подобрать франшизу
Все статьи

Made in Bashkiria с федеральным размахом

  • Автор: Ольга Корзик
  • Издание: RBtoday

Башкирия в сознании многих жителей республики и россиян видится краем с нефтяными реками и медовыми берегами. Между тем местные предприниматели все больше и активнее создают оригинальный продукт, отличный от привычных ассоциаций и интересный потребителям не только в других регионах, но и за рубежом. И хотя официальной статистики по башкирским игрокам рынка франчайзинга нет, RBtoday попытался очертить круг тех, кто замахнулся на федеральный масштаб.

ИЗ ГЛУБИНКИ В МИР БОЛЬШОГО БИЗНЕСА

По данным портала о франчайзинге Franshiza.ru, в России рост количества франчайзеров на сентябрь 2017 года по отношению к сентябрю 2015 года составил 4,8%. На сегодняшний день в России можно насчитать чуть более 1500 франшиз, из них активно продвигают свои услуги не более 700 компаний. Причем, в последние годы активнее стали развиваться франшизы из регионов. По оценке эксперта каталога франшиз Franshiza.ru Анны Рождественской, на сегодня около 70% российских франшиз развивается из регионов и только 30% – из Москвы. Эти данные подтверждаются и в исследованиях многих авторитетных экономических изданий. Так, в десятку рейтинга самых быстрорастущих франшиз Forbes по итогам прошлого года вошли две региональные компании – IQ007 (Златоуст) и СДЕК (Новосибирск). Школа скорочтения, каллиграфии, развития памяти и интеллекта для детей и взрослых IQ007 представлена в 136 городах России и ближнего зарубежья. Офисы СДЕК открыты в России, странах СНГ и в Китае. Количество франчайзинговых точек компании достигло 542.

В первую десятку ежегодного рейтинга успешности франшиз РБК по итогам прошлого года вошла компания "До-до пицца", родившаяся в 2011 году в Сыктывкаре. За это время компания успела освоить рынок России, Румынии, Казахстана, Узбекистана, Литвы, Эстонии, а также вышла на рынок США. Общее число заключенных в прошлом году контрактов, по данным РБК, составило 227.

ТИШЕ ЕДЕМ, НО БЫТЬ ДАЛЬШЕ НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ

В Башкирии франчайзинг развивается, но пока не так стремительно. И региональные компании в авторитетных рейтингах пока не фигурируют. По данным Franshiza.ru, в республике можно насчитать около 35 продавцов франшиз. Впрочем, далеко не каждый из этих проектов полностью соответствует понятию франчайзинга. Дело в том, что многие компании сами пока находятся на этапе становления бизнеса, хотя уже и декларируют франчайзинг. Действительно зрелых компаний, готовых к франчайзингу и имеющих зарегистрированный товарный знак, не более 15. Большая часть из них приходится на Уфу. Игроков, активно продвигающих свою франшизу, тоже не так много: соляные пещеры Galomed, ресторан доставки готовой еды Farfor, строительная компания "Дом каждому". Ранее среди активных франчайзеров была и сеть женской одежды Fantosh, однако в последнее время компания снизила свою маркетинговую активность.

– В этом плане Башкирия существенно отстает от других регионов России, практически в каждом из них можно найти с десяток местных брендов, ставших федеральными. В Башкирии таких компаний значительно меньше, – говорит Анна Рождественская. – Самыми продвинутыми являются Краснодарский край, Новосибирск, Екатеринбург и Татарстан. В этих регионах больше всего проектов и концепций, которые интенсивно развиваются на федеральном уровне.

Директор консалтинговой компании Evologika Юрий Кравец добавляет, в свою очередь, что в регионе складывается положительная тенденция, и интерес к франчайзингу растет.

– Уровень зрелости растет, все больше предпринимателей задумываются о следующих шагах. Мне приятно видеть, что сейчас на кризис не жалуется никто, – говорит Юрий Кравец.

Эксперт отмечает, что в число успешных проектов из Башкирии можно также включить оператора недвижимости "Перспектива 24", который представлен в 11 городах России, курсы подготовки к ЕГЭ и ОГЭ Kingsman (представлены в шести городах) и сеть кофеен Kumpan Café (в этом году планирует зайти в Крым).

Если проанализировать ошибки, которые чаще всего допускают предприниматели из Башкирии при продвижении своего продукта, в целом, они типичны.

– Ошибки типичные для любых проектов – частое использование шаблонных документов для целей франчайзинга. Например, использование шаблонного договора коммерческой концессии не учитывает специфики конкретного бизнеса, стратегии развития сети, критичности соблюдения тех или иных стандартов и влечет за собой большие риски для развития сети, сложности взаимоотношений и расторжений с партнером. Также одна из важных тенденций рынка – все больше проектов, которые требуют серьезной доработки стандартов, бизнес-процессов, договоров и усиления компетенций франчайзеров, – поясняет Анна Рождественская.

Практикующий специалист в области франчайзинга Севиндж Гудзь отмечает, что многие предприниматели еще не до конца понимают, в чем выгода франшизы, поэтому редко пользуются таким инструментом.

– Далеко не все предприниматели понимают, что такое франчайзинг, и не способны разглядеть в нем выгоду для своего бизнеса. И это не только мои наблюдения, но и официальная статистика. Общаясь с клиентами, я уже в процессе разговора вижу несколько моделей продвижения их бизнеса. Если бизнес готов к масштабированию, предлагаю рассмотреть франчайзинг как один из способов. Однако чаще оказывается, что предприниматели психологически не готовы к развитию и не готовы вкладываться в упаковку франшизы, хотя от этого зависит если не все, то многое, – отмечает госпожа Гудзь.

Впрочем, некоторые известные башкирские бренды отказываются от идеи франшизы не столько из-за неготовности, сколько из-за опасений за свой бренд. Один из самых ярких примеров – розничный оператор "Фармленд". Первая аптека появилась в небольшом Мелеузе, а сегодня сеть насчитывает уже около 1 тыс. аптек в Башкирии, Татарстане, Удмуртии, Свердловской, Тюменской, Челябинской и Оренбургской областях. По данным аналитического центра Vademecum, в 2017 году выручка составила 20,02 млрд руб. С долей рынка в 1,9% "Фармленд" занимает 9 место в рейтинге аптечных сетей России.


Аптечная сеть "Фармленд" находится на 9 месте в общероссийском рейтинге аптечных сетей.

Еще один пример активно развивающейся за пределами республики компании – интернет-провайдер "Уфанет". Телекоммуникационный оператор был создан в Уфе в 1996 году. По данным аналитического агентства "ТМТ Консалтинг", компании принадлежит 28% рынка ШПД и 18% рынка ТВ в Башкирии, 16% (ШПД) и 11% (ТВ) в Оренбургской области, 1% и 3% в Татарстане, по 1% в Нижегородской области. Как следует из отчетности компании, выручка в 2017 году составила 3,24 млрд руб., чистая прибыль – 308 млн руб.

Обе компании отказались от продажи франшиз и в каждом регионе открывают свои филиалы. Такое решение владельцы объясняют тем, что сами хотят нести ответственность за свой бренд.

ИЗЮМИНКА НЕ ГАРАНТ УСПЕХА

Если говорить о какой-то особенной специфике бизнеса, его уникальности, национального колорита, то это не гарантирует 100% успеха. В Башкирии одним из ярких примеров бизнеса с национальным колоритом можно назвать известную в регионе сеть фирменных кафе "Пышка", которая продвигает башкирские и татарские национальные блюда. Компания открыла свои точки в Москве, Берлине, продавала франшизы как в родном регионе, так и за его пределами. В 2007 году партнеры компании появились в Нижнем Новгороде и Тюмени. Не так давно в интервью РБК-Уфа владелица группы компаний Расима Мусина заявила, что планирует пересмотреть условия работы с франчайзи из-за неудовлетворительного, на ее взгляд, качества выпускаемой ими продукции. На текущий момент на официальном сайте компании содержится информация только о собственных кафе "Пышка".

Эксперт Franshiza.ru Анна Рождественская отмечает, что российский рынок в свое время "живо среагировал на сообщения о башкирском агрофранчайзинге". Речь идет о компании "Башкирский гусь", которая работает по схожей с франчайзингом схеме, именуемой программой "Интеграция по гусеводству". Компания работает по следующей концепции: подписывает контракт с партнерами и предоставляет им на выращивание гусят. Через четыре месяца партнер должен вернуть 20% живых гусей весом не менее 5,5 кг.

Ещё одна компания вышедшая за пределы региона — "Башкирский гусь". Так называемый "агрофранчайзинг", не совсем франшиза, в привычном для нас понимании, но спрос есть.

Однако масштабировать свой бизнес далеко за пределы региона компании не удалось.

– Проект очень громко анонсировали, в том числе на уровне правительства, на уровне ассоциации франчайзинга, но на федеральный уровень это так и не вышло, возможно, проект продолжает существовать на региональном. Какого-то продолжения истории ни об успехах, ни, наоборот, о закрытии программы я не слышала. В какой-то момент информационные сообщения прекратились, а проект так и не появился ни в каталогах франшиз, ни в других каналах продвижения. Не совсем понятно, кто именно и на каком уровне занимался продвижением этих программ, – отмечает Анна Рождественская.


Представитель компании "Башкирский гусь" Рустам Гильданов сообщил, что они активно сотрудничают с предпринимателями из Башкирии, Татарстана и Оренбурга.

Еще одной удачной идеей для франчайзинга мог бы послужить такой узнаваемый бренд, как башкирский мед, говорит госпожа Рождественская, в виде концептуально небольших точек по его продаже.

– Но если говорить в целом, то потенциал развития больше у тех проектов и компаний, кто имеет узнаваемый бренд, интересную концепцию, четкие бизнес-процессы и небольшие инвестиции в проект. Это - идеальный рецепт франчайзинга. Все, что связано с национальным колоритом, проще тиражировать внутри региона, чем на федеральный уровень. Такие проекты изначально имеют меньший потенциал, – отмечает Анна Рождественская.

"Изюминка – это не самое главное, но это может помочь", считает и Юрий Кравец.

– Если говорить о масштабировании по модели франчайзинга, принципиально важными факторами успеха являются два момента. Первое – это такая бизнес-модель, которая гарантированно принесет прибыль, а с этим есть проблемы. На рынке существует действительно много франшиз, которые прибыль не приносят. Есть огромное количество некачественных франшиз, которые открываются и тут же закрываются. Второе – это такая система работы между франчайзером и франчайзи, которая выгодна обеим сторонам. Франчайзи должен получать от франчайзера поддержку, помощь, сопровождение на всех шагах развития и т.д. Эти вещи на текущей стадии развития франчайзинговой модели в России являются первостепенными. Если компания сможет предложить стабильную бизнес-модель, у которой есть действительный заработок, такая франшиза даже без всякой изюминки обречена на успех. Такие франшизы на рынке сейчас нужны, их не хватает, – говорит Юрий Кравец.

Удивительно, но предприниматели пока не смотрят в сторону продуктов, являющихся визитной карточкой региона, по мнению экспертов, магазины по продаже мёда могли бы стать хорошим предложением на рынке.

ИНТЕРЕС К ФРАНШИЗАМ РАСТЕТ

Между тем, интерес к франшизам у предпринимателей республики растет. По мнению многих участников рынка, открывать бизнес по франшизе проще и выгоднее, чем начинать собственное дело с нуля. По данным Franshiza.ru, Башкирия находится на 10 месте по активности инвесторов в отношении франчайзинга. Регион опережает Пермский, Красноярский, Ставропольский край, демонстрируя ежегодный рост интереса на 15–20%.

В поиске "Яндекса" пользователи из Башкирии задали с июня 2017 по июль 2018 года более 122 тыc. запросов со словом франшиза. При этом с 2016 года число таких запросов выросло примерно на 20%. Пользователи ищут: [франшизы 2018], [каталог франшиз], [франшизы для малого бизнеса], [франшиза уфа], [франшиза цена], [открытые франшизы], [франшизы пекарни],; [купить франшизу].

*по данным поисковой системы "Яндекс"

Анна Рождественская отмечает, что чаще всего предприниматели из Башкирии покупают франшизы в сфере услуг бизнесу и населению, в том числе особо выделяется интерес к финансовым услугам и частному образованию. Также большой популярностью пользуются проекты в сфере фаст-фуда.

– Естественно, что самыми популярными и быстро развивающимися становятся низкостоимостные франшизы – до 500-600 тыс. руб. Это - сегмент достаточно легко тиражируемых проектов с широким кругом потенциальных покупателей франшизы, – отмечает Анна Рождественская.

Возможно, Вам также будет интересно:

Каталог франшиз 2018

Статья Франшизы в России: рынок клонов

Статья Популярные франшизы в 2018 году

Читайте также

Что стоит за заманчивыми предложениями купить налаженный бизнес и уже через год два получать прибыль?

Сфера услуг, в том числе ремонта, занимает треть рынка франшиз в РФ и продолжает расти на фоне снижения доходов населения

Открыть свой бизнес сегодня непросто. На помощь стартапу может прийти франчайзинг. Особенно ценна эта модель развития бизнеса для людей без предпринимательского опыта.

Поздравляем! Сообщение отправлено!
Закрыть
Зарегистрироваться в каталоге Franshiza.ru