подобрать франшизу
Все статьи

МАСТЕР-ФРАНЧАЙЗИНГ 2010

  • Автор: Нина Семина, Анна Федорова
  • Издание: "Секрет фирмы"

В марте в Париже состоялась традиционная мартовская выставка Franchise Expo Paris, которую посетили несколько десятков тысяч человек из разных стран. Кроме французских франшиз были представлены концепции из Германии, Австрии, Австралии, Бельгии, Канады, Испании, США, Италии, Марокко и др. Проектов из России на выставке не было, зато наших инвесторов и покупателей франшиз оказалось предостаточно.

Чему мы учимся

Франция занимает первое место в Европе по обороту франчайзинговых сетей (41 млрд евро в 2009 г.), треть французских франчайзинговых сетей уже открыли хотя бы одну точку за рубежом. Количество работающих сетей во Франции составляет около 850, которые объединяют 37 тыс. точек.

Поэтому на традиционную мартовскую выставку в Париже Franchise Expo Paris вот уже более четверти века съезжаются тысячи инвесторов и франчайзеров из разных стран мира. Особенность выставки в том, что она нацелена на обучение, передачу опыта, то есть мастерфранчайзинг в чистом виде. Что позволяет многим иностранным франчайзерам посредством этой выставки выйти на европейский рынок.

В этом году предлагалось много франшиз в производстве и продаже одежды, в области дизайна и декорации дома, в сфере услуг (уход за престарелыми, детьми, помощь по дому, уборка, уход за газоном и др.), в ресторанном бизнесе. Много предложений отмечено в секторе "красота-фитнес-здоровье", а также в сфере организации услуг для больных и пожилых людей. Больных, пожилых людей и в России много, но вот платить за такого рода услуги они не могут, поэтому у нас этот вид франчайзинга разовьется еще не скоро.

Российских экспонентов на выставке не было. Однако многие франчайзеры, присутствовавшие на выставке, отмечали большое количество инвесторов из России и Украины. Так что будем ждать новые франшизы на российском рынке франчайзинга, который, как показало исследование, проведенное нашей компанией Deloshop весной текущего года, динамично развивается.

Как мы работаем

Сейчас в России предлагается инвесторам более 750 франшиз. За 1,5 года количество франшиз увеличилось на 21%. Хотя реальных предложений, когда у франчайзора есть хотя бы одна франшизная точка, по нашим данным, не более 350.

За предыдущий год франчайзинговую программу приостановили около 120 компаний. В первую очередь пострадал сегмент розничной торговли и услуг. Основные изменения количества франшиз на рынке произошли в сегменте розничной торговли одеждой. Некоторые компании, развивающиеся по франчайзингу и предлагающие франшизы розничного магазина одежды премиум-сегмента и "средний плюс", сосредоточили внимание на развитии и сохранении собственной розницы и прекратили продажу франшиз.

По сравнению с предыдущим годом наметился рост франшиз в сфере услуг. В России такой франчайзинг занимает всего 25% (на конец 2008 года -- 21%), в Европе около 40%, в США около 70%. Отмечено в прошлом году появление новых медицинских франшиз. Опытный франчайзер "Инвитро" предложил российским инвесторам еще одну франшизу в сфере медицины - медицинский центр "Лечу". Сеть медицинских клиник "Ниармедик" вывела на рынок новую франшизу - медицинские лаборатории "Ниармедик". Единственная новость на рынке франчайзинга в сфере производства - появление франшизы "Мастербордюр" - изготовление бетонных бордюров, новой разработки опытного франчайзора "Мастерфайбр".

Более 72% российских франчайзоров до сих пор сосредоточено в Москве (в прошлом году - 80%), 13% -- в Санкт-Петербурге, в других городах России - 15%. Раньше франчайзоры были в основном из городов-миллионников (Нижний Новгород, Екатеринбург, Самара, Краснодар, Ростов-на-Дону), теперь это и небольшие города (Пенза, Курск, Орел). Региональные сети стали рассматривать франчайзинг как эффективный способ развития собственного бизнеса. Отмечены новые региональные франшизы: фитнес- клуб "Броско" (Казань), магазин светящейся продукции "Технология Света" (Астрахань), магазин одежды "АНО" (Омск) и др.

Остается стабильно высоким спрос на недорогие франшизы. Инвесторы считают привлекательными франшизы стоимостью до 1 млн руб. - в сфере розничной торговли аксессуарами известных брэндов, бижутерией. Популярны франшизы в сфере торговли бельем, недорогой одеждой (см. франшиза нижнего белья). Постоянен спрос на франшизы fast food, кофейни. В последнее время очень востребован формат пекарни-кафе-кондитерской. Однако подобный формат франшизы не так легко найти. Одной из первых на российском рынке такую франшизу предложила компания "Балтийский Хлеб" Можно предположить, что в текущем году должны появиться новые подобные франшизы.

Важным событием прошлого года стал выход известных международных франшиз на российский рынок. Burger King, вторая по величине в мире сеть закусочных, открыла первое заведение в России. Еще одна известная сеть кофеен Dunkin Donuts возвратилась в Россию, выбрав прошлый год как наиболее подходящее время для развития подобных заведений. В планах компании -- открыть в 2010 году 10 заведений.

Российские франшизы появляются на новых рынках. В апреле 2009 года состоялось открытие в Литве, в Клайпеде, первой российской чайной, петербургской сети "Чайная ложка" А компания "Мастерфайбр" готовится к выходу на рынок Мексики. В ноябре прошлого года первые мексиканские франчайзи уже прошли обучение в Москве. Этот проект станет первым проектом российского франчайзинга в западном полушарии.

Читайте также

Федеральная сеть премиальных кафе-мороженых «33 пингвина» из Томска..

После запуска франчайзинговой сети бизнес Дениса Решанова резко пошел в гору. Но вскоре выяснилось, что удержать франчайзи куда сложнее, чем привлечь. Как предприниматель решил эту проблему?

Возможности столичного рынка почти исчерпаны для ресторанных концепций, считает владелец бренда Чайхона №1, именно поэтому будущее за франчайзингом в регионах

Поздравляем! Сообщение отправлено!
Закрыть
Зарегистрироваться в каталоге Franshiza.ru