Открытие нового бизнеса и приобретение франшизы - дело, требующее не только инвестиций, но и четкого понимания того, почему и когда следует открывать свой образовательный центр
Расправить крылья с Sapsan
- Издание: Franshiza.ru
Трудно представить себе дело более благородное и требующее большего самоотречения, чем обучение детей. Так считает 29-летняя Айгерим Жусупова, соосновательница международной компании Sapsan, специализирующейся на разработке научно-образовательных программ, участница рейтинга "30 моложе 30" – 2019 Forbes Kazakhstan.
Поступив на филологический факультет МГУ, студентка из Астаны связывала свое будущее с научной сферой, да и диплом одного из лучших российских вузов предполагал скорее работу в фундаментальной науке, нежели в школе. Однако ближе к окончанию университета Айгерим поняла, что не хотела бы ограничиваться кулуарным научным миром. В 2014 году девушка вернулась в родной город. В течение года она трудилась учителем в Назарбаев Интеллектуальной школе, участвовала в разработке программы по обучению одаренных детей русскому языку и литературе, попробовала силы в журналистике, но в конечном итоге решила строить карьеру в сфере, смежной с образованием. "Я убеждена, что работать практикующими педагогами должны люди, имеющие призвание к нелегкой стезе учителя. Не считала, что в полной мере обладаю этим качеством, но в том, что смогу на базе полученных за годы учебы и работы знаний разработать образовательную методику, радикально отличающуюся от привычных подходов к обучению, сомнений у меня не было", – заявляет собеседница.
"Голубой океан"
В 2015-м Айгерим переехала из столицы в Алматы, где встретилась с единомышленницей и будущей коллегой Айжан Сейтжаппаровой, в активе у которой также был опыт работы в системе образования, а именно в частных центрах развития интеллекта. Идея разработки собственной образовательной методики захватила партнеров: на первых порах, вспоминает собеседница, все делалось на чистом энтузиазме, в маленькой комнате, арендованной в одном из образовательных центров.
Авторы проекта понимали, что выходят на рынок, перенасыщенный предложениями курсов скорочтения, ментальной арифметики, "развивашек", образовательных центров на любой вкус и кошелек. Зачастую таковые копируют друг друга без фундаментальной методической составляющей и выживают за счет демпинга, что неизбежно сказывается на качестве обучения и подрывает доверие клиентов. В итоге родители, получив негативный опыт, перестают верить в идею альтернативного обучения. "Решившись на разработку собственного продукта, ты можешь выбрать один из двух путей: пойти проторенной дорогой, но показать результат лучший, чем у конкурентов, или сделать что-то абсолютно новое. Мы хотели предложить свою уникальную методику, свой "голубой океан", в котором мы будем первыми, отойти от традиционной системы оценок, от всего груза, который когда-то вынесли сами", – говорит Айгерим. С первых дней существования проекта девушки решили, что будут создавать образовательную модель, а не сеть образовательных центров, управление которой требует огромного количества времени и ресурсов. Этой задаче в полной мере отвечает бизнес-модель франшизы.
На протяжении первых месяцев, пока шла разработка методики, проект не требовал серьезных вложений. Инвестиции понадобились позже. За два раунда привлечения инвестиций проекту удалось собрать более $400 тыс. Основная часть суммы уходила на разработку образовательных программ. К созданию контента привлекали лучших специалистов, опытных экспертов, а их услуги обходятся дорого. До прошлого года офис проекта размещался в одном из центров партнерской сети, это был своего рода полигон, на котором апробировали методику и стандарты, прежде чем упаковать их во франшизу. Год назад команда в составе 20 человек переехала в новый центр, владельцем которого является один из покупателей франшизы Sapsan.
Авторы методики поставили во главу угла не заучивание большого количества информации, а развитие когнитивных навыков – того, что охватывает популярное английское выражение soft skills: гибкость мышления, эмоциональный интеллект, способность к аналитике, логике и прочее, чему не учат в обычной школе, но спрос на что возрастет по мере того, как автоматизированные решения вытесняют сотрудников на производствах и в офисах. "Суть нашей методики заключается не в том, чтобы знать много информации, а в том, чтобы уметь с ней работать", – поясняет Айгерим.
Равнение на прогресс
В центрах Sapsan представлено несколько программ: методика изучения английского языка Lingvo, курс "Техника чтения" для детей шести-восьми лет, направленный не только на повышение скорости чтения, но и на развитие осознанного подхода к пониманию текста, внимательности, логики, пополнение словарного запаса. Флагманский продукт – уникальная методика "Скорость мысли" для детей 8–17 лет. К ее разработке основатели Sapsan привлекали профильных специалистов, от педагогов до детских психологов и нейрофизиологов. Методика состоит из шести блоков: внимательность, речь, чтение, память, восприятие, логика. В течение одного занятия, длящегося 90 минут, тренеры (так в центре называют учителей) уделяют внимание всем составляющим, то есть на каждый из блоков отводится не более 15 минут. Благодаря этому дети не устают и не отвлекаются (попробуйте удержать внимание восьмилетки на протяжении полуторачасового занятия чтением или математикой). На время занятия полностью исключается доступ к гаджетам, зато приветствуется использование наглядных пособий, например, достаточно сложной китайской головоломки, помогающей развивать тактильную, визуальную память, пространственное мышление.
Прежде чем начать обучение, ребенок проходит входное тестирование, определяющее, готов ли он. Методика "Скорость мысли" достаточно сложна, она предполагает работу с текстом, фразеологизмами. Кроме того, все занятия выполняются на время – это мобилизует к быстрому принятию решений, но не все дети физиологически и психологически готовы воспринимать такой подход. В одной группе занимается не больше шести учеников, для каждого разрабатывается индивидуальный план в рамках общего занятия, разница в возрасте между участниками одной группы не должна превышать три года.
По словам собеседницы, 65% учащихся Sapsan – школьники 8–12 лет, родители которых понимают, что современный образовательный процесс не ограничивается механическим заучиванием формул. Учащиеся средних и старших классов, которым предстоит сдача ЕНТ и поступление в вузы, посещают центр в дополнение к занятиям с репетитором, чтобы научиться быстро и продуктивно работать с информацией. "Скорость мысли" и другие программы Sapsan не дублируют школьную программу, но помогают развивать логическое мышление. Как результат, улучшается успеваемость в обычной школе. За три года обучение по методике Sapsan прошли более 3000 детей.
"Для нас важна возможность оценить результат каждого ученика не со слов преподавателя, а через объективные критерии. Поэтому мы ввели систему онлайн-дневников, в которые после каждого занятия заносятся данные о том, сколько заданий выполнил ребенок и сколько из них правильно. Таким образом можно объективно оценить прогресс. Мы против системы оценок. Если один ученик за время обучения улучшил скорость чтения со 100 слов в минуту до 200, а другой – с 200 до 400, прогресс в обоих случаях одинаков, и это отлично", – объясняет Айгерим. Таким образом, дети не испытывают дискомфорта, который неизбежен при делении на "отличников" и "троечников", и искренне заинтересованы в том, чтобы превзойти собственные достижения. С другой стороны, родители видят результат и понимают, за что платят деньги. Стоимость обучения разнится в зависимости от страны (проект не ограничивается Казахстаном), размеров населенного пункта, где действует центр. Так, жителям крупных казахстанских городов месяц обучения ребенка в режиме два раза в неделю обходится в 29 000 тенге.
Коммуникация с родителями – еще один важный момент в деятельности Sapsan. Айгерим уверена, что родители являются важнейшими участниками учебного процесса и ребенок никогда не покажет результат, если они в этом не заинтересованы. "Изначально мы искренне считали, что методика и показатели – это самое главное, и лишь спустя время, когда к нам присоединились франчайзи, поняли, что эмоциональные взаимоотношения, чувства детей и родителей по отношению к Sapsan не менее важны. Продукт не может жить вне системы, и наша задача как управляющих построить систему, в рамках которой комфортно и результативно пребывать и родителям, и детям, и франчайзи", – отмечает собеседница.
Сегодня команда центра занимается разработкой специального приложения, в котором родители смогут отслеживать успехи ребенка в реальном времени, управлять его аккаунтом.
Образование без границ
На протяжении первого года работы основатели Sapsan практически не вкладывались в рекламу. Информация о центре распространялась по принципу сарафанного радио – это тоже свидетельство успешной работы с родителями. Бывали случаи, когда родители одного ученика собирали две-три новые группы из числа детей родственников и знакомых. Типична ситуация, когда младшие дети приходят на программы вслед за старшими. Спрос стимулировал открытие франшиз и за пределами Казахстана. В 2019 году бренд Sapsan появился в Бишкеке, а годом ранее была приобретена первая российская франшиза в городе Волжском. При этом, по словам Айгерим, выход на российский рынок раньше, чем в 2020 году, вообще не входил в их планы.
"Мы испробовали разные маркетинговые инструменты, но лучше всего в продажи конвертировались рассказы о реальных результатах реальных детей. Российский образовательный рынок более конкурентен, чем казахстанский, качество методик там на порядок выше, и, конечно, выходить туда было сложно. Но сердце любой франшизы – качественный продукт, и в этом смысле Sapsan достоин доверия", – утверждает собеседница. Ставка на модель франчайзинга полностью оправдала себя. На сегодняшний день в Казахстане, Кыргызстане и России реализована уже 61 франшиза Sapsan. Стоимость зависит от региона и выбранного пакета, в среднем покупка обходится в $6000–7000. За эти деньги партнер получает зарегистрированный товарный знак, стандарты франшизы, руководство по ведению бизнеса, доступ к CRM-системе центра и к учебным материалам.
Большинство франчайзи, по словам Айгерим, не имели прежде опыта открытия собственных образовательных центров, а это не такая легкая работа, как может показаться на первый взгляд. Поэтому заключению договора о сотрудничестве предшествует интервью с потенциальным франчайзи, рассказ о перспективах и возможных затратах. За три года существования Sapsan не закрыт ни один партнерский центр, при соблюдении стандартов средний срок выхода на самоокупаемость составляет четыре-пять месяцев. Лучший результат показал центр Sapsan в Атырау, вышедший на самоокупаемость уже на третий месяц работы.
Недавно один из партнеров выразил готовность инвестировать в Sapsan для его развития в дальнем зарубежье, а именно в ОАЭ и Восточной Европе. В арсенале программ центра уже в этом году появится новый продукт – методика раннего развития для детей четырех-шести лет. "Наши дети с рождения живут в цифровом мире, уделяя много времени гаджетам и интернет-серфингу, порой они не могут понять свои и чужие эмоции, не знают, как правильно поступать в той или иной ситуации. Мы хотим показать ребенку, что на свете есть масса других интересных и полезных вещей, что смартфоны и технологии, если правильно ими пользоваться, могут открыть целый мир интересной и полезной информации. А этому начинать учить никогда не рано", – уверена Айгерим.
Подробнее - франшиза Sapsan
Читайте также
SAPSAN – это современный проект, который занимается новыми образовательными технологиями. Проект распространяет идею непрерывного образования, обучает знаниям и навыкам, ценным вне зависимости от времени и профессии. Школа стремится раскрыть личности каждого ученика, развить уверенность в себе и собственных способностях. Ядро компании – продукты, нацеленные на мышление без границ и развитие гибких навыков, что поможет успешно адаптироваться к новому миру.
Несколько советов по подбору места для вашей новенькой блестящей c иголочки франшизы от Sapsan