подобрать франшизу
Все статьи

"Арпиком" на диете

  • Автор: Екатерина Геращенко, Халиль Аминов
  • Издание: Газета КоммерсантЪ

Ресторанный холдинг "Арпиком" (сети Goodman, "Колбасофф" и "Филимонова и Янкель"), принадлежащий основному владельцу Уральского горно-металлургического комбината (УГМК) Искандару Махмудову, не откроет ни одного нового ресторана до конца года. Из-за снижения доходов населения число посетителей ресторанов падает, а сами заведения вынуждены придумывать более демократичные концепции.

В этом году "Арпиком" не откроет ни одного ресторана (последний Goodman открылся в декабре 2014 года), сообщил "Ъ" гендиректор холдинга Михаил Макаров, добавив, что "сейчас это не оправданно". До прихода в "Арпиком" в начале 2015 года топ-менеджер занимался развитием сети "Чайхона N1", и владелец "Арпикома" поставил перед ним задачу сохранить хотя бы имеющееся количество заведений. Сейчас холдинг управляет 22 ресторанами (12 Goodman в Москве и по одному в Новосибирске и Киеве, шесть "Колбасофф" и два заведения "Филимонова и Янкель"), кейтеринговой службой и кулинарной академией. Параллельно продолжает развивать "Единую сеть питания" (поставляет питание для поездов "Сапсан") и производство полуфабрикатов "Комфис".

Совладелец УГМК Искандар Махмудов получил полный контроль над бизнесом "Арпикома" в 2014 году: к этому времени основатель холдинга Михаил Зельман уже обосновался в Лондоне, где развивает свою сеть Burger & Lobster. Господин Махмудов был давним инвестором "Арпикома". Холдинг владел мастер-франшизой сети закусочных Wendy`s, но проект не был реализован в полном объеме. У "Арпикома" была идея продавать франшизу на развитие в регионах ресторанов своих брендов. "Но желающих купить франшизу в нашем сегменте, вложив около $1 млн (инвестиционная цена ресторана Goodman "под ключ") очень мало",— признается Михаил Макаров. В 2014 году в сфере общепита насчитывалось около 200 франчайзинговых концепций — на 11,5% больше, чем годом ранее, но особого спроса не было, за исключением фастфуда, соглашается гендиректор компании "Франкон" Нина Семина.


Теперь "Арпиком" должен сохранить, а в некоторых случаях даже снизить средний чек, несмотря на продуктовую инфляцию. Господин Макаров говорит, что средний чек в Goodman с 2014 года неизменно составляет 1,8 тыс. руб., в "Колбасофф" — 1 тыс. руб. Но по нынешним меркам такие чеки — высоки, чтобы удержать поток посетителей, рестораторы придумывают наиболее демократичные концепции при среднем чеке в 500-650 руб., говорит совладелец Ginza Project Дмитрий Сергеев. Господин Макаров отмечает, что в ресторанах их холдинга количество посетителей сократилось на четверть. Но он это связывает со сменой поставщиков продукции — с иностранных на российских.

Рост оборота рынка общепита в России замедлился два года назад. По данным Росстата, в 2013 году по отношению к 2012-му он составил 4%, по итогам 2014 года — 1,6%. Оборот общественного питания в России в 2014 году составлял 1,2 трлн руб., из которых 174,1 млрд руб. пришлось на Москву. Количество ресторанов стало уменьшаться еще два года назад: если в 2012 году Росстат насчитал по стране 49,4 тыс. ресторанов, то в 2013 году — уже 48,3 тыс.

Рынок общепита зависит в том числе от арендной ставки. Сейчас владельцы помещений охотно снижают рестораторам ставки на 20-25%, отмечает управляющий партнер Blackwood Константин Ковалев. Но остается проблема падения доходов населения, из-за чего сокращаются расходы на еду вне дома, добавляет гендиректор Restcon Елена Перепелица. По данным Росстата, в январе-апреле реальные располагаемые доходы населения упали на 2,2%, тогда как за весь 2014 год — на 0,8%. Из-за снижения спроса закрывались даже успешные проекты. Так, например, у сети Red Espresso Bar, открытой в Москве в 2010 году акционерами израильской сети кофеен Aroma Espresso Bar и совладельцами ресторана "Балкон", из восьми заведений осталось только одно. А ООО "Ред кафе менеджмент", управляющее Red Espresso Bar, прекратило свою деятельность в мае 2014 года, указывается в базе "СПАРК-Интерфакс".


Франшизы в сфере общественного питания

Читайте также

Международный сервис "Максим" предлагает франшизу владельцам таксопарков и людям, желающим открыть свое дело

С чем связан рекордный рост сети?

Он окончил московский институт химического машиностроения по специальности "инженер холодильных установок". По профессии работал недолго, но без холодильников вряд ли бы состоялся его бизнес.

Поздравляем! Сообщение отправлено!
Закрыть
Зарегистрироваться в каталоге Franshiza.ru