь идет о франчайзинге. Сегмент быстрого питания в неустойчивых экономических условиях растет, несмотря ни на что. По итогам 2015 года на фоне снижения оборота рынка общественного питания фаст фуд прибавил более 5%. Несомненно, и в 2017 году эта тенденция сохранится. И решающее значение для успешного бизнеса будет иметь не звучность бренда, а уникальность товарного предложения в сочетании с грамотно выстроенной технологией работы.
Возможно, Вам также будет интересно:
Каталог франшиз:
Франшизы общественного питания
Статьи:
Читайте также
Открыть свой бизнес сегодня непросто. На помощь стартапу может прийти франчайзинг. Особенно ценна эта модель развития бизнеса для людей без предпринимательского опыта.
Будучи объединенной группой компаний мы осознаем всю полноту ответственности перед корпорацией и, в особенности перед нашими сотрудниками и клиентами