Несмотря на динамичный рост франчайзинга в России, эта форма предпринимательства всё еще не так популярна в нашей стране, как во многих европейских странах и США. В чем причина?
1000 сумок и 1 ассоциация
- Автор: Юлия Чаюн, Влада Гасникова
- Издание: Коммерсантъ
Крупнейший в России поставщик сырья для кожгалантерейных изделий компания "Топ-Маркет" инвестирует $30-40 млн собственных средств в открытие 500 магазинов "1000 и одна сумка" в течение трех-четырех лет по всей России. Кроме того, собственники намерены создать ассоциацию производителей кожгалантерейных изделий. Аналитики полагают, что планы по открытию магазинов реализуемы в том случае, если в стране не ухудшится макроэкономическая ситуация, а ассоциация может стать подспорьем для производителей на фоне вступления страны в ВТО.
Как рассказал Вячеслав Смирнов, совладелец компании "Топ-Маркет", сегодня его фирма поставляет сырье для кожгалантерейных изделий из Китая, Тайваня, Кореи. Часть сырья импортируется в Белоруссию. Господин Смирнов долю своей фирмы на рынке поставок сырья оценивает в 90%.
Помимо этого, компания развивает розничную сеть мультибрендовых магазинов "1000 и одна сумка", первый из которых был открыт девять лет назад на Индустриальном проспекте в Петербурге. Сейчас сеть насчитывает более 90 магазинов в 50 городах России. Площадь точек варьируются от 100 до 500 кв. м, часть из них работает в арендованных помещениях, часть — в собственных. Ассортимент насчитывает 10 тыс. товарных наименований.
По словам господина Смирнова, сегодня компания держит курс на интенсивное развитие. "Мы хотим за три-четыре года открыть около 500 магазинов. По предварительной оценке, инвестиции в реализацию этого проекта составят $30-40 млн. Сейчас в Петербурге у нас работает около 40 магазинов, мы намерены продолжить развитие в городе, так как здесь есть неохваченные районы. В Москве открыли пока два магазина, — рассказывает Вячеслав Смирнов. — Мы активно привлекаем франчайзи, в первую очередь в отдаленных регионах, так как чем дальше, тем сложнее контролировать магазины". Сейчас с компанией работает около десяти франчайзи.
По словам господина Смирнова, рынок периферии не сильно отличается от Петербурга: примерно 95% ассортимента, который хорошо продается в Петербурге, хорошо продается и в других городах, есть отличия в спросе, но минимальные.
Кроме активной розничной экспансии, в "Топ-Маркет" намерены создать российскую ассоциацию производителей кожгалантерейных изделий. Вячеслав Смирнов считает, что отечественным производителям при вступлении России в ВТО "придется очень туго". "Таможенные пошлины станут ниже, придет китайский производитель — и ему хватит трех месяцев демпинга, чтобы задушить российского производителя, изделия которого востребованы покупателем, но до покупателя их еще нужно довести. В России около 150 производителей кожгалантереи, и у большинства из них нет разветвленной розничной сбытовой сети. Они будут вынуждены закрывать свои производства. У нас есть самое главное — рынок сбыта, розничная сеть. Поддерживая отечественного производителя, наша компания тем самым сохраняет поставки сырья и держит рынок", — поясняет господин Смирнов.
По словам генерального директора ООО "Торговый Дом "Невская сумка" (производит кожгалантерейные изделия) Аркадия Ефименко, конечно, необходимо узнать условия, на которых "Топ-Маркет" будет предоставлять свою розничную площадку для производителей, но в целом впечатления от инициативы положительные. "Если ассоциация сможет обеспечить производителей госзаказами, к примеру, на условиях субподряда, то это станет значительной поддержкой для бизнеса, удастся сохранить рабочие места. Государство не проявляет заинтересованности в поддержке легкой промышленности, а китайский производитель действительно может нанести большой урон отрасли", — заключает господин Ефименко.
По мнению генерального директора производителя кожгалантерейных изделий ООО "ПКФ Гриф" Екатерины Прахт, планы "Топ-Маркет", касающиеся открытия магазинов, вполне выполнимы. "Если говорить о создании ассоциации, то, по моему мнению, такая структура действительно необходима. Сейчас ассоциации производителей кожгалантерейных изделий нет, а она может оказать поддержку малому бизнесу, к примеру, с получением госзаказов", — говорит госпожа Прахт.
Старший аналитик независимого аналитического агентства "Инвесткафе", Антон Сафонов считает, что с учетом общей суммы инвестиций и большого количества магазинов, открыть их всего в течение четырех лет может быть проблематично, особенно если вырастут арендные ставки и стоимость недвижимости. "В целом же планы реальны, но многое будет зависеть от конъюнктуры рынка до 2016 года. Если макроэкономическая ситуация в стране ухудшится, то вряд ли удастся открыть все 500 магазинов", — говорит он.
Что касается угрозы для отечественных производителей, господин Сафонов полагает: она, конечно, есть, но производители почти во всех отраслях склонны несколько преувеличивать убытки и угрозу от вступления России в ВТО. "В данном случае даже при снижении пошлин не будет большого наплыва товаров, так как объем спроса ограничен, а потребительский спрос все равно сосредоточен в среднем ценовом сегменте, и если производитель может выпускать качественную продукцию в таком сегменте, то он будет чувствовать себя достаточно стабильно. Ассоциация производителей очень полезна, поскольку позволяет отстаивать свою позицию на различных уровнях и в различных спорах, и объединенные усилия рано или поздно приведут к положительному результату", — говорит господин Сафонов.
Елена Хромова, партнер BDO в России, считает, что заявленная сумма инвестиций в расширение сети "1000 и одна сумка" с учетом привлечения франчайзи выглядит вполне обоснованной. "Однако уже существуют аналогичные всероссийские сети, широко представленные в России, поэтому конкуренция при открытии новых магазинов будет для "1000 и одной сумки" достаточно серьезной", — говорит госпожа Хромова. По ее мнению, консолидация производителей кожгалантереи при создании всероссийской профессиональной ассоциации будет уместна. "Вступление России в ВТО стало серьезным вызовом для отечественной легкой промышленности, которая и так переживала не лучшие времена. Поэтому объединение производителей кожгалантереи вполне может помочь им противостоять влиянию зарубежных рынков", — считает Елена Хромова.
По оценке Кирилла Куриленко, аналитика инвестиционной компании БФА, эффективность ассоциации производителей кожгалантереи зависит от того, какие компании войдут в нее. "Не уверен, что ассоциация сможет лоббировать решение вопросов импорта и госпошлин, поскольку для этого у них будет недостаточно денег и административного ресурса. Однако это положительная тенденция, что бизнес хочет объединять свои усилия для цивилизованного решения своих вопросов", — полагает Кирилл Куриленко.
По оценке аналитиков, объем российского рынка сумок сейчас находится на уровне 350-400 млрд рублей.
Читайте также
Просим франчайзеров анонимно ответить на вопросы о Вашей сети и Ваши ответы будут участвовать в общем исследовании рынка франчайзинга
Продолжаем знакомить вас с командой Coffee Machine — она энергична и по-прежнему молода душой, несмотря на уже серьёзный по меркам бизнеса возраст. Нам важно находиться в постоянном поиске новых идей и подходить к делу творчески — а дело не ограничивается рабочими процессами, для многих ребят это стиль жизни. Сегодня мы хотим рассказать об одном таком творческом человеке.