Анализ проведён на основе нескольких источников
С каждым годом франчайзинг в России становится всё более популярным и растёт даже в кризис. С начала 2022 года число франчайзинговых точек 30 участников рейтинга Forbes возросло на 20%.
Первое место уверенно занимает франшиза Ozon – с января по сентябрь 2022 года запустилось 2 650 ПВЗ. На втором месте сеть продуктовых магазинов "Авокадо", которая увеличилась за счёт 1 230 новых точек. Последнее место рейтинга занимает сервис 2GIS, который за 9 месяцев не прирос ни на одну франчайзинговую точку.
По словам Анны Рождественской, эксперта Franshiza.ru, заинтересованность к франшизам обуславливается геополитическими событиями. В марте 2022 году резко сократился спрос на франшизы на 20%. «Все выбрали выжидательную позицию и не были готовы инвестировать в новые проекты», – объясняет она. Тем не менее летом рынок начал "оживать", что уже осенью пресекла частичная военная мобилизация. Анна добавила, что после 21 сентября были временно прекращены почти все переговоры с новыми франчайзи, у франчайзеров сорвалось порядка 70% запланированных сделок. Немаловажные трудности вызвал выезд из РФ активного населения в возрасте 25–45 лет, что является фактически основным ядром покупателей франшиз.
Труднее всех приходится бизнесу в среднем ценовой сегменте, стоимость франшиз которых составляет от 1 до 5 млн Р. ТОП-100 франшиз рейтинга в данной категории был обновлён вполовину в сравнении с предыдущим годом. Постоянный лидер рынка – сеть школ скорочтения IQ007 – выбыл по причине большого числа закрытых точек, что обусловлено правилами участия в рейтинге – за год число таких точек не должно превышать 50% от открытых за аналогичный период. По той же причине в рейтинг не вошла и сеть магазинов электроники "Позитроника".
Также снизился к минимальному значению интерес к франшизам ритейла, работавших в торговых центрах, поскольку, по словам Анны Рождественской, ушли ключевые арендаторы из ТЦ. Стало чётко прослеживаться доверие к отечественным брендам в 2022 года, что отличается от ситуации ранее – до событий в 2022 году они были на втором плане. Потенциальные партнёры обратили внимание на ряд ключевых преимуществ российских франшиз – возможность адаптироваться под санкции, быстрое принятие решений и мобильность системы, дополнила Анна.
Также многие франчайзеры добавили адаптированные под малые города форматы со сниженным первоначальным взносом и уменьшенными инвестициями. К примеру, франшизы риэлторских агентств "Этажи" и Century 21 перешли на "книжную" группу инвестиций (до 1 млн Р). К тому же в регионах ниша относительно свободна по сравнению с крупными городами. Ozon предоставил потенциальным партнёрам ещё больше возможностей, введя формат "домашний пункт", который подразумевает открытие ПВЗ в сёлах и посёлках с населением до 3 500 жителей. Теперь открыть свою точку можно в частном доме или сельском магазине. Об этом подробнее здесь.
Информация была составлена на основе анализа десятков компаний из России, которые реализуют свои франшизы. Лонг-лист опирается на данные каталогов франшиз, мнения экспертов и базу Forbes. Рассматривались франшизы, работающие не менее 3-х лет. Данные по финансовым показателям, числу собственных и франчайзинговых точек были предоставлены самими участниками.
Оценка франшиз осуществлялась по 5 категориям: средняя годовая выручка одной точки, ROI, срок окупаемости, рентабельность и количественный прирост франчайзинговой сети за 9 месяцев 2022 года. В списке находятся 30 компаний, сгруппированных по объёму инвестиций на запуск одной точки и аранжированы с учётом собранной информации.
Подробнее – франшиза Ozon, франшизы ПВЗ, продуктовые франшизы, франшизы агентств недвижимости