Вырастет ли рынок франчайзинга к концу 2021 года и какие тенденции наметились
Бизнес под копирку
- Автор: Людмила Колбина
- Издание: Эксперт Урал
Договор коммерческой концессии становится главным инструментом развития регионального потребительского рынка — наиболее устойчивым и потому востребованным малым и средним бизнесом.
Отличительной особенностью всероссийского форума-выставки «Франчайзинг: новый потенциал в развитии регионов» в Тюмени 23 мая стало представление на ряду с известными российскими и зарубежными брендами региональных франчайзинговых концепций, которые известны лишь на своей территории, но имеют успешную бизнес-модель и потенциал развития.
Предпринимателям и инвесторам юга Тюменской области, ХМАО-Югры, ЯНАО, Свердловской, Омской, Новосибирской, Курганской областей, Пермского края продемонстрировали более 40 франчайзинговых проектов. Например, в сегменте торговли франшизы предлагали группы ИT-компаний «Арсенал+», мебельный магазин «МебельВилль», магазин одежды и аксессуаров «Костя Дзю», региональный центр водных технологий «Кванта+»; в ресторанном бизнесе — сети кофеен («МаксиМ» и «Шоколадница») и винных супермаркетов, группа ресторанов «Планета Гостеприимства» («Сбарро», «Восточный базар», «ЯмКи») и чешский ресторан «Козловица»; в сегменте услуг — лаборатория диагностики «Гемотест» и студия развития для детей «Крошка РУ». Западно-Сибирский банк Сбербанка РФ представил кредит, разработанный специально под покупку франшиз: пилотный проект «Бизнес-старт» действует в 19 городах России. В Сбербанке есть «готовый» список аккредитованных франшиз — все это бренды, проверенные временем и рынком, однако заемщик может прийти и со своим предложением. Готовят подобные программы и два-три частных банка.
Как отметил губернатор Тюменской области Владимир Якушев, 60% потребительского рынка Тюмени — это франчайзинговые проекты, и их количество прирастает на 30% каждый год. Покупка модели бизнеса стала вызывать у российских предпринимателей особый интерес: предприятия, созданные по системе франчайзинга, имеют минимальные риски банкротства, выживает большинство новых проектов. В случае запуска самостоятельных предпринимательских проектов — картина обратная.
Франчайзинг становится одним из главных инструментов развития потребительского рынка. В феврале прошлого года этот механизм объявлен приоритетным в государственной политике содействия бизнесу. В Тюменской области стартовал первый такой проект, поддерживаемый властью. Не случайно посвященные франчайзингу форумы проходят в регионах третий год подряд. И обычно заканчиваются длинной церемонией подписания соглашений о реализации франшиз. Так, в Тюмени на сцену одна за другой поднимались пары франчайзеров и их франчайзи — отныне они будут кровно заинтересованы в успехе друг друга.
Российская ассоциация франчайзинга (РАФ) стала организатором форума в Тюмени вместе с правительством области. Исполнительный директор РАФ Юрий Михайличенко считает, что франчайзинг привлекает предпринимателей на потребительских рынках в регионах возможностью тиражирования успешного бизнеса.
Рынок ждет
— Юрий Николаевич, что дает франшиза регионам?
— Хорошо зарекомендовавшие себя на федеральном уровне отечественные концепции и иностранные франшизы несут с собой международные стандарты ведения бизнеса, мировые технологии. Они задают тон, подстегивают по качеству. Развивая параллельно региональные франшизы, мы стимулируем наши российские бренды к трансляции и на другие страны.
Последние три-пять лет всемирно известные, а следом и российские бренды появились во многих регионах. Франчайзинг хорошо растет, он попал в питательную среду.
— И чем питается?
— Потребительским спросом. В регионах созрел средний класс. Это тот самый рынок, на который и ориентировано большинство современных брендов. Народ стал требовательнее к качеству товаров и услуг, он хорошо зарабатывает, часто ездит за границу и видит, как должен выглядеть сервис, как взаимодействуют поставщик услуг и потребитель.
Уже образуется вакуум, который нужно заполнять качественными региональными и федеральными франшизами. Рынок далек от насыщения, и сейчас создались предпосылки для его наполнения. Если мы сравним Россию, например, с США, то увидим, что предложений франчайзинговых концепций у нас в разы меньше.
— Америка — страна франчайзинга.
— Не только. Юго-Восточная Азия сильно поднялась: Китай, Тайвань, Индонезия, Малайзия. За ними следуют Корея, Бразилия, Мексика.
— Почему в России франчайзинговое оживление началось с кризисного 2009 года?
— Мировой кризис показал устойчивость франчайзинговой концепции. Тогда многие стартапы малого и среднего бизнеса и у нас в стране, и за рубежом свернулись. А франчайзинг выстоял, в 2009 году даже стал расти: увидел опустевшие ниши ушедших с рынка игроков и начал их занимать. Он вообще устойчив. В любом бизнесе выживает в первые пять лет только 15% стартапов, а здесь — закрывается лишь 5% новых точек.
Человек, который хочет инвестировать в какой-то вид бизнеса, прежде всего определяет его рентабельность, рассчитывая вернуть деньги в обозримой перспективе. Франчайзинг сулит хорошую возвратность, поэтому в него вкладывают, и особенно в смутные времена. Рентабельность достигается за счет завоеванной уже лояльности потребителя к бренду, включения в рекламную кампанию франчайзера, в информационный поток устоявшегося бизнеса.
— Волна пошла по России?
— На федеральном уровне РАФ получила поддержку Минэкономразвития, закрепила договоренности с регионами на развитие региональных программ франчайзинга в Екатеринбурге, Ярославле, Красноярске, Перми, Самаре. Одной из самых перспективных считается Тюменская область: здесь много «нефтяных» денег, поэтому франчайзеры ожидают от региона большей отдачи, чем от других. Средний доход населения, покупательский спрос также достаточны. Сам по себе франчайзинг продвигается в наиболее вкусных и лакомых местах. А там, где рынок недостаточно сформирован, нужен катализатор. Таким катализатором в данном случае выступает администрация региона. Деньги, конечно, тоже важны для запуска проектов, но нужен не просто денежный мешок на ножках, а предприниматель, который знает, как вести бизнес, с которым франчайзеру можно заключить договор и быть уверенным, что он реализует концепцию. В Тюменской области много предпринимателей, которые поднялись благодаря технологиям, связанными с нефтью, переработкой, имеют достаточный капитал, а самое главное — предпринимательский опыт.
Рынок растет
— Какова правовая и экономическая среда для распространения франчайзинга в России?
— Ассоциация уже добилась внесения необходимых поправок в законодательство, в частности в Гражданский кодекс, которые совершенствуют правовую базу для франчайзинга — договор коммерческой концессии. В принципе правовая база неплохая. С экономической сложнее. Наши зарубежные коллеги по сравнению с нами в тепличных условиях: у них более интересные кредиты, государственные программы, субсидирование поставлено на поток. Если говорить о мерах господдержки, которые уже заложены, без лишней скромности могу заявить, что в России одна из наиболее совершенных систем поддержки предпринимательства.
— Что же предпринимателей так мало?
— Я говорю о том, что есть на бумаге. То, что предусмотрено министерствами и ведомствами, финансируется государством не хуже, чем во многих странах мира. Но как всегда, дьявол кроется в мелочах, в вопросах правоприменительной практики: органы, осуществляющие поддержку, не стремятся, чтобы любой заинтересованный предприниматель знал, куда идти, где брать, что ему положено.
— Как изменился рынок франшиз за период активного движения?
— Он набрал хорошую динамику: на 30% в год увеличивается количество точек, на 25% — количество франшиз. Но он все равно пустой. Представляете реакцию зарубежного бизнеса, когда я показываю эту динамику: у американцев рост 0,3%, хотя у них количество франшиз в десятки раз больше нашего, рынок огромный.
— Минэкономразвития РФ назвал франчайзинг основным механизмом мультипликации субъектов и объектов малого и среднего бизнеса. Почему на этот инструмент такая ставка?
— Мы видим, что весь мир, за исключением огромных корпораций-монополий, в том числе государственных, давно развивается на основе лицензионных отношений. Весь бизнес построен на их основе. Франшиза предполагает передачу технологии, ноу-хау, успешной модели бизнеса и обязательно товарного знака. Франчайзинг позволяет компании, не наращивая собственную сеть, на которую не хватает ни рук, ни средств, ни мотивации, быстро распространить бизнес на большой территории. Это одна из форм привлечения капитала: никто тебе столько денег не даст, сколько ты сможешь привлечь с помощью этого инструмента. Глава одной из ведущих франчайзинговых компаний США мне признался: пока он создавал свою корпоративную сеть, зарабатывал 10 млн долларов, как только перешел на франчайзинг, на следующий год у него была прибыль 100 млн долларов. Так что франчайзинг позволяет быстро построить бизнес за счет деловых партнеров, сделать ее эффективной, получить максимальную прибыль, не вкладывая, грубо говоря, особых средств.
По опыту взаимодействия РАФ с Минэкономразвития могу сказать: это ведомство проводит абсолютно адекватную политику по отношению к рынку франчайзинга, там этим занимаются люди, которые понимают предпринимательство и прикладывают достаточно большие усилия для развития франчайзинга.
В прошлом году мы провели Санкт-Петербургский экономический форум, на котором франчайзинг был официально назван министерством в числе приоритетов, он имеет реальную поддержку и работающую программу развития.
В рамках нынешнего форума губернатор Тюменской области Владимир Якушев подтвердил намерение региона развивать франчайзинг как социальный проект, дающий рабочие места, повышение предпринимательского уровня и одновременно как проект экономический, привлекающий в регион инвестиции на развитие инфраструктуры, торговли, услуг. В частности, он предполагает значительное развитие придорожного сервиса — магазинов, кафе, обустроенных площадок для стоянок.
Рынок боится
— Какие преграды ожидают предпринимателей на этом рынке?
— Подводные камни существуют в любом бизнесе. Кроме специфических рисков внутри франчайзинговой схемы, возможных нарушений договоренностей одной из сторон, глобальный риск рынка заключается в том, что со временем придется формировать лояльного потребителя. Не все готовы к новациям — многие боятся заходить в чистые красивые магазины, априори полагая, что там цены выше. Кто-то еще не привык пользоваться предложенными объектами инфраструктуры. Не все население может позволить себе посещение кафе и так далее. Именно ментальность потребителя не стыкуется с тем объемом, который уже сегодня мог бы «съесть» рынок. Отмечу и все-таки недостаточное количество предложений по франшизам, они не покрывают все сферы бизнеса, не везде франчайзинг идет из-за объема рынка. Допустим, малые города неинтересны, потому что там мало потребителей, но самое главное — низкая предпринимательская активность.
— Каково состояние инфраструктуры, которая обслуживает франчайзинг в России?
— Она слабая. В разработке концепции, описании готового бизнеса принимают участие юристы, специалисты по операционной деятельности, технологи, маркетологи, строители, художники — их нужно собирать в единую структуру, которая делает продукт полностью. Такие на рынке пока можно перечислить по пальцам. Задача РАФ сегодня — создать их достаточно, чтобы удовлетворить растущий спрос франчайзеров.
Чтобы собрать чемодан денег на открытие бизнеса из разных источников (собственных и банковских средств, средств поддержки государства) приходится изрядно побегать. Человек теряется, не знает, куда идти, какие документы оформлять. Было бы разумнее создать в каждом регионе некую площадку по принципу одного окна.
Для этого в регионе важно отладить оргработу внутри инфраструктуры: между банком, фондом поддержки предпринимательства и прочими. Созданием этой целевой структуры мы сейчас также занимаемся. Было бы правильно, если бы окно функционировало на базе фонда поддержки предпринимательства, контролировалось наблюдательным советом из реального бизнеса, потому что всегда найдутся любители все растащить и распилить. Многие франчайзинговые компании хотят выходить на региональные рынки, но им не на что опираться, реальной инфраструктуры нет. Мы набрали пул из шести-семи компаний, которые готовы идти туда, агрессивно двигаться. Поможет государство — хорошо, не поможет — сами справимся.
Читайте также
Обувной рынок России развивается очень неравномерно. До последнего момента самым динамичным сегментом считается средний
Как создать интересное образовательное пространство и что в нем должно быть? "Полиглотики" поделились практическими советами по организации идеального образовательного центра – места притяжения детей от года до 17 лет.