подобрать франшизу
Все статьи

Франчайзинг адаптировался к работе в условиях пандемии

  • Издание: РБК+

Франчайзинговая бизнес-модель по итогам 2021 года покажет самый высокий рост продаж со времен последней рецессии, говорится в исследовании американской FRANdata, проведенном по заказу Международной ассоциации франчайзинга (IFA), «Экономические перспективы франчайзинга 2021». В США, например, где сосредоточено порядка 80% всего мирового объема рынка франшиз и где в 2020 году было закрыто 20 тыс. франчайзинговых точек, а работу потеряли 900 тыс. человек, большая часть потерь будет компенсирована уже в этом году. FRANdata по итогам этого года прогнозирует открытие 26 тыс. новых франчайзинговых предприятий, 800 тыс. новых рабочих мест и рост общего количества занятых в сегменте до 8,3 млн человек. Вклад франчайзинговых предприятий в экономику страны составит $780 млрд, а доля сегмента в ВВП увеличится до 3,5%.

Бизнес начал восстанавливаться после пандемии, в том числе благодаря новым точкам входа на рынок через франчайзинговые модели, отмечает исполнительный вице-президент Российской ассоциации франчайзинга Юрий Михайличенко. В третьем квартале 2021 года, в частности, замедлилась наблюдавшаяся с начала этого года ликвидация ИП. По данным «СПАРК-Интерфакс» (агрегирует сведения Федеральной налоговой службы), число ИП на 1 октября 2021 года составило 3,55 млн, тогда как по итогам первого полугодия число предпринимателей снизилось до 3,14 млн. В 2020 год система «СПАРК-Интерфакс» насчитывала 3,72 млн ИП.

Франчайзеры в рекордно короткие сроки адаптировали франшизы, говорит руководитель каталога франшиз Franshiza.ru Анна Рождественская. Например, продавцы франшиз, по ее словам, чаще стали предлагать формат «инвестиционной франшизы», когда покупатель только вкладывает деньги, а всем операционным управлением занимается сам франчайзер.

«По настроениям видно, что инвесторы устали чего-то ждать и бесконечно откладывать покупку франшизы или старт бизнеса», – добавила Рождественская.

По данным Franshiza.ru, несмотря на снижение в прошлом году на фоне длительных ограничений на работу ряда отраслей выручки франчайзинговых точек, оборот рынка сократился на 27%, до 2,04 трлн рублей, по числу купленных франшиз и количеству новых франчайзеров рынок вырос на 5,1 и 7% соответственно. К концу этого года РАФ прогнозирует рост рынка франшиз на 20–25%.

Франчайзинг молодеет

С августа 2021 года каталог Franshiza.ru фиксирует прирост аудитории покупателей франшиз на 32% по сравнению с началом года. В каталоге франшиз «Сбера» число франшиз выросло на треть — со 150, которые были доступны в прошлом году, до 200 за три квартала текущего года.

Рост рынку обеспечивает переток капитала из одних секторов экономики в другие, более привлекательные, и стремление молодого поколения к ведению собственного бизнеса, отмечает Анна Рождественская:

«Кроме того, на радарах франчайзинга появилось поколение молодых людей, которые изначально не рассматривают для себя перспективу никакого наемного труда и движения по карьерной лестнице, а хотят запускать собственный бизнес, в том числе при помощи франшизы. Они меньше подвержены внешним рыночным настроениям, для них вопрос выбора франшизы ограничен только имеющимися у них инвестициями и доступностью кредитных линий».

По данным исследования рейтингового агентства «Эксперт РА», прирост кредитов, которые банки выдавали малым и средним предприятиям на инвестиционные цели, сократился с 20% в 2019 году до 8% в 2020-м.

Покупатели франшиз осторожно относятся к привлечению кредитов на покупку франшизы из-за сложности прогнозирования спроса и стараются обходиться собственными накопленными инвестициями, отмечает Анна Рождественская. «Покупатели франшиз все более настороженно относятся к привлечению кредита на покупку франшизы из-за сложности прогнозирования спроса в сегодняшних условиях и стараются обходится собственными накопленными инвестициями. Именно поэтому средний чек покупки франшизы в «массовом сегменте» никак не вырастет. При этом аналитики franshiza.ru фиксируют прирост спроса на 23% в инвестиционном сегменте свыше 10 млн. рублей».

Драйверы роста

При этом в структуре предложения франшиз преобладает сфера услуг — 48%, сектор за последние семь лет вырос на 17 процентных пунктов. На торговлю приходится 26% франшиз (17% на непродовольственную и 9% на продовольственную), доля сектора общественного питания составляет 22%, а на производство и строительство приходится лишь 4% франшиз. Сегмент услуг и продовольственной розницы продолжили расти, отмечают аналитики Franshiza.ru. Доля франшиз общественного питания и непродовольственной торговли в прошлом году сократилась на 5 и 2% соответственно.

Бизнес ориентируется на потребности населения, отмечают аналитики. По данным РАФ, опережающими темпами растут франшизы диагностических лабораторий, детских развивающих центров, дистанционные сервисы, службы доставки и другие связанные с интернет-торговлей услуги. Напомним, что рынок e-commerce на фоне коронакризиса в 2020 году вырос в 1,6 раза (или на 58,5%) по сравнению с 2019-м и достиг 3,2 трлн руб., по данным Ассоциации компаний интернет-торговли.

Идет активное развитие внутри популярных сегментов, отмечает Юрий Михайличенко. Например, медицинские лаборатории предлагают франчайзи не просто пункты приема анализов, а полноценные медицинские кабинеты. Франшизы в области допобразования помимо детских обучающих программ стали предлагать обучение финансовой и бизнес-направленности, рассказывает Анна Рождественская.

Кроме того, франчайзеры максимально оптимизировали форматы своих франшиз и инвестиций в запуск. Важным фактором стала технологичность компании-франчайзера, подчеркивает Анна Рождественская:

«Франшиза общепита сегодня — не просто концепция с востребованным продуктом и перспективой роста, а продуманная система доставки, диджитализация франчайзинговой сети и возможность трансформировать модель взаимодействия с клиентом под меняющиеся реалии».

Подробнее о каталоге франшиз смотрите тут

Читайте также

Итоги-2018 и планы на 2019-й от Сергея Грибкова, начальника отдела франчайзинга "Пивзавоз Group"

Делая поспешный вывод о рентабельности той или иной франшизы только по размеру паушального взноса, легко ошибиться. На что нужно обращать внимание, выбирая «бесплатную» франшизу?

Ресторанный холдинг не будет расширяться до конца года

Поздравляем! Сообщение отправлено!
Закрыть
Зарегистрироваться в каталоге Franshiza.ru