«Бесплатная франшиза» - сыр в мышеловке?
- Издание: Franshiza.ru
Паушальный взнос и роялти – ключевые понятия франчайзинга. По сути это та цена, которую начинающий предприниматель обычно платит старшему партнеру за помощь и поддержку в открытии бизнеса. И часто эти взносы бывают довольно существенными. Естественно, инвесторы, особенно начинающие, ищут возможность максимально снизить первоначальные затраты, и поэтому такими привлекательными кажутся так называемые «бесплатные» франшизы, без первоначального взноса и/или роялти.
Суть в том, что производители или оптовые поставщики товаров, имеют возможность зарабатывать на производстве продукта, давая своим партнерам льготные условия входа в бизнес. По такой схеме обычно работает большинство известных брендов одежды, продуктовые сети.
В сфере услуг «бесплатные» франшизы реже, но тоже встречаются.
Но далеко не всегда изначальная привлекательность «бесплатных» франшиз оказывается выгодной на деле. Делая поспешный вывод о рентабельности той или иной франшизы только по размеру паушального взноса, легко ошибиться.
НА ЧТО НУЖНО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ, ВЫБИРАЯ «БЕСПЛАТНУЮ» ФРАНШИЗУ?
ФРАНШИЗА БЕЗ ПОДДЕРЖКИ.
Многие недобросовестные компании заявляют о выгодном предложении, но при этом, передает лишь право работать под определенной торговой маркой. А ведь одна из главных задач франчайзера – научить своего франчайзи тому, что умеет он сам, передать ему опыт ведения бизнеса, помогая обеспечить возврат инвестиций. Внимательно изучите, что конкретно входит во франчайзинговый пакет. Солидные компании, как правило, предлагают своим инвесторам всестороннюю поддержку, потому что напрямую заинтересованы в развитии бизнеса. Например, франчайзинговый пакет прачечных самообслуживания Speed Queen® включает в себя детальный бизнес-план, позволяющий спрогнозировать окупаемость точки еще на стадии принятия решения; подробное руководство по операционной деятельности; помощь в выборе и оценке места; дизайна-проект по евростандартам; обучение сотрудников; маркетинговую поддержку. При этом важно, чтобы франчайзер не был теоретиком, а имел реальный успешный опыт эффективной работы в данной сфере.
ОПЫТНЫЙ НАСТАВНИК ИЛИ ИСТОЧНИК ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ РИСКОВ?
Надежный партнер – основной критерий при выборе любой франшизы, а «дилерской» особенно, потому что именно в таком типе сотрудничества инвестор более всего завязан на франчайзера и не сможет в случае неудачи сменить поставщика. Просчеты франчайзера непременно отразятся и на франчайзи. Недавний скандал с крупным туроператорм, который разорившись, потянул за собой партнеров, работающих под общим брендом, лишнее тому доказательство. Яркий успех и активные темпы роста не всегда являются показателем надежности, важно выбирать бренды с многолетней историей, которые имеют опыт, знания и обладают экспертизой в выбранной области.
СКРЫТЫЕ РОЯЛТИ.
Многие производители товара не устанавливают роялти, но «закапывают» их в цену продукта, манипулируя франчайзи. Ведь подписав договор, он вынужден приобретать товар на условиях франчайзера. В ситуации, когда товар приходится закупать регулярно, это может стать серьезной проблемой. Стоит заранее оговорить, на каких условиях предоставляется продукт, и учитывать это при просчете рентабельности франшизы. Ответственный франчайзер старается предложить своим партнерам выгодные условия.
БЕЗ ВЗНОСА И РОЯЛТИ, НЕ ЗНАЧИТ БЕЗ ВЛОЖЕНИЙ.
Взнос и роялти – лишь малая часть расходов, которую несет франчайзи, вступая в бизнес. Важно реально оценить затраты, которые могут возникнуть и предусмотреть возможные риски. Аренда, оформление документов, коммунальные платежи, рекламный бюджет, все это требует денег. Кроме того, вступая в «дилерскую» франшизу надо тщательно изучить сам продукт. Товары с коротким сроком годности, требующие дополнительных складских помещений, сезонные товары – всегда дополнительные риски и расходы. Если же по условиям франшизы требуется закупка оборудования, то это некоторым образом снижает риски потери инвестиций.
Следующий пункт – расходы на персонал. Это одна из важнейших статей бюджета и главная проблема франшиз в сфере услуг. Важно просчитать какое количество персонала потребуется для обслуживания точки, что это должны быть за люди, как их привлечь и замотивировать, и не будет ли зарплата сотрудников съедать большую часть прибыли.
Скорость окупаемости проекта не относится напрямую к расходам, но является одним из ключевых показателей рентабельности франшизы. Если франчайзер не требует взноса и роялти, но его предложение не приносит прибыли, то стоит задуматься, а так ли выгодно данное предложение?
ВЫВОД: «бесплатные» франшизы, без паушального взноса и роялти, могут стать достойным вариантом для ведения собственного бизнеса. Их безусловный плюс – это низкий порог входа в бизнес. Но ориентироваться только на размер взноса и роялти нельзя. Надо детально оценить предложение: выбрать надежного партнера, изучить продукт и состав франчайзингового пакета, оценить размер и структуру инвестиций.