подобрать франшизу
Все статьи

Франчайзинг: городу и миру

  • Автор: Мария Медведева
  • Издание: ДЕЛА.ru

24 апреля в Красноярске впервые прошел форум «Франчайзинг — первый шаг к успеху!». На форуме было представлено порядка 30 франшиз. Основная их часть — 70% — новые для Красноярска бренды, прежде не выходившие на местный рынок.

Потенциальные франчайзи (их собралось на мероприятии около 270) могли напрямую пообщаться с «держателями» франшиз, а при желании и «присмотреть» тут же, на месте, вариант для начала собственного бизнеса.


Выкройка для бизнеса

Впрочем, первым делом для предпринимателей провели небольшой ликбез, чтобы объяснить, что же вообще такое франчайзинг. Даром что это направление в бизнесе существует уже больше 100 лет (родоначальником его стал знаменитый производитель швейных машинок — компания «Зингер») — в России, особенно в регионах, о нем известно не так уж и много.

Да и вообще уровень информированности наших предпринимателей — о способах ведения бизнеса, о грамотном управлении предприятием, о положенных им мерах господдержки и т.д. — крайне невысок. Это отмечали в выступлениях многие из организаторов форума.

«Деньги на поддержку бизнеса выделяются приличные — и федерацией, и регионом; банки предлагают кредиты на открытие своего дела. Но большинство предприни­мателей об этом попросту не знают. Да и вообще не представляют, с чего начать, — рассказал в беседе с корреспондентом ДЕЛА.ru Рафаэль Шагеев, заместитель председателя Центрально-Сибирской торгово-промышленной платы. — К нам время от времени обращаются предприниматели примерно с таким вопросом: у меня есть небольшие деньги — куда посоветуете вложиться?

Мы, разумеется, подсказываем, что-то объясняем. Но ведь эта работа должна носить системный и массовый характер. Не каждый обратится хотя бы и за таким советом, а общий уровень информированности у наших бизнесменов недостаточен, чтобы принимать самостоятельные решения.

В этом смысле франчайзинг им, что называется, в помощь. Ведь владелец франшизы передает своим «подопечным» не только право на использование раскрученного бренда, но, что самое главное, транслирует технологии ведения бизнеса, успешную бизнес-модель. Кроме того, он и в дальнейшем не бросит франчайзи на произвол судьбы, а будет поддерживать его, ведь прибыльность франчайзи — это прибыльность франчайзера.

Данные международной статистики в этом смысле показательны: бизнесы, которые начинаются с франшизы, становятся успешными в 80% случаев. А из тех, что стартуют самостоятельно, — лишь 20%...».

Законы привлекательности

Однако — и на форуме об этом не раз говорилось — франчайзинг идет на пользу не только конкретным предприятиям, но и городу в целом. Компетентность бизнеса повышается — растет, соответственно, качество предлагаемых им товаров и услуг, а значит, и конкурентоспособность местных предприятий, и не только на российском, но и на международном рынке. Итог — город становится местом, комфортным для проживания и привлекательным для инвесторов, туристов и т.д. и т.п.

Так, по мнению Юрия Михайличенко, исполнительного директора РАФ, франчайзинг, помимо прочего, в большой степени создает облик современного мегаполиса, что, в свою очередь, фактически определяет его дальнейшую судьбу.

«Мы даже не задумываемся над тем, что многие любимые и узнаваемые бренды, особенно в торговле, сфере общественного питания, — это франшизы, в том числе международные, — говорит он. — Использование горожанами качественных, распространенных и признанных в стране и в мире товаров и услуг, да даже и их реклама, размещенная на улицах, показывают, что город «созрел» для того, чтобы стать местом с комфортной средой проживания, привлекательным для туристов и бизнеса. Сейчас в Красноярске недостаточно представлены различные бизнес-концепции — реально их могло бы быть раз в десять больше».


Андрей Трегубов, заместитель министра инвестиций и инноваций Красноярского края, в своем выступлении пошел дальше и рассказал о пользе франчайзинга уже для региона:

«Осенью прошлого года мы подписали со Сбербанком соглашение, суть которого, если кратко, — в привлечении дополнительных инвестиций в край, и форум по франчайзингу — одно из мероприятий в рамках этого соглашения. Ведь для нашего региона франчайзинг — это не только создание новых рабочих мест, не только налоги, которые придут в бюджеты разных уровней. В первую очередь это повышение компетенций красноярских предпринимателей».

На форуме было подписано и еще одно соглашение — между Российской ассоциацией франчайзинга и Центрально-Сибирской торгово-промышленной палатой, которое должно способствовать развитию этого направления бизнеса в крае. Теперь, в частности, у нас будут на постоянной основе работать сотрудники РАФ — предлагать местным предпринимателям франшизы; если понадобится — консультировать и обучать их, поддерживать обратную связь с компаниями-франчайзерами и прочее.

«Вначале мы видели смысл этого соглашения в том, чтобы красноярские бизнесмены смогли «примерить» на себя достойные франшизы, зарубежные в том числе, — говорит Юрий Михайличенко, исполнительный директор ассоциации. — Но затем поняли, что можно сделать гораздо более существенный шаг — не просто работать по принципу «купи-продай», но и развивать местные, красноярские, франшизы. В крае есть успешные компании, опыт которых можно и нужно тиражировать — продвигать их бренды, продукты, услуги и т.д.».

Как считает Рафаэль Шагеев, Красноярский край — регион, перспективный с точки зрения как привлечения «чужих» франшиз, так и развития собственных.

И перечисляет четыре главных «закона привлекательности».

Во-первых, свободных ниш на местном рынке хватает — на него зашло пока не столь уж много компаний международного или общероссийского класса.

Во-вторых, уровень местных предпринимателей — образовательный, профессио­нальный — достаточно высок для того, чтобы они смогли перенять технологии ведения успешного бизнеса.

Третье — сегодня в бюджетах города и края заложены серьезные средства на под­держку бизнеса (другое дело, что бизнес не всегда знает, как ей воспользоваться). И наконец, еще одним благоприятным моментом г-н Шагеев считает то, что такая серьезная финансовая структура, как Сбербанк, сейчас предлагает продукты, предназначенные для бизнеса «на старте».

«То есть все необходимое у нас есть, — уверен председатель торгово-промышленной палаты. — Но затягивать с началом конкретной, результативной работы больше нельзя. Не за горами вступление России в ВТО — и если мы сейчас наших предпри­нимателей не вооружим знаниями и технологиями, эффективными инструментами ведения своего дела, они окажутся попросту неконкурентоспособными на рынке — и абсолютно неважно, о какой отрасли идет речь».

К слову, сейчас можно совершенно четко обозначить «любимые» отрасли потенциальных франчайзи — те, в которых франшизы покупаются охотнее всего. Пока это преимущест­венно торговля, но в ближайшем будущем расклад, не исключено, изменится.

Так, Юрию Михайличенко наиболее востребованным в перспективе видится так называемый «персональный сервис»: Перспективной для местного франчайзинга является сфера бытовых услуг, жители мегаполиса, при наличии денег и отсутствии времени, все охотнее платят за услуги прачечных, клининговых фирм; все чаще едят в общепите, а детей перепоручают частным учреждениям дополнительного образования; готовы хорошо потратиться в салонах красоты, фитнес-клубах.

Этот бизнес-сектор хорошо развит на Западе (в том числе и нашей страны) — и вскоре будет активно расти у нас, так что на франшизы в этих сферах стоит обратить внимание.

Тем более что и вложения здесь сравнительно невелики — как и риски.

«Франчайзер тщательно отбирает своих партнеров, просчитывает их деятельность на годы вперед, — говорит Юрий Михайличенко. — И если замечает «проседание» бизнеса у франчайзи — старается подтянуть его до нужного уровня. Если же видит, что заданные им стандарты не соблюдаются, то попросту разрывает договор. Так что все риски для франчайзи связаны в первую очередь с несоблюдением условий договоров им же самим».

Нина Семина, генеральный директор компании «Франкон», советует на всякий случай все-таки навести справки о франчайзере и убедиться, что вам предлагают приобрести право на ведение действительно эффективного бизнеса, а не просто набор документов. Можно, в частности, поинтересоваться, как идут дела у других франчайзи — партнеров заинтересовавшей вас фирмы: каковы их финансовые показатели, много ли дополнительных точек они открыли.

Но все-таки шанс «нарваться» на недобросовестного франчайзера ничтожен, а вот приобрести вместе с франшизой можно многое:

«Во-первых — бренд, а значит, сразу же лояльных клиентов. Во-вторых — и в-главных — уже наработанный опыт, возможность избежать частых для начального этапа бизнеса ошибок. А на старте это особенно важно», — говорит г-жа Семина.

Деньги, на старт!

Но все же, сколько бы ни был франчайзинг хорош как принцип, сколько бы ни был в теории выгоден всем — и отдельным предпринимателям, и, что называется, городу и миру, — рано или поздно неизбежно буден задан вопрос: сколько?

Стоимость франшизы колеблется от нескольких десятков тысяч (обычно самые недорогие — в торговле) до нескольких миллионов рублей.

В любом случае деньги не столь уж и малые — особенно для начинающего бизнесмена. Собственно, именно «под покупку» франшиз и был разработан новый кредит «Сбербанка» — «Бизнес-старт», презентованный на форуме.

Кредит выдается заемщикам в возрасте от 25 до 60 лет, которые не вели предприни­мательскую деятельность в течение последних 90 дней, на срок от 6 до 42 месяцев.


Сумма займа пока ограничена 3 млн. руб. и сейчас составляет 70% от объема финансирования проекта. Однако, как пояснил ДЕЛА.ru Дмитрий Аноприев, начальник управления продаж малому бизнесу Восточно-Сибирского банка Сбербанка России, в планах — увеличить этот показатель до 80%. Процентная ставка при займе до 2 лет составит 17,5% годовых, свыше этого срока — 18,5%.

Обеспечением по кредиту может стать поручительство физического лица или же внеоборотные активы, приобретаемые по кредиту. Интересно, что кредит может быть предоставлен даже заемщикам, вовсе не имеющим предпринимательского опыта.

«Процедура получения кредита довольно проста, — говорит Дмитрий Аноприев. — Потенциальный заемщик обращается в банк, мы проводим его первоначальное обучение основам предпринимательской деятельности (участвуют в этом процессе и держатели франшиз — знакомят будущих партнеров со своим бизнесом), затем стороны заключают договор.

В Сбербанке есть «готовый» список аккредитованных франшиз — все это бренды, проверенные временем и рынком, — однако заемщик может и сам выбрать заинтересовавший его вариант и прийти к нам со своим предложением. Пилотный проект «Бизнес-старт» действует в 19 городах России — в том числе и в Красноярске.

Во второй половине форума его участники от теории перешли к практике: было презентовано несколько франшиз, нашлись и желающие узнать о них подробнее, а возможно, и приобрести. Поделиться с красноярцами своими успешными бизнес-моделями пожелали компании из самых разных сфер: ресторан быстрого обслуживания и фитнес-клуб, медицинская лаборатория и чешская пивная, мебель-маркет и салон гламурных аксессуаров, магазин нижнего белья и детская развивающая студия.

Сейчас трудно сказать, какая из них в наибольшей степени поспособствует экономическому рывку в регионе. Но почему не попробовать? Тем более когда деньги на старт уже есть…

Читайте также

Бельевая компания «Татюр» делится небольшой частью своих секретов, необходимых для успешного начала продаж

Интервью с представителем франшизы "SmileS.Школьная карта"

Пять наиболее заметных трендов, о которых следует знать будущему франчайзи, выбирающему франшизу магазина женской одежды

Поздравляем! Сообщение отправлено!
Закрыть
Зарегистрироваться в каталоге Franshiza.ru