Покупая бизнес по франшизе, франчайзи приобретает готовые решения и инструкции по тому, как правильно вести бизнес и избегать ошибок. Но не все партнеры готовы следовать инструкциям. Home Fix разобрали 5 главных ошибок франчайзи, которые могут привести к кризисным моментам.
Франшизы в России: рынок клонов
- Автор: Антон Кузнецов
- Издание: Бизнес журнал
Рынок франшиз в России продолжает расти, хотя и делает это не так стремительно, как раньше. По данным портала Franshiza.ru, количество франчайзинговых концепций в стране в 2017 году увеличилось до 1 500 предложений, при том, что в 2015 году их число достигало 1400. Всего же за десять лет показатели рынка выросли более чем в три с половиной раза. Замедление темпов роста рынка руководитель проекта Franshiza.ru Анна Рождественская связывает с падением активности в пределах России иностранных франчайзеров в последние годы. Конечно же, компании, которые успели закрепиться на российском рынке до 2015 года, как правило, продолжают активно развиваться, однако новичков почти не появляется. Кроме этого, многие франчайзеры стали более взвешенно относиться к географической экспансии: они работают по входящим звонкам и избирательно относятся к выбору партнеров, предпочитая опытных и сильных.
Несмотря на то, что сегмент непродовольственной розничной торговли до сих пор лидирует в структуре российского франчайзинга, с началом стагнации рынка он пострадал сильнее всего. По данным Franshiza.ru, в 2017 году его доля сократилась до 37%. Одним из следствий такого падения, по оценкам Рождественской, стал рост числа сделок между франчайзерами, работающими в торговле, и собственниками площадей торговых центров (в первую очередь региональных). С уменьшением количества арендаторов, девелоперы начали сами покупать известные франшизы, открывая магазины одежды и обуви ради сохранения своего основного бизнеса.
Зато в последние годы в структуре российского франчайзинга стремительно выросла сфера услуг, причем в основном за счет роста в сегменте В2В. Предлагать свои франшизы стали даже компании, услуги которых достаточно сложно стандартизировать, и развитие бизнеса которых напрямую зависит от опыта и компетенции конкретных людей (например, юридические услуги).
Продолжает стабильно прирастать сектор общественного питания. Однако делает он это не только за счет традиционного фаст-фуда («в ассортименте» которого появились бургерные), но также благодаря сегменту полноформатных ресторанов. Продажа франшиз продуктовой розницы тоже все еще на подъеме. Рынок начинают активно осваивать монобрендовые продуктовые сети, такие как сеть рыбных магазинов «Рыбсеть», сети фирменных магазинов мясокомбинатов («Ремит», «Рублевский») и птицефабрик («Чебаркульская птица», «Прасковейское» и т. д.).
Защитная реакция
Эксперты считают, что нынешний экономический кризис для рынка франчайзинга стал не столько испытанием, сколько ощутимым стимулом для развития. Это чувствуют игроки из самых разных сегментов. К примеру, сеть аптек «Эвалар» начала продвигать собственную франшизу в 2014 году, и с началом кризиса проект стала только набирать обороты. Как рассказывают в компании, за последние два года прирост сети составил около 100%. Сегодня под ее брендом работают более 120 аптек в шестидесяти городах страны. Председатель совета директоров ЗАО «Эвалар» Наталия Прокопьева считает, что на руку ее региональных сетей за счет такого партнерства остаться наплаву на фоне движения в регионы больших федеральных игроков.
«Конечно, франшиза в период кризиса - более надежный инструмент, чем самостоятельный бизнес, - утверждает Анна Рождественская. - Если франчайзер смог устоять в кризис, не свернул планов развития и продолжал наращивать сеть, значит, он сможет передать опыт выживаемости своим партнерам. Франчайзинг в кризисный период может стать отличной стратегией для инвестора, ищущего проверенные решения. Но только при условии, если он будет строго подходить к выбору партнера, не пренебрегая хотя бы элементарными способами проверки франчайзера как контрагента».
Действительно, наиболее острым вопросом для франчайзи сегодня становится задача сохранить качество при возрастающих рисках в экономике. Исследования портала Franshiza.ru показывают, что средний возраст франшиз в России заметно снижается. «Рынок франчайзинга стал очень интересным для покупателей в плане разнообразия новых концепций и направлений, - утверждает Анна Рождественская, - но при этом на нем стало сложно ориентироваться из-за проблем выбора: как в огромном потоке предложений не ошибиться и выбрать действительно надежного партнера».
Если еще пару лет назад франшизы на рынке продавали, как правило, компании, прошедшие серьезный путь развития, построившие собственную сеть и выбравшие франчайзинг в качестве закономерного инструмента расширения бизнеса, то сегодня многие бизнес-идеи, продвигающиеся по принципам франчайзинга, часто даже не зарегистрированы как товарный знак. А значит, передача каких-либо прав по его использованию находится вне правового поля. Как следствие, отмечает Рождественская, на волне популярности франчайзинга на рынке в последние годы появилось большое количество псевдофраншиз, «молодых миллионеров», предлагающих прикоснуться к своему «успеху» через франшизу. При этом фактически они часто «забывают» о регистрации своего предприятия или по крайней мере его развитии. Именно поэтому эксперты при покупке франшизы советуют заглянуть за оболочку бизнеса и как следует проверить не только юридические аспекты, а также саму бизнес-модель, востребованность продукта или услуги, а также условия партнерской поддержки.
Искусственное размножение
Качественные изменения на рынке коснулись традиционно стабильно развивающихся в периоды кризиса сфер медицины и образования для детей. Новые медицинские офисы и лаборатории по схеме франчайзинга продолжают открывать не только самые крупные игроки на рынке, такие как «Инвитро» и «Гемотест», но и не столь очевидные лидеры. При этом спрос на медицинские франшизы, по словам Рождественской, в регионах сегодня удовлетворен не до конца. Поэтому эксперт прогнозирует появление новых франчайзинговых сетей медицинской направленности. Причем в этой нише сегодня развиваются и менее традиционные направления. К примеру, одним из трендов последних двух лет на площадке франшиз Franshiza.ru стал высокий спрос покупателей на приобретение франшизы компаний, предлагающих EMS-тренировки (тренировка мышц с помощью электростимуляции).
По оценкам экспертов, бизнес по франшизе в России пополняет национальный ВВП на 1%. В США этот показатель достигает 10%. Доля продаж через системы франчайзинга в Америке составляет около 42% от общего объема розничных продаж; для Европы аналогичный показатель колеблется в пределах от 5 до 30%. Если за рубежом франчайзинг известен уже больше века, то в России развитие этого вида отношений началось в 1980-х годах, когда компания PepsiCo открыла в СССР первые заводы по производству безалкогольных газированных напитков.
В 1990-х свои франшизы в Москве начали продавать «Баскин робинс», «Доко-пицца» и «Доко-хлеб». К середине 2000-х годов российские франчайзинговые сети начинают экспансию в регионы, а региональные предприниматели заключают договоры коммерческой концессии с Sbarro, Subway, Sela и многими другими.
Не менее стабильно растет количество сделок в сегменте детского образования и досуга. Чаще всего покупатели франшиз в сфере образования заинтересованы в курсах по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ, помогающих школьникам готовиться к экзаменам. Не теряют своей популярности языковые школы и курсы, развитие которых с помощью франчайзинга в последние десятилетия только ускоряется. А одним из новых франчайзинговых предложений прошлого года, по данным Franshiza.ru, стало появление узконаправленных услуг допобразования для детей: балетных, футбольных и воллейбольных школ.
Есть еще один фактор, который свидетельствует о серьезных изменениях на рынке. Если раньше практически все новые франшизы появлялись в двух столицах — Москве и Санкт- Петербурге, то сегодня около 70% франчайзеров сосредоточены в регионах. Например, в их числе франчайзинговая сеть цветочных салонов из Владимира «Флора центр», сервисные центры для автомобилистов из Нижневартовска «Тикамис», производство гранулированных удобрений из Тулы «Фру-фру», службы доставки «Социальные суши» из Саратова, а также легендарный сыктывкарский проект «Додо Пицца», сеть которого уже несколько лет развивается за границей.
При этом потенциальные франчайзеры из регионов, по наблюдениям экспертов, намного трепетней столичных относятся к своей репутации, поэтому предпочитают выходить со своей концепцией франшизы спустя несколько лет после начала собственного бизнеса. «Перед многими региональными предпринимателями стоит невидимый барьер, переступить который и решиться выйти на федеральный рынок под силу не каждому, — считает Рождественская. — Поэтому региональные игроки часто больше готовы к продаже франшизы. Тем более что они лучше оценивают специфику работы в регионах и потребности местных инвесторов, чем столичные предприниматели».
Успешные российские франчайзеры уже давно не ограничивают себя домашним рынком. Еще одной тенденцией, которая лишь усилилась в последние несколько лет, стал выход российских сетей на международную арену. В сфере общепита на этот шаг решились «Додо Пицца» (США, Китай, Румыния, Великобритания, Эстония, Литва), «Теремок» (США), Tutti Frutti Frozen Yogurt (Армения). Кроме этого, статус международной франшизы благодаря выходу в Армению, Таджикистан, Азербайджан, Киргизию и Монголию получила сеть кофеен «Шоколадница». Причем недавно в этой компании заявили о скором появлении кофеен в странах Персидского залива, Турции и Китае. Свою экспансию в другие страны продолжают игроки относительно нового рынка квестов. Например, квест-комнаты компании «Клаустрофобия» уже успели прописаться в Берлине, Париже, Андорре, Таллине, Валенсии, Цюрихе и Лондоне. А компания «Квеструм» продала франшизы в Стокгольме, Монреале, Милане, Лимасоле и Хельсинки.
«Во всех случаях наши зарубежные партнеры выходили на нас сами, — рассказывает учредитель «Квеструм.рф» Тимофей Федотов. Причем, кроме одного случая, нашими партнерами всегда были русскоязычные жители этих стран». Повышенный спрос на свой продукт франчайзер объясняет тем, что рынок квестов достиг своего максимального развития именно в России. По его словам, качество российских квестов значительно превосходит аналогичные европейские продукты.
Впрочем, в каждой стране есть свои нюансы. «Если в России с определенными оговорками можно действовать по принципу copy-paste, то в других странах обязательно придется учитывать местную специфику, причем она может оказаться весьма непредсказуемой», — объясняет Тимофей Федотов. Например, в Швеции эта компания столкнулась со значительными ограничениями в работе из-за строгих требований к доступности помещений для развлечений для людей с ограниченными возможностями.
Основатель сети «Квеструм.рф» считает, что малый бизнес в России сегодня развивается гораздо активнее, чем в Европе. Именно здесь, по мнению эксперта, появляются новые форматы и концепции, которые могут быть успешно клонированы на западном рынке. «Если ваша компания смогла выиграть на высококонкурентном российском рынке, значит, у ваших зарубежных партнеров, которым вы передадите свой опыт, есть отличные шансы стать лидерами в своей стране», — уверен учредитель «Квеструм.рф».
Работающие на рынке франшизы, считает Анна Рождественская, в ближайшие годы будут генерировать все новые форматы, избегая при этом шаблонов и унификации предложений. Поэтому рынок ждет диверсификация предложений, исходя из численности населения в городах, потребностей франчайзи, уровня конкуренции в регионе и других рыночных факторов.
Благодаря своей доступности в условиях нестабильной экономики франчайзинг в России продолжит оставаться одним из наиболее выгодных форматов бизнеса. «Инвестор, покупающий франшизу, получает отлаженную и проверенную бизнес-модель, популярный бренд, комплексную маркетинговую поддержку, лояльных клиентов, конкурентоспособные закупочные цены, - перечисляет традиционные преимущества франчайзинга Наталия Прокопьева («Эвалар»). — При этом в ближайшие годы на рынке мы увидим продолжение уже начавшегося снижения выплат со стороны франчайзи (паушальный взнос, роялти), а также значительное расширение мер маркетинговой и другой партнерской поддержки со стороны продающих компаний».
Возможно, Вам также будет интересно:
Читайте также
Кто такой самозанятый? Какие налоги платит самозанятый и насколько это выгодно? Кто может перейти на специальный налоговый режим? Какие ограничения действуют для его применения? Какие виды деятельности доступны для самозанятых? Разберем, в чем плюсы и минусы НПД?
Какие направления бизнеса чувствуют себя увереннее?