Кейс группы компаний Baon&Desam (одежные сети Baon и Desam) о том, как при помощи франчайзинга расширить географию своего присутствия в короткие сроки.
Франшизы в Москве и Петербурге
- Издание: Franshiza.ru
По сравнению с другими российскими городами Москва и Санкт-Петербург, безусловно, лидируют по количеству офисов отечественных франчайзеров, мастер-франчайзи иностранных брендов и по активности среди пользователей интернет-ресурсов, интересующихся бизнесом в сфере франчайзинга. У двух мегаполисов схожие черты, и в то же время между ними есть некоторые отличия.
Активность в Интернете
По данным статистики поисковой системы "Яндекс", количество запросов в Московском регионе обычно в 3-4 раза превышает количество идентичных запросов в Санкт-Петербурге. Например, в сентябре 2016 года было 4 193 московских запроса "купить франшизу" и 1 234 петербургских. В связи с этим могло сложиться впечатление, что в Москве бизнес по франшизе намного популярнее, чем в Северной столице. Однако, если учесть, что население Москвы в 2,5 раза больше, чем в Санкт-Петербурге, то по заинтересованности два города находятся почти на одном уровне.
Количество франчайзеров
Количество франчайзеров в Москве выше практически в 3 раза чем в Санкт-Петербурге. Это объясняется тем, что первопрестольная традиционно воспринимается крупным международным деловым центром, и большинство иностранных компаний при выходе на рынок России открывают центральные офисы именно в Москве. В частности, так поступили работающие по франшизе американские компании Dunkin’ Donuts и Nathan`s Famous, Levi`s, KFC, Subway, немецкие — Tom Tailor, Babor Beauty SPA и Triumph, французская — Yves Rocher и многие другие.
Безусловно, привлекательность рынка франшиз для предпринимателей в рассматриваемых мегаполисах разная. Но нет веских оснований, чтобы сопоставлять их, ориентируясь именно на количественные показатели. Например, французский бренд Ticket Com (реклама на чеках) и австрийский бренд Coffeshop Company (сеть венских кофеен) начали развитие франчайзинга на территории России именно с Петербурга.
Специфика
Если Москва – город с крайне быстрым темпом жизни и постоянным потоком приезжих, которые в большей степени выбирают доступный фастфуд, то Санкт-Петербург, в этом смысле, можно назвать культурным "сердцем", куда направляются в значительной мере с туристическими интересами, поэтому до общего кризисного перераспределения рынка здесь акцент был смещен в сторону кафе, кофеен и ресторанов. В любом случае, оба города для регионов остаются основными ориентирами в разных сферах бизнеса.
Различия в подходе франчайзи
Основное отличие Санкт-Петербурга от Москвы, разумеется, в размере капитала и, соответственно, в уровне жизни. В крупном финансовом центре зарабатывают в целом больше, что и определяет качественно более высокий уровень бизнеса. Это также благоприятствует успеху сегмента товаров и услуг премиум и люкс-класса. Замечена и поведенческая особенность: если в Москве для потенциального партнера решающим фактором будет размер прибыли, то в Санкт-Петербурге для франчайзи немаловажным критерием будет эмоциональная расположенность, симпатия к проекту.
Ускоренный ритм и изобилие дорогостоящих предложений в сфере развлечений стимулирует москвичей быть активнее, напористее и энергичнее. Для большинства петербуржцев, включая предпринимателей и наемных сотрудников, свойственна размеренность в том, что касается и работы, и отдыха. Кстати, на Москву приходится чуть более 10% всей аудитории портала Franshiza.ru, на Московскую область — всего 4,5 %, а посетители из Петербурга и Ленинградской области составляют 6%.
Интересная особенность — в настоящее время все франшизы по аутсорсингу персонала (аренде грузчиков) представлены питерскими компаниями: "РосБизнесРесурс", "Грузчиков-Сервис", "Персональное Решение". Сами франчайзеры не усматривают особой взаимосвязи. Изначально сама идея подобного бизнеса была заимствована за рубежом и так уж произошло, что ее адаптировали в Санкт-Петербурге. Другой нюанс, подмечаемый специалистами в области франчайзинга: московские франшизы не всегда успешно приживаются в городе на Неве, а петербургские — в Москве. Например, у столичной сети итальянских ресторанов "IL Патио" в своем городе насчитывается 74 точки, а в Питере их сейчас 6. У питерской сети центров и студий раннего развития "Крошка Ру" в "родном" городе 11 точек, а в Москве — 1, в Московской области — 6. Обе компании интенсивно развиваются в других городах.
Кризис и перераспределение ниш
Кризис, точнее новые экономические обстоятельства, не убавили желание и готовность предпринимателей инвестировать в актуальные проекты. Интерес региональных инвесторов к покупке франшизы в Петербурге и Москве заметно активизировался. В 2016 году общее количество "франшизных" запросов в двух городах возросло более чем в два раза относительно тех же временных периодов в 2015 году. Продолжается перераспределение интересов, освобождаются ниши. Представители бизнеса тщательнее оценивают риски и спрос для принятия взвешенных решений, принимая во внимание, что покупательская способность в целом снизилась и стала более избирательной. Стоит отметить, что большой процент существующих на российском рынке франчайзинговых сетей не готов продавать франшизу на Москву, оставляя этот рынок как плацдарм для собственного развития. Для многих сетей регионом собственных интересов также остается и Санкт-Петербург.
В свою очередь, продажа франшизы стала выгодной моделью для расширения бизнеса у маститых участников рынка. Франчайзеры стремятся выйти в регионы, где они еще не представлены. Здесь сыграли свою роль и высокие арендные ставки в мегаполисах, что так или иначе сковывает развитие при общем сокращении спроса в "кризисные" времена. Для успеха на региональных территориях важно понимать и учитывать местную специфику, поэтому для привлечения потенциальных франчайзи формируются гибкие условия для открытия своего дела. Например, московская сеть Центров молекулярной диагностики CMD разработала программы CMD STANDART для регионов и CMD MINI для городов с населением до 200 тысяч, предлагающие пониженные ставки роялти (2% и 1,5%), сниженные паушальные взносы (100 тысяч и 195 тысяч рублей) и минимальные инвестиции (от 900 тысяч и от 1100 тысяч рублей). Сетевые ритейлеры для оптимизации затрат на развитие нередко делают ставку на дискаунтеры.
Перспективы развития
Несомненно, в Москве базируются многие франчайзеры, и интерес в целом выше к франшизам, нежели в Петербурге. При этом, рынок в двух мегаполисах насыщен и фокус франчайзеров неуклонно смещается к периферии. Плюс сами владельцы идут в регионы, желая оптимизировать расходы при расширении бизнеса. С другой стороны, такие поисковые запросы в Интернете, как "франшиза москва" или "франшиза санкт-петербург", имеют и региональное происхождение, так как начинающие инвесторы изучают рынок, опираясь на крупные города и, конечно же, чаще всего хотят купить франшизу у флагманов с мировым именем или, как минимум, у столичных крупных компаний, обеспечивающих всестороннюю поддержку и налаженные бизнес-процессы.
Возможно, Вам также будет интересно:
Каталог франшиз для Санкт-Петербурга
Каталог франшиз для Москвы
Статья Франшизы в Крыму
Читайте также
Сегодняшней нашей темой стал Wildberries – один из наиболее популярных маркетплейсов. Ранее мы подробно рассказали о том, как стать продавцом на Ozon, какие преимущества этой электронной площадки, кому подойдет и многое другое. Но настало время рассмотреть и альтернативный вариант.
Такие проекты стали доступны в малых городах