Эксперты рынка провели анализ покупательского спроса за 9 месяцев 2017 года и выделили главные тенденции развития рынка частной лабораторной диагностики
Покупаем франшизу. Как не ошибиться?
- Автор: Светлана Попова
- Издание: Чужие деньги
Для многих отечественных инвесторов франчайзинг – это один из самых стабильных способов развития малого бизнеса. Сама по себе покупка франшизы не гарантирует 100% успех, но по статистической оценке у франчайзи в 2-4 раза больше шансов остаться в бизнесе и стать прибыльным, чем у независимых предпринимателей. Покупая франшизу, предприниматель ограждает себя от множества рисков связанных с открытием малого предприятия и приобретает ряд преимуществ:
- Присоединение к успешно развивающемуся бизнесу. Так как имя франчайзера и его товар/марка широко известны, успех сопутствует франчайзи с самого начала его деятельности. Следовательно, риск банкротства намного ниже по сравнению с обычным индивидуальным бизнесом.
- Обучение персонала и контроль за ведением бизнеса со стороны франчайзера. Заинтересованность в успехе бизнеса проявляется с обеих сторон, поэтому франчайзер обеспечивает обучение менеджеров и персонала франчайзи до начала бизнеса и в процессе его деятельности.
- Распространение успешного опыта в рамках франчайзинговой сети. Франчайзи никогда не остается один на один с проблемами бизнеса. Опыт других франчайзи систематизируется и обобщается франчайзером и используется в разработке новых деловых решений.
А также франчайзер предоставляет своим партнерам по бизнесу другие услуги, которые не были отмечены выше: использование результатов исследований, рекламные мероприятия федерального масштаба, услуги по проектированию и размещению зданий и помещений, юридические услуги и пр. Иногда франчайзеры предлагают партнерам частичное финансирование франшизной точки. Оно может осуществляться в прямой форме (кредиты, участие в капитале), но чаще в косвенном виде (оборудование - по лизингу, материалы и товары с отсрочкой платежа или оплаты частями).
Пример №1. В компании INCANTO (сеть специализированных магазинов женского белья производства Италии) для партнеров разработана система рассрочки платежа, как по закупке торгового оборудования, так и по закупке товара. А также INCANTO осуществляет комплексную поддержку франчайзи от переговоров с торговым центром до ежедневной работы магазина. Высокая розничная наценка обеспечивает высокую рентабельность этого бизнеса, а срок окупаемости проекта не превышает 6 месяцев.
Как отмечает Нина Семина, эксперт по франчайзингу, инвестиции в бизнес по модели франчайзинга оцениваются отечественными предпринимателями как быстроокупаемые с минимальными рисками. «Российские франчайзи рассчитывают вернуть вложенные средства не более чем через 1,5-2 года», - считает она. По оценкам компании DELOSHOP, большим спросом пользуются франшизы, размер инвестиций в которые не превышает $50 тыс. Это, как правило, товарные франшизы, предоставляющие франчайзи возможность открыть небольшой магазин под известным брендом. На точку безубыточности такие проекты выходят уже в первый год работы.
Пример №2. Для открытия магазина под брендом Courtney G (сеть магазинов бижутерии американской марки COURTNEY G) требуется площадь от 4 до 20 кв. м., а размер необходимых инвестиций не превышает $19 тыс. Срок окупаемости проекта: 4-12 месяцев в зависимости от времени открытия, особенностей расположения магазина и размеров арендной ставки.
Нельзя снимать со счетов также преимущества, связанные с высокой покупательной способностью компании-франчайзера. Так как франчайзер, как правило, располагает развитой сетью предприятий, он может осуществлять оптовые закупки всего необходимого для деятельности франчайзи, а, следовательно, имеет возможность добиваться строгого соблюдения качества и некоторых скидок от поставщиков. К выгодам предпринимателя, решившего вступить во франчайзинговую сеть, можно также отнести эксклюзивные права распределения, предоставляемые партнером. Если это условие предусмотрено в договоре, то франчайзер не имеет право предоставлять больше франшиз на обговоренной территории.
Пример №3. Чешская компания Pietro Filipi оказывает франчайзи следующую помощь и поддержку: изготовление франчайзингового проекта, предоставление эксклюзивных прав в бизнесе на определенные территории, производство торгового оборудования «под ключ», консультирует франчайзи в составлении бизнес-плана для каждого сезона, по логистике товара, визуального мерчандайзинга, проводит обучение персонала (1 раз в сезон).
«Франчайзинг, в первую очередь, – это узнаваемый внешний вид, знакомое качество», - говорит Нина Семина, - «Плюсы франчайзинга можно описать всеобъемлющей фразой «сам, но не один». Любой участник франчайзинговой сети помогает всей сети вести рекламу, привлекать постоянного клиента, отшлифовывать качество оборудования, которое используется, предупреждать друг друга о проблемах и подводных камнях». Хотя покупка франшизы может уменьшить инвестиционный риск, предоставляя возможность работы с уже созданной компанией, это может стоить довольно дорого. От инвестора также может потребоваться предоставление значительного контроля над полученным бизнесом и принятие обязательств по контракту с франчайзером. Именно поэтому прежде чем принимать решение о покупке франшизы потенциальному инвестору нужно задаться в первую очередь следующими вопросами:
О франшизе
- Требуются ли от инвестора по условиям франшизы какие-либо шаги, которые являются неразумными либо незаконными?
- Предоставляет ли франшиза исключительное право деятельности на определенной территории в течение срока действия франшизного соглашения?
- При каких обстоятельствах и за какую цену франчайзи может выйти из франчайзингового договора?
О франчайзере
- Сколько лет работает франчайзер на рынке?
- Имеет ли франчайзер репутацию честного и порядочного предпринимателя среди предпринимателей, владеющих его франшизой?
- Существуют ли заверенные показатели чистой прибыли одного или более предприятий-франчайзи?
- Какую именно поддержку оказывает франчайзер компаниям-партнерам?
А также важно знать заранее, обеспечен ли франчайзер достаточным финансированием, чтобы выполнить свой план расширения сети и что он может сделать для партнера из того, что инвестор не может сделать сам?
О франчайзи
- Какой собственный капитал необходим инвестору для приобретения франшизы и ведения франчайзингового предприятия до выхода на точку безубыточности?
- Каковы источники финансирования проекта?
- Готов ли предприниматель отказаться от части независимости действий в обмен на преимущества, предоставляемые франшизой?
- Обладает ли инвестор достаточным опытом для работы с партнером, сотрудниками, клиентами?
- Готов ли потенциальный франчайзи продавать именно этот товар (услугу)?
Принятие решения инвестором должно основываться на тщательном анализе информации о партнере и бизнес среде. Эти данные могут быть получены как из традиционных (пресса, радио, ТВ), так и из специфических для данной области деятельности информационных источников. Что касается последних, необходимо отметить консалтинговые компании, специализирующиеся на франчайзинге, где, как правило, аккумулируется вся необходимая информация по рынку, и есть возможность получить грамотную и предметную консультацию о компаниях-франчайзерах и особенностях той или иной франшизы.
Сделав свой выбор, инвестор должен помнить о том, что бизнес по системе франчайзинга это не только благоприятная форма бизнеса для начинающих предпринимателей, но и крепкие партнерские отношения постоянного сотрудничества заинтересованных друг в друге сторон.
Читайте также
Мифы о минусах сотрудничества с аутсорсером от Global Finance. Действительно ли эти страхи оправданы, или это всего лишь надуманные отговорки, чтобы не перестраивать бизнес на новый формат?
Частные медицинские лаборатории пользуются все большей популярностью не только у населения, но и у потенциальных франчайзи.