Рост франчайзинга
- Автор: Ярослава Янова
- Издание: Воронежский Бизнес-Журнал
Рост франчайзинга в регионе прогнозируется за счет интереса к форме ведения бизнеса со стороны начинающих предпринимателей. Однако наряду с привлекательностью бизнеса по франшизе начинающего предпринимателя ждет немало подводных камней.
На первый взгляд франчайзинг - это прекрасный способ начать бизнес-карьеру под известным брендом, получить алгоритм ведения работающего, проверенного бизнеса.
- Покупая франшизу, можно рассчитывать на поддержку со стороны продавца — крупной производственной компании или разветвленной и известной торговой сети, ведь вместе с торговой маркой. брендом покупатель получает и технологию ведения бизнеса, сертифицированных поставщиков продукции или услуг, при этом сохраняя определенную экономическую самостоятельность, - говорит финансовый менеджер ООО «ФэшнГрад» Виктория Соболь. — Франшиза обеспечивает серьезные преимущества для начинающего игрока: поток клиентов, развитую базу объектов недвижимости и качественное обучение, вплоть до форм типовых договоров и PR-поддержки. Также многими франчайзерами оговаривается, что на протяжении определенного длительного времени франчайзи (покупатель) будет единственным представителем того или иного бренда в своем городе, а иногда и в области. Это, на мой взгляд, очень важный фактор продвижения и прибыльности бизнеса. Особенно если это очень известный бренд.
Карьера с ограничениями
Однако работа по франшизе накладывает на предпринимателя и ряд обязательств — он вынужден играть по правилам, установленным обладателем прав на товарный знак, придерживаясь стандартов, принятых в этой компании. И это, возможно, впоследствии приведет к дополнительным расходам либо (случается и такое) - к нарушению стандартов, которые мешают получить дополнительную прибыль.
- Я вижу минусы в том, что франшиза предполагает выполнение жестких требований, вплоть до выбора помещения, оформления интерьера и покупки марок оборудования, — говорит директор ООО «Семейка» Надежда Матюхова (бренд «Баскин Роббинс»). - Следует помнить, что это дополнительные затраты для предпринимателя.
- Минусом франшизы является то, что за каждым из франчайзи ведется наблюдение, особенно на раннем этапе бизнеса, - отмечает Виктория Соболь. - Франчайзер обычно осуществляет довольно жесткий контроль услуг и товара, рекламы, методов работы. Он следит за тем, чтобы франчайзи работал только по его формату и согласно договору. Кроме того, в некоторых случаях франчайзи может быть ограничен в управлении собственной компанией, так как вынужден сотрудничать в этом вопросе с держателями франшизы.
Шанс для предпринимателя
На начальном этапе от предпринимателя требуются немалые затраты. Во-первых, необходимо подобрать помещение с соблюдением норм и требований франчайзера. Что, впрочем, легко не во всяком направлении бизнеса.
Так, например, если помещений под торговлю в Воронеже достаточно, то подобрать помещение под кофейню или фитнес-центр куда сложнее.
- Под открытие кофеен пользуются спросом первые этажи зданий исключительно в центре города с отдельным входом, хорошими коммуникациями, возможностью обеспечивать помещение электроэнергией мощностью не менее 80 КВт. Естественно, все эти удобства - удовольствие не из дешевых. Под открытие фитнес-клуба требуются помещения большой площади (от 500 до 1000 квадратных метров), с вентиляцией и т. д. В Воронеже есть такие помещения, но, опять же, многих останавливает цена, - говорит коммерческий директор воронежского агентства недвижимости «Трансферт» Галина Колокольникова.
Помещению нужно придать определенный облик - обычно франчайзер сам назначает компанию, которая разрабатывает дизайн-проект и изготавливает мебель. При этом у предпринимателя нет возможности выбирать подрядчиков и снижать цену. В-третьих (что характерно для брендовой одежды), необходимо выкупить коллекцию. Франчайзер обычно устанавливает минимальное количество закупки сезонного товара либо минимальную сумму закупки товара в денежном эквиваленте.
По данным Российской ассоциации франчайзинга, средняя стоимость франшизы по наиболее известным концепциям составляет около 300 тысяч долларов, то есть почти девять миллионов рублей. Но есть и недорогие: они стоят от полутора до двух-трех миллионов рублей и вполне по карману нынешним молодым предпринимателям.
Правда, во франчайзинге важна не стоимость концепции, а окупаемость. Именно потому, что в последнем случае есть шанс, что банки прокредитуют такой стартап.
- Франшиза очень удобна для тех, у кого нет первоначального капитала для открытия своего дела при условии, что стартовый капитал кредитует банк, - считает индивидуальный предприниматель Виктория Хованская (бренд «Тонус-клуб»). - По моему опыту, получить кредит на открытие собственного дела гораздо сложнее - банкам нужен разработанный бизнес-план, ряд документов, подтверждающих возможность выплачивать кредит. Сегодня в банках разработаны специальные условия для кредитования франшиз, доверие банков к такому бизнесу гораздо выше. Конечно, открытие своего дела в этом случае - процесс довольно длительный, у меня ушло около пяти месяцев, но я довольна. Для меня как для начинающего предпринимателя стало интересным это направление, есть желание и энергия заниматься своим делом.
Нюансы и перспективы
Впрочем, говорят игроки рынка, для успешности бизнеса начинающим предпринимателям стоит тщательно выбирать франшизу. Так, специалисты рекомендуют выбирать только те франшизы, которые существуют минимум пять лет, а их сеть включает от 25 компаний-франчайзи. Исключением может быть новая франшиза, созданная франчайзером-«ветераном», который уже имеет другие успешные бренды.
- Запуск новой франшизы может стать рискованным мероприятием при существующей экономической нестабильности, — отмечает Виктория Соболь. — Сегодня многие молодые компании-франчайзеры исчезают, не успев набрать силу и развить собственную сеть.
Кроме того, как отметила Соболь, многие франшизные системы требуют от получателя франшизы приобретать продукцию исключительно у франчайзера или у поставщиков, определенных франчайзером. Не разрешается приобретение товара из альтернативных источников, даже при условии соблюдения всех стандартов. Следовательно, валовая прибыль получателя франшизы всегда будет оставаться в руках франчайзера.
- Годами договоры о франшизе составлялись таким образом, что франчайзер получал максимум свободы действий в использовании и применении рекламных средств, - говорит Виктория Соболь. - Договоры часто устроены так, чтобы франчайзеру не приходилось тратить деньги на рекламу, тогда как получатель франшизы вносит свою долю в рекламные фонды. Некоторые договоры открыто признают, что франчайзер имеет право заключать договора с продавцами, занимающимися сбытом товаров и услуг, предусмотренными франчайзинговым договором. Очень часто продавцы производят выплату «благодарности», предоставляют поощрительные льготы и комиссионные франчайзерам взамен на разрешение продавать их товар и услуги на рынке, защищенном от конкуренции. Вместо передачи этих средств получателю франшизы с целью снижения цен на товары и увеличения прибыли, эти деньги идут в карман франчайзеру.
И все же специалисты предрекают франчайзингу большое будущее. Так, за последние три года рынок в России удвоился. Рост прогнозируется и в регионе.
- В Воронеже в последние несколько лет открываются новые торговые центры с привлекательными условиями аренды, - отмечает Виктория Соболь. - Это стимулирует бизнесменов открывать новые торговые точки. А популярность этих торговых центров привлекает покупателей не только из Воронежской области, но и из соседних областей. Рост рынка, по моему мнению, связан с увеличением спроса на продукцию, что, в свою очередь, говорит о росте доходов населения. Постепенно покупатель понял, что хочет покупать качественный продукт и готов заплатить намного больше именно за качество. В свою очередь, в условиях конкуренции цены на бренды немного снижаются. Все эти факторы положительно влияют на улучшение бизнеса для продавцов-франчайзи.