подобрать франшизу
Все статьи

50 главных вопросов франчайзеру

  • Автор: Franshiza.ru
  • Издание: Franshiza.ru

Покупка франшизы - важное решение, к которому нужно заранее подготовиться. Тут работают все те же правила, что при обычном выборе контрагента - принцип должной осмотрительности. Терпеливый и опытный франчайзер с честью выдержит хоть 50, хоть 100 вопросов и даст развернутый ответ на каждый из них. А компания, которая хочет только получить деньги от франчайзи в виде паушального платежа, скорее всего, будет раздражена таким любопытством и просвещенностью. Поэтому, не стесняйтесь, берите на вооружение список вопросов и экзаменуйте своих франчайзеров. Мы подготовили даже те вопросы, о которых мало кто задумывается перед покупкой франшизы, но попадает в неловкую ситуацию позже.

Итак, 50 главных вопросов франчайзинга:

Общие вопросы.

Помогут Вам оценить качественные и количественные характеристики франчайзера, риски работы с данной компанией, увидеть, насколько она серьезно подходит к построению сети и выбору партнеров.

  1. Сколько лет Вашему бизнесу?
  2. Сколько учредителей у Вашей компании?
  3. Когда была запущена франшиза?
  4. Сколько собственных филиалов (магазинов/ресторанов/пунктов)?
  5. Сколько человек сейчас числится в компании франчайзера?
  6. Есть ли отдел франчайзинга?
  7. Сколько франчайзи сейчас в сети?
  8. Есть ли среди франчайзи те, кто открыл 2 и более филиала?
  9. Сколько франчайзи закрылось за время существования сети?
  10. Какие требования к франчайзи существуют (опыт, навыки, черты характера)?
  11. Есть ли в компании отдельный менеджер по сопровождению франчайзи?
  12. У Вас уже есть филиал в городе, схожий с моим городом (по численности населения, по уровню жизни, по отдаленности от центрального офиса)?
  13. Могу я поговорить с кем-то из Ваших франчайзи?

Экономические вопросы:

Помогут Вам оценить собственные ресурсы, грамотно спланировать бюджет открытия, рассчитать прибыль и необходимые дополнительные вливания. Кроме того, часто франчайзеры занижают объем необходимых в открытие средств или не афишируют те или иные платежи. Наша задача - узнать обо всем до принятия решения.

  1. Какой размер паушального платежа? С НДС или без НДС?
  2. Паушальный платеж платится единовременно сразу или разбивается по этапам открытия?
  3. Есть ли бизнес-план или финансовая модель работы филиала? Прошу показать пессимистичный прогноз.
  4. Из чего состоит сумма инвестиций в проект?
  5. Есть ли что-то, что не учтено в общей сумме инвестиций?
  6. Можно ли при открытии франшизы использовать кредит?
  7. Какой процент заемных средств можно привлечь? (более 50% или менее 50% от общего объема)
  8. Какой размер роялти? Они фиксированные (определенная сумма каждый месяц) или этопроцент от выручки?
  9. Каков период выплаты роялти? 1 раз в месяц или в квартал?
  10. Есть ли отсрочка роялти на первые месяцы после открытия?
  11. Есть ли сезонность у бизнеса? В какой месяц лучше открываться?
  12. Когда наступает, планируется точка окупаемости?
  13. Есть ли маркетинговый платеж в сети? Если да – сколько процентов я должен отчислять и как часто?


Юридические вопросы:

Во время переговоров на словах франчайзер может много всего обещать, но обращать внимание всегда стоит на договор и его пункты. Чем более подробный договор Вы заключаете, тем меньше вероятность внезапных решений франчайзера и негативных последствий. В идеале договор франчайзинга состоит не менее чем из 20 листов и содержит подробную информацию о каждом этапе сотрудничества и обязательствах сторон по всем аспектам.

  1. Зарегистрирован ли товарный знак?
  2. Товарный знак принадлежит тому же юр лицу, с которым я буду заключать договор?
  3. Какой договор заключается с франчайзи (в идеале это договор коммерческой концессии или лицензионный)?
  4. Регистрируете ли Вы договор в Роспатенте (любые манипуляции, связанные с передачей товарных знаков, подлежат регистрации)?
  5. На сколько лет заключается договор?
  6. Дает ли мне договор эксклюзивные права на мой город/ область?
  7. Смогу ли я без штрафов выйти из сети или перепродать мою франшизу в случае необходимости?
  8. Есть ли у Вас судебные процессы с франчайзи?

Вопросы перед открытием:

То, как франчайзер отвечает на Ваши вопросы, показывает его отношение к своим партнерам и готовность помогать на стадии запуска Вашего бизнеса

  1. Нужен ли мне бухгалтер для ведения деятельности или у Вас есть бухгалтерское сопровождение франчайзи?
  2. Помогаете ли Вы с наймом сотрудников?
  3. Будете ли Вы обучать моих сотрудников? Дистанционно или я должен отправить их к Вам на обучение?
  4. Обучение сотрудников и меня платное или входит в паушальный платеж?
  5. Сколько сотрудников мне потребуется в момент открытия и позже?
  6. Какие документы Вы мне передаете после заключения договора (бренд-бук, стандарты открытия, маркетинговые материалы, маркетинговый план, трудовые договоры и систему мотивации персонала и т.д.)?
  7. Какие требования по помещению? Насколько они жесткие?
  8. Есть ли уже решения по логистике до меня (доставка продуктов или товаров, необходимых для работы филиала)?
  9. Какая форма юридического лица оптимальна (ИП, ООО)
  10. Какая форма налогообложения оптимальна?

Работа по договору.

Необходимо быть готовым к любым жизненным ситуациям и понимать, на что франчайзер имеет право в рамках договора, а в чем Вы ему можете отказать. И наоборот, что франчайзер может контролировать в Вашем бизнесе и за что он может Вас штрафовать и наказывать, а за что может даже отозвать франшизу.

  1. Какие штрафы предусмотрены договором (повод и размер)?
  2. Продлевается ли договор автоматически или нужно переподписание?
  3. Нужно ли выплачивать повторно паушальный взноспри продлении договора?
  4. Как часто будут проходить проверки моего предприятия Вами? Они тайные или открытые?
  5. Какие отчеты по показателям я должен присылать и как часто?
  6. В каком режиме работает служба поддержки франчайзи и их клиентов?
  7. Есть ли единое программное обеспечение в сети? Сколько я должен буду за него платить?

Будьте внимательны, бдительны и удачи Вам в выборе франшизы!

Читайте также

Темпы роста рынка общественного питания сохранятся, несмотря на замедление роста реальных доходов и расходов населения

Мечты действительно реализуются с помощью собственного бизнеса

Бьюти-бизнес в России находится в весьма интенсивной и перспективной стадии развития

Поздравляем! Сообщение отправлено!
Закрыть
Зарегистрироваться в каталоге Franshiza.ru