подобрать франшизу
Все статьи

5 ошибок франчайзи, которые мешают сделать бизнес успешным

  • Издание: Franshiza.ru

Франшиза — хороший способ запустить бизнес для начинающего предпринимателя и избежать ошибок. Но хотя такое решение делает проект более предсказуемым, просто наличие статуса франчайзи не гарантирует успех. Учимся на чужих ошибках: директор по развитию сети фитнес-клубов XFIT Ирина Троска приводит список из пяти пунктов с самыми частыми недочетами со стороны франчайзи.

1. Отсутствие стратегии и последовательности исполнения

Планирование является ключом к успеху в любой инициативе. Для франчайзингового бизнеса важно описать всё шаг за шагом: проектирование, капитальные и операционные расходы, критерии выхода на точку безубыточности и даже сценарии экзита. Этим отличается зрелая франшиза от того, что делают некоторые начинающие компании.

Крупные франчайзеры имеют большой объем данных и могут составить реалистичный план. Ещё на этапе выбора франшизы обратите внимание, включает ли проект потенциальные затраты, связанные как с первоначальным запуском бизнеса, так и с последующим развитием. Например, для партнеров XFIT разрабатывает несколько сценариев финансовой модели с учетом локации, аренды помещения, прогноза по наполняемости и всеми расходами, среди которых есть роялти, паушальный взнос, ФОТ, налоги, амортизация и техобслуживание оборудования, затраты на маркетинг и другие.

Ошибка некоторых франчайзи: чтобы поскорее «отбить» затраты, начинают экономить на сервисе, добавляют скрытые комиссии для клиентов и другие вещи, из-за которых страдает качество услуг, а бизнес перестает работать. Маркер хорошего франчайзера в данной ситуации — отлаженная система контроля, поскольку из-за одного «некачественного» партнера может пострадать имидж всей сети. В XFIT ежемесячный контроль качества происходит по 682 критериям, поэтому такие ситуации практических невозможны.

2. Неверно выбранные локация, неправильная планировка

Для некоторых видов бизнеса локация имеет первостепенное значение. Например, это касается франшиз со скоропортящимся товаром, который не требует предварительного изучения перед покупкой — цветочными магазинами, пекарнями с десертами и выпечкой, локациями формата «кофе с собой». Что касается фитнеса, важно организовать простой доступ людей в зал. Если это компактная автоматизированная студия XFIT Point, то её достаточно разместить в ЖК с довольно большой плотностью населения. Хороший клиентский поток обеспечат местные жители.

Когда дело касается полноформатных проектов площадью от 2 000 м2 с бассейном, важно предусмотреть хорошую транспортную доступность — обеспечить просторную парковку и возможность добираться до физкультурно-оздоровительного комплекса на общественном транспорте. Ещё лучше разместить клуб, вписав в жизненный сценарий большого количества людей: недалеко от бизнес-центра, у транспортной развязки между деловым и спальным районами или станции метро, чтобы клиентам было удобно заехать позаниматься по пути на работу или с неё.

Чтобы зарезервировать лучшие локации для наших клиентов, мы общаемся с застройщиками ещё на этапе проектирования зданий. Внесение точечных правок на этом этапе помогает лучше спланировать помещения, чтобы каждый квадратный метр работал на бизнес, «грязные» и «чистые» потоки людей не пересекались, а душевая и раздевалка вдруг не оказались разделены проходным коридором. Переделывать подобные решения потом долго и дорого.

3. Не пользоваться поддержкой франчайзера и других франчайзи

Многие франчайзи являются начинающими владельцами бизнеса, поэтому могут делать ошибки, связанные с большим количеством финансовых документов. Например, попасть в кассовый разрыв, забыть вовремя сдать отчетности, неправильно оформить персонал и т.д.

Важно помнить, что на этапе планирования и запуска бизнеса поддержка франчайзера не заканчивается: к нему можно обращаться с любыми непонятными организационными моментами. Для этого в XFIT выстроена система коммуникаций. Как оперативная — с помощью чатов, — так и глобальная посредством квартальных, полугодовых и годовых конференций с партнерами. Там же можно познакомиться с другими пользователями франшизы. Это полезно и помогает не набить шишки там, где это уже сделали другие.

4. Неправильная мотивация: личная и персонала

Франчайзинг как форма ведения бизнеса основан на соответствии и единообразии, а не на свободе. Этот вариант не подходит для тех, кто мечтает на 300% «быть самому себе начальником» или «управлять своей судьбой», а по факту фонтанирует идеями и хочет хобби сделать местом работы. Потому что франшиза — это, в первую очередь, работающий отлаженный бизнес, а не место для творческих проб и ошибок.

Замотивированными должны быть не только вы, но и сотрудники. Обратите внимание на то, что для этого делает франчайзер. В XFIT вместе с франшизой партнер получает систему мотивации, начиная с управляющих и заканчивая тренерским составом, адаптированную под конкретный субъект РФ, так как ставки оплаты труда могут отличаться от региона к региону.

Также есть нематериальные формы мотивации: тренинги, курсы повышения квалификации, возможность освоить смежные дисциплины, которые помогают сотрудникам расти профессионально и ценить за это своё место работы.

5. Некорректная скорость масштабирования

«Расти любой ценой» — не самая правильная мотивация. Точно так же не стоит привлекать клиентов больше, чем можете «обработать». Если сотрудники будут перегружены и испытывать стресс, то быстро выгорят и задумаются о смене места занятости, а клиенты останутся с не самыми лучшими впечатлениями. Помните, что негативные отзывы и сарафанное радио способны потопить любой бизнес. Так что проверяйте, чтобы франчайзер ещё на первом этапе просчитал максимальную проходимость проекта, и придерживайтесь данных значений при продаже членства в фитнес-клубы.

Надеюсь, этот чек-лист из пяти пунктов поможет не только не допустить распространенных ошибок, но и выбрать правильную франшизу и партнера, который запрограммирует бизнес на успех и поможет на всех этапах его развития.

Подробнее – спортивные франшизы, каталог франшиз

Читайте также

В бизнесе есть такое понятие - LTV (lifetime value) — это прибыль компании, полученная от одного клиента за всё время сотрудничества с ним. LTV отвечает на вопрос, сколько денег вам приносит клиент. Формула расчета очень простая: LTV = доход от клиента — затраты на привлечение и удержание клиента. Рассмотрим LTV на примере показателей театральной школы "Я - Актер!"

Эксперты портала Franshiza.ru объясняют, почему будущее за мультифранчайзингом.

На вопросы портала franshiza.ru ответила генеральный директор компании ORRLA Ольга Катаева

Поздравляем! Сообщение отправлено!
Закрыть
Зарегистрироваться в каталоге Franshiza.ru