В Западной Европе и США фастфуд — настоящая «звезда» франчайзинга: на него приходится 15–20% всех работающих по франшизе предприятий. В России этот показатель на удивление низок — менее 6%; более того — российский фастфуд по крайней мере на 85% состоит из разрозненных, несетевых точек
Как купить успешный бизнес
- Автор: Михаил Светиков, авитолог
- Издание: Franshiza.ru
Инвесторы активно стремятся к диверсификации активов. Один из наиболее востребованных способов защитить свои вложения — покупка готового бизнеса на Авито. Спрос в этом сегменте в первом полугодии 2022 года вырос на 37% год к году. О том, как правильно выбрать бизнес для покупки и что учитывать при заключении сделки, читайте в нашем материале.
Крупная покупка
Покупателей готового бизнеса можно условно разделить на несколько категорий. Первая — это люди, которые хотят работать на себя и повысить свой доход. Обладая неким стартовым капиталом, они не имеют достаточного опыта или не готовы к рискам построения бизнеса с нуля. Чтобы облегчить себе задачу, они покупают уже действующее предприятие.
Другая категория — инвесторы и предприниматели, которые приняли решение расширяться и в качестве стратегии масштабирования выбрали покупку франшизы либо готового бизнеса, который усилит их текущие мощности. И, наконец, третья категория — бизнесмены, которые стремятся защитить свои активы путем диверсификации.
Каждая ситуация индивидуальна, но основные запросы, с которыми люди приходят в этот сегмент рынка, связаны с желанием быстро завести собственное дело и быстро начать получать отдачу от инвестиций. Еще одна причина покупки готового бизнеса — подстраховка на случай кризиса. Так поступила генеральный директор ГК «Море позитива» Наталья Шмаилова.
Для запуска бизнеса с нуля необходимо провести исследование отрасли в целом и рынка в конкретном регионе, после чего выбрать локации, вникнуть в особенности ценообразования и просчитать рентабельность. С учетом меняющейся обстановки зачастую бывает проще выкупать уже готовые проекты и развивать их. Такой подход позволяет добиться высокой доходности уже на ранних этапах.
Но, конечно, человеку важно погрузиться в специфику нового дела и понять, как оно функционирует. К тому же некоторые риски несет сама покупка готового бизнеса.
Причина продажи
В первую очередь стоит задаться вопросом: почему прежний собственник продает бизнес? Причины могут быть разные, и далеко не все они должны настораживать. Например, два партнера решают разделить совместную компанию или человек просто хочет отойти от дел и попробовать себя в чем-то другом. Не стоит забывать и о тех, кто профессионально занимается перепродажей бизнесов, — этот сегмент на рынке достаточно устойчив.
Однако возможны более рисковые для покупателя варианты. Например, если реальное положение оставляет желать лучшего, прибыли не покрывают расходов, система привлечения клиентов не работает должным образом или поставщики нарушают обязательства. К тому же старые сотрудники, в том числе ключевые, могут уйти после продажи бизнеса. А у самой компании могут быть юридические проблемы, долги, кредиты или испорченная репутация.
Поэтому перед приобретением нужно все тщательно проверить. Опытные предприниматели, как правило, уже знакомы с алгоритмами действий в таких ситуациях. Они понимают, где стоит ожидать подводных камней и на что обратить внимание. Менее опытным инвесторам важна надежная платформа, которая как минимум гарантирует юридическую чистоту сделки. Свой спектр мер поддержки клиентов предлагает Авито: не так давно компания запустила онлайн-курс для начинающих инвесторов, которые хотят приобрести готовый бизнес или франшизу.
Естественно, у каждой индустрии есть свои тонкости, определенная специфика. Даже опытный предприниматель не всегда может сразу и грамотно оценить предложение в непрофильной для него сфере. А на то, чтобы досконально разобраться в нюансах самому, порой уходит значительное количество времени.
Наконец, важно, чтобы предложение о продаже было реальным, то есть чтобы компания действительно существовала, а продавцом выступал ее собственник. Поэтому для предпринимателей с недостаточным опытом актуальны дополнительные услуги, например, экспертиза или сопровождение сделки.
Выбор в широком спектре
Аудит важен как покупателю, так и продавцу бизнеса. В первую очередь для того, чтобы понимать, какие направления сейчас наиболее востребованы и какую цену за компанию выставить. Конечно, регулярный анализ рынка позволяет быть в тренде, но это очень трудоемкая задача. Поэтому многие предприниматели предпочитают пользоваться аналитикой крупных профильных платформ.
Статистика показывает, что наибольшим спросом сейчас пользуются активы в сельском хозяйстве, общепите и сфере услуг. Причем в последнем случае к уже привычным парикмахерским и барбершопам добавились более сложные направления — объекты welcome-индустрии, автосервисы, мойки. В условиях высокой конкуренции и быстро меняющегося рынка покупателю и продавцу бизнеса бывает трудно найти друг друга.
Несомненный плюс платформы в большем охвате, чем у узкопрофильных ресурсов. Это позволяет, в частности, привлечь даже тех посетителей, которые изначально искали на площадке что-то другое и не собирались покупать бизнес.
Читайте также
Выбор самой выгодной и окупаемой франшизы автострахования
Крепеж, товары для ремонта и инструменты — можно ли построить в таком специфическом сегменте крепкий федеральный бренд?