Москва вот уже несколько лет лидирует в рейтинге самых дорогих городов мира по стоимости чашки кофе, средняя цена которой составляет 10 долларов и 19 центов. При этом Москва далеко не является мировой столицей кофейной культуры – у нас одна кофейня на 100 тысяч человек, в то время как в Нью-Йорке на 100 тысяч населения 27 кофеен, а в Милане – 153!
"Фасоль" у дома
- Автор: Виктория Ханова
- Издание: «Эксперт Юг»
Компания Metro Cash & Carry запускает сеть франчайзинговых «магазинов у дома» в Ростове-на-Дону.
В сентябре в городе откроется пять магазинов под новым брендом «Фасоль», их площадь составит от 90 до 150 кв. м. По условиям проекта франчайзи освобождаются от выплаты роялти и т.?н. паушальных взносов за вступление во франчайзинговую систему, но соблюдают ряд обязательств, преимущественно связанных с ассортиментом, — в магазинах должны постоянно присутствовать 250 наименований товаров различных категорий и 200 артикулов товаров под собственными торговыми марками Metro Cash & Carry.
Кроме того, ежемесячно магазины должны будут закупать в сети товаров на сумму не менее чем 300 тысяч рублей. Общая доля товаров, приобретаемых в Metro, составит примерно 20% от ассортимента магазинов, остальную часть которого владельцы смогут формировать по своему собственному усмотрению.
Как отмечает региональный управляющий Metro Cash & Carry по южному региону Хуан Родриго Перез, партнёрами компании стали те клиенты, которые принимали участие в проекте компании «Школа торговли». «В 2009 году компания запустила проект “Школа торговли”, направленный на оптимизацию бизнеса “магазинов у дома”, с целью повышения их конкурентоспособности на рынке, — говорит г-н Перез. — Следующим логичным шагом в развитии программы стало объединение магазинов-клиентов под одним брендом и создание франчайзинговой сети».
Ростов-на-Дону — второй город, в котором открылись магазины под брендом «Фасоль»; в июне 2012 года первые открытия состоялись в Петербурге. В компании планируют в конце осени оценить первые результаты их работы и, проведя корректировку проекта, в феврале 2013 года запустить сеть магазинов под этим брендом уже по всей России.
По словам руководителя департамента по работе с клиентами «Трейдеры» компании Metro Cash & Carry Дмитрия Лакизенко, Ростов был выбран в качестве одного из пилотных городов по двум причинам — во-первых, в донской столице представлены почти все крупнейшие игроки продуктовой розницы страны. «Мы хотели посмотреть, насколько эта модель ведения бизнеса будет конкурентоспособна в городе с высокой сетевой концентрацией в рознице и с очень тяжёлой экономической ситуацией с точки зрения ценовой конкуренции», — поясняет г-н Лакизенко. Во-вторых, сеть франчайзинговых магазинов планируется развивать преимущественно в крупных городах, поэтому Ростов с его миллионным населением подпадает под условия проекта.
Как отмечают аналитики, в крупных городах сейчас недостаточно магазинов этого формата. «Нехватка магазинов шаговой доступности — это не только столичная проблема, — отмечает эксперт БКС “Экспресс” Богдан Зыков. — В большинстве других городов-миллионников потребность в таких торговых точках удовлетворена, по нашим данным, на 50–70 процентов. Успешная конкуренция в рамках этого формата возможна при оптимизации соотношения цен, сервиса и качества». По мнению г-на Зыкова, формат «магазинов у дома» дискредитировал себя не столько ценовой политикой, сколько уровнем сервиса обслуживания покупателей, качеством, а также ассортиментом товаров. «Так что для реабилитации формата необходимо внедрять стандарты торгового обслуживания и более тщательно отбирать поставщиков», — считает Богдан Зыков.
По словам генерального директора консалтинговой компании «Франкон» Нины Сёминой, подобная франчайзинговая схема сегодня довольно популярна. «Но мягкая схема не означает в данном случае отсутствие роялти, — объясняет г-жа Сёмина. — Франчайзи Metro обязаны закупать у компании часть ассортимента, так что здесь вполне можно говорить о скрытых роялти. Опять же, нет паушального взноса, но есть требования к единому оформлению, а это значит, что потребуются дополнительные инвестиции в модернизацию. И здесь тоже прямая выгода франчайзера — за счёт средств франчайзи создать новый бренд “Фасоль”, повышая его узнаваемость в регионах и увеличивая реализацию собственного ассортимента». Для франчайзи основными преимуществами являются наличие поддержки со стороны сильного франчайзера, проведение совместных промоакций и рекламы, а также экономически выгодные условия закупки товара.
Как отмечает Богдан Зыков, организуя закупки для таких магазинов, компания за счёт увеличения объёмов сможет получать ещё более выгодные предложения от поставщиков, но при условии, что это станет долгосрочной стратегией: «В целом франчайзинг вносит очень ограниченный вклад в финансовые показатели компании, так что эффект для Metro Cash & Carry, скорее всего, будет незначительным».
Читайте также
Для тех, кто хочет быть в курсе последних трендов международного франчайзинга
Сегодня мы расскажем про опыт сети, которая выросла из одной точки в Новосибирске до крупнейшего игрока сегмента всего за 4 года. Кажется, что рецепт успеха прост. Бизнес выгоден для франчайзи, они открывают новые точки, сеть растет. Но что лежит в основе такой синергии? Разберемся.