Event как смысл жизни...
- Издание: Franshiza.ru
Интервью с Николаем Новоселовым, руководителем и создателем компании АртНаука
Расскажите о себе. Где Вы учились? С чего начинали свою карьеру?
По образованию я физик-теоретик, учился в Ростове на физическом факультете ЮФУ. Занимался различными актерскими, режиссерскими активностями, делал спектакли, разные постановки. А после начал работать в сфере маркетинга. Сначала это были большие автомобильные компании, в том числе Audi, а позже стал директором маркетингового агентства. Мы занимались разработкой стратегических планов, креативных компаний, логотипов, фирменных стилей.
В рамках одного из проектов, мы провели научное шоу на открытии автосалона Audi. Для нас это стало удивительным событием. Наше шоу имело большой успех и вскоре начали поступать предложения от других автосалонов и компаний. Появлялись новые клиенты и заказы. Мы стартовали в Ростове, позже переехали в Москву и организовали проект здесь, запустили франшизы, заграничные выезды.
Как вы пришли к идее развивать бизнес на стыке науки и event-мероприятий?
Фактически это стало результатом работы с компанией Audi. Дело в том, что у Audi есть конкурентное преимущество в их технологичности, легкости прогресса и наше мероприятие подчеркнуло уникальность этой марки. В итоге они стали работать с нами все больше и больше. Суммарно, мы очень много выступали именно с автобрендами, а также с банковской средой и фармацевтической. Мы работаем с теми, для кого наука является важной составляющей их бренда, при этом мы соединили науку и шоу. Конечно, мне в этом помог опыт в постановке спектаклей. Вначале это были просто мастер-классы, но изучив рынок, стало понятно, что людей больше интересует именно шоу.
Миссия «АртНауки» – ликвидация барьера между обществом и наукой. Но насколько общество готово воспринимать образование как развлечение?
Любую популяризацию нужно начинать с проявления интереса. Наша задача — создание яркого контента, который позволит людям интересоваться этой темой дальше. Несомненно, мы не сможем рассказать все грани науки, физики, химии, но мы сможем помочь людям сделать первый шажок в этом направлении и наша задача именно в инициации этого процесса. В настоящее время, общество хочет дифференциации в интеллектуальном плане и хочет развиваться. И теперь,
директор компании, выбирая развлечение для персонала, хочет дать что-то новое для своих сотрудников, так же как и люди хотят почерпнуть новые знания.
Есть такое слово тренд, мы создаем новый тренд и должны воспитывать общество. Если не приучать людей есть вилкой и ложкой, они будут есть руками. У нас есть своя миссия и мы должны выполнять ее хорошо.
Как люди реагируют на ваши шоу? Какие перформансы пользуются большей популярностью? Какие меньше? С чем это может быть связано?
У нас в России принята шоу-культура. Люди вместо атмосферы предпочитают масштабные шоу, где много дыма и взрывов, громкая музыка. Хотя сейчас все чаще зарождается тенденция к тому, чтобы отдавать предпочтение антуражу и созданию атмосферы.
Реакции на наше шоу всегда хорошая, как и на любую новинку. Мы выступаем с новыми программами и свежими элементами. Есть и более интеллектуальные мастер-классы.
Мы выступаем на грани зон запрета людей. Все привыкли, воспринимать азот как нечто опасное, а розу нельзя разбить. И играя на этой грани, мы можем привлекать еще больше внимания. Кроме того, у нас хорошая актерская подготовка. Люди избалованы и требуют все больше и больше неизведанного, поэтому наша задача — создавать это новое и давать людям то, что они хотят.
Работая в event-индустрии, что вы можете рассказать о ней? Каковы особенности работы? Какие основные трудности?
Event индустрия — это очень динамично развивающийся сегмент с низким порогом входа.
Чтобы построить новый завод, вам нужно иметь миллион рублей, но чтобы начать делать шоу, вам понадобится около 200000-300000 рублей. Все зависит от вашего желания и от срока окупаемости инвестиций. А самое главное, вы можете сразу сделать что-то крутое и моментально стать востребованными. В случае с франшизой, людям помогает уже отработанная схема, которую они начинают делать. Порой, лучше купить франшизу и запустить ее, чем разрабатывать свои схемы.
Особенности работы в event-индустрии требует полной отдачи, это непредсказуемый сегмент, в котором может произойти все что угодно. Работа в событийном маркетинге предназначена для тех людей, кто хочет взбодриться и не готов сидеть на одном месте. Мы выступаем на небольших праздниках и на закрытых мероприятиях для глав города. Участвуем в телепроектах, например, наши франчайзи из Екатеринбурга участвуют в телепроекте телеканала «Пятница!».
Этот сегмент позволяет вам выйти за пределы того серого восприятия, к которому все привыкли. Но есть и трудности: чтобы все получилось, вам необходимо иметь либо опыт, либо деньги, собственно, как и везде. Можно стать и артистом, и эвентором с капиталом в 0 рублей. Можно пойти к кому-то в гости и сделать там мероприятие и это будет ваше первое шоу, но, по всей вероятности, ваше следующее мероприятие состоится не скоро. Тут надо либо опытом выкручиваться, либо знаниями, базисом. Нам помогли маркетинг и связи, которые мы использовали.
Насколько сильна конкуренция?
В нашем сегменте нет прямых конкурентов. В этом диалектика создания нового направления: вроде бы поле чисто, но не возделано. И ты должен тратить ничуть не меньше сил, чем если бы ты был не один. Но силы тратятся на другое: реклама, пиар, создание имиджа, промо, участие. То есть, людей надо приучить к тому, что есть вообще такое направление — сценическое научное шоу, действительно яркие эксперименты, перформансы, арт-научные мастер-классы.
Поэтому мы дружим с большими компаниями типа РосМолодежи, выступаем на Фестивалях Науки и Geek Picnic - ах, делаем сюжеты на первом канале и участвуем в различных проектах. У нас есть субституты (услуги заменители в определенных случаях). Это, например, фокусники, детские научные шоу, интерактивные инсталляции. Но все они являются лишь формальными заменителями. Фокусник — всё равно обман и иллюзия, а детское научное шоу чаще всего интерактивная клоунада, актуальная для детей 7 – 14 лет. Бывали случаи, когда из-за цены агентства обращались к субститутам. Звали, например, детские научные шоу на свадьбы или презентации. Потом, возвращались к нам.
Какие последние тенденции event-рынка вы наблюдаете?
В сфере event, каждый год происходят новые тенденции. Некоторое время назад, вспыхнула тенденция квестов, сначала на корпоративных рынках, потом угасла и сейчас она возникла на розничных рынках как квестовые комнаты.
На сегодняшний день руководители стремятся развивать своих сотрудников, стараются давать какие-то дополнительные компетенции и корпоративные мероприятие не является исключением.
Заказчики — это компании, а персонал — это инструмент компании, и теперь руководители более правильно формируют задачи на развитие тех компетенций, которыми должны обладать сотрудники. Эпоха только развлечений заканчиваются и люди хотят больше думать.
Насколько кризис в стране скажется на вашем бизнесе? Собирается ли компания что-либо предпринимать в связи со сложившейся ситуацией?
В кризис интеллектуальный труд существенно подешевел, и это значит, что сейчас самое время создавать хороший контент, покорять новые сегменты сбыта и воевать за рынок, ведь работа сейчас становится только интереснее. Типичная маркетинговая ошибка в кризис — сбрасывать цены из-за страха, что клиенты отвернутся.
Поэтому в кризис мы не даём скидки. Вместо этого мы предлагаем клиентам заказать больше по обычной цене. Мы продвигаем свои услуги с помощью классических комплексных стратегий: участвуем в выставках, размещаемся в спец. каталогах, ведём еженедельную рассылку и работаем в соцсетях.
В кризис важно предоставить стабильно высокое качество. Мы готовы к худшему и у нас на каждую потенциальную проблему есть план действий. Составить его заранее нетрудно и выручает он порядочно.
Мы определили для себя стратегию в кризис так: главное — обеспечить стабильную работу. Лучше делать меньше, но стабильно, чем больше, но судорожно
Расскажите о Вашей франчайзинговой кампании (когда она стартовала, чего вы добились, на чём основана бизнес-модель). Что именно Вы предлагаете предпринимателям? Из чего стоит Ваш «франшизный пакет»?
Франчайзинговая кампания стартовала летом 2014 года с запуском проекта в Екатеринбурге. Это были наши первые попытки, многое было еще не продумано, не проверено на практике. Сейчас у нас уже 3 франчайзи в России: Екатеринбург, Тула и Тверь, и двое за рубежом: Минск (Беларусь) и Алматы (Казахстан). Благодаря нашим партнерам мы нашли недостатки нашей франшизы: обновили договор, модернизировали скрипты, улучшили документы для внутреннего пользования. В общем, отреагировали на все замечания наших франчайзи и стараемся развиваться в этом ключе.
Бизнес-модель у нас предельно проста. Если быть кратким: 3 человека. Один принимает заказы и работает с клиентами, двое других ездят выступать на шоу и мастер-классы, отвечая за весь цикл мероприятий. Возможно, эту работу будут выполнять и 2 человека. Также мы очень часто отдаем некоторые задачи на аутсорс различным подрядчикам.
Мы предлагаем предпринимателю уникальный проект, который на данный момент не имеет достойных аналогов. Конкуренция в сегменте практически отсутствует, так как большая часть подобных проектов ориентирована на детскую и подростковую аудиторию. Мы же разработали особый подход к тому, как развлекать взрослую премиальную аудиторию.
В стандартный набор входит три программы: Шоу, мастер-классы Нитробар (приготовление мороженого при помощи жидкого азота) и Welcome-физики (интерактивные эксперименты с гостями на открытой площадке). Кроме этого, франчайзи получит набор маркетинговых материалов (фирменный стиль, визитки, открытки, наклейки, презентации, прайсы и прочее), набор документов для внутреннего пользования, скрипты действий (все стандартные бизнес-процессы в виде таблиц и схем), а также самый дорогостоящий реквизит и 3-дневное обучение в Москве.
Какую роль Ваша компания, как франчайзер, играет в жизни партнеров-франчайзи?
В первую очередь — это поддержка. Постоянные консультации, возникает много вопросов, так как за три дня невозможно передать все накопленные за 5 лет знания, особенно если у людей нет опытов работы в эвенте.
Какие ошибки совершила Ваша компания в процессе своего роста? Были ли закрыты партнеры-франчайзи и почему?
Ошибки — это путь к продвижению. Не будет ошибок — не будет роста. Наверное, больше всего ошибок было в маркетинге. В выборе продвижения, мы опробовали огромное количество инструментов и это позволило нам создать свой механизм рассылок, схему, который мы можем гордиться. Эффективные рассылки, участие на всех конкуренциях — все было наработано через ошибки. Ну еще ошибка состояла в том, что мы снимали офис в долларах).
Есть цель выйти на рынок США и Китая, у нас есть разработки уникального оборудования и мы хотим наладить производство.
Какие планы у Вашей компании в следующем году?
В первую очередь, мы собираем команду людей, горящих своим делом,
которые готовы развивать рынок и окружающий мир, нести что-то новое людям. У нас есть опыт работы за границей, мы выступали в Китае, в Польше, в Абу-Даби и мы хотим продолжать нарабатывать опыт в этом направлении. Выйти на международный рынок, развивать франчайзинговую сеть и создавать новые программы.
Какие планы на будущее лично у Вас? Что для Вас значит наука?
Так или иначе, мои планы на будущее связаны с «АртНаукой». Хочется запустить телешоу, большой медиаканал, настроить франшизу с международным рынком.
Наука — это бесконечный мыслительный процесс, анализ проб, гигантское количество попыток и ошибок, процесс, требующей умственных, физических и временных затрат. Когда ты один на один с книгами — это аутичная интравертная работа, она для людей, которые преданы ей. Постоянные конференции, симпозиумы. Я пробовал так работать, но понял, что это не совсем мое.
Что Вы посоветуете начинающим предпринимателям?
Прежде чем запустить проект, необходимо все тщательно обдумать и уделить особое внимание маркетингу. Это как испечь торт. Представьте, что вы решили приготовить торт. Испечь его несложно.
Вы вычитали рецепт в интернете, но если там нет маркетинга, вы сможете съесть его только сами.
Создавать что-то новое, много анализировать, много думать, глубоко погружаться в процесс и делать огромное количество проб и ошибок. Когда ты предприниматель — это процесс, требующий постоянной работы. Если вы думаете, что быть предпринимателем означает лежать на пляже, то вы ошибаетесь. Это постоянная работа, требующая концентрации, умения решать проблемы и постоянно находиться в процессе поиска лучших вариантов решения.