подобрать
Все статьи

Эко-бизнес на миллион долларов

  • Автор: Полина Русяева
  • Издание: Коммерсант Секрет Фирмы

Позади 128 км и полтора часа езды на машине. Рядом — экоферма "Коновалово". Типичный сельский пейзаж в желто-зеленых красках и обычные сельские запахи. По сравнению с неумолкающим городом здесь оглушающая тишина. На небольшом щите аккуратного деревянного забора, который окружает четыре гектара территории фермы, красуется портрет Александра Коновалова с приветственными словами. У входа нас встречает владелец фермы — такой же приветливо улыбающийся, как и на портрете. О ногу Коновалова трется бело-рыжий котенок Барсик.

— Сначала чаек с травками и медком попьем, а потом я вам покажу свои владения,— по-хозяйски решает Коновалов и направляется в сторону кафе.

Когда три года назад Александр Коновалов решил поменять офисную жизнь на деревенскую, друзья и знакомые поддержали его не сразу. "Ты сумасшедший! Как бизнесмен я тебя не понимаю,— вспоминает свою первую реакцию Владимир Довгань, бывший партнер Коновалова по MLM-сети "Эдельстар".— Но как друг, безусловно, поддерживаю". В 2009 году Коновалов построил близ деревни Степаньково свою ферму "Коновалово".

В свой проект Коновалов вложил около $1 млн собственных средств, почти 70% которых ушли на строительство, остальное — на покупку земли, оборудования, животных и на зарплату сотрудникам.

— Голландский племенной скот с первоклассными генетическими задатками,— говорит Коновалов, гладя черную облепленную оводами корову Цыганку. Если "среднестатистические" российские коровы дают 15 л молока в сутки, то Цыганка — до 30. Каждая корова, закупленная для фермы, обошлась предпринимателю в 80-100 тыс. руб., что почти втрое выше стоимости российского скота.

На ферме живут 35 овец, 30 гусей, 25 кроликов, 11 коз, 15 свиней, 10 коров, пять телят, по полсотни кур-несушек и бройлеров, по 20 уток и индюков, а еще пони по кличке Федор.

— Мы не применяем стимуляторы роста, гормоны, ГМО, инъекции, искусственные добавки, консерванты и другие химикаты,— утверждает Коновалов.

Коровы предназначены только для дойки. При этом ежемесячно на ферме "Коновалово" производят, например, по 150 кг свиного и куриного мяса, по 50 кг баранины и утки. Еженедельно на экоферме забивают теленка, поросенка или барашка, если набирается достаточное количество заказов.

Полевые работы

На самоокупаемость ферма вышла уже через полгода. Около 30-40% выручки ферма получает от экотуризма, столь популярного в мире, но пока не развитого в России. Никакой рекламы для привлечения туристов Коновалов не дает: все гости приходят либо по рекомендациям знакомых, либо найдя информацию в интернете. Почти каждый уик-энд "Коновалово" принимает желающих приобщиться к сельской жизни: на территории фермы расположены отель на 16 постояльцев, кафе на 30 "едоков", баня и пруд. Стоимость двухместного номера в отеле с завтраком — 3 тыс. руб. в сутки.

Вторая статья доходов "Коновалово" — продажа продукции (более 100 наименований) через собственный интернет-магазин и открытую в июне этого года в коттеджном поселке "Княжье озеро" на Новорижском шоссе первую розничную точку "Экокластер". Поначалу основными потребителями продукции были друзья и знакомые семьи, сегодня — более 170 постоянных покупателей, живущих в основном на Новой Риге, Рублевке и в Москве. Вроде бы немного, но при среднем чеке 2-3 тыс. руб. получается ежемесячная выручка около 900 тыс. руб.

Литр молока от "Коновалово" с доставкой на дом обойдется в 140 руб. Высокую стоимость продукции Коновалов объясняет дорогой экоинфраструктурой фермы, большим количеством ручного труда и более дорогими расходными материалами. Однако рентабельность производственного бизнеса экофермы, по словам самого Коновалова, составляет 30-35%. Это еще одно объяснение, почему фермерское молоко в три раза дороже пакетированного.

К концу 2010 года Коновалов вышел на оборот 600 тыс. руб. в месяц. Это был переломный момент. Его ферма приблизилась к максимальным объемам производства. Что дальше?

Теоретически можно расширять площади и увеличивать поголовье, но тогда "Коновалово" из небольшого семейного хозяйства превратится в "очередной агрокомплекс". Коновалов этого категорически не хочет:

— Я должен буду увеличивать штат, обучать персонал, закупать оборудование, строиться, уделять дополнительное время всем этим вопросам.

Самое главное — дальнейшее расширение требовало новых инвестиций в землю, животных, строительство. В июне прошлого года Коновалов нашел решение: принялся создавать объединение "Экокластер", под флагом которого начал собирать единомышленников. Правда, вместо одной своей фермы ему теперь приходится контролировать десятки. Зато при минимальных инвестициях получается куда больший доход.

Копеечка к копеечке

Идея "Экокластера" проста: под единым брэндом собрать продукцию небольших фермерских хозяйств, которым поодиночке дорого продвигать свои товары. Нужно было решить две ключевые задачи: создать брэнд и найти партнеров.

С первым пунктом предприниматель справился за вечер. И хотя бизнесмен уверяет, что его друзья Владимир Довгань и Андрей Коркунов, основатель шоколадной фабрики "А. Коркунов", не имеют отношения к идее, частью торговой марки "Экокластер" Коновалов сделал в прямом смысле себя — на продукции объединения красуется тот же самый портрет, что и на входе на экоферму.

"Человек-брэнд — хорошая стратегия, — считает Алексей Фадеев, творческий директор агентства Depot WPF.— Когда покупатель переплачивает в десять раз за продукт, он должен убедить себя, что это того стоит. Такие покупки может позволить себе серьезная и циничная публика, поэтому рассказывать им про родниковую воду и заботливые руки крестьянок бесполезно. В этом случае персональная ответственность владельца брэнда является некоей гарантией качества".

Сложностей с поиском партнеров тоже не возникло: к тому моменту имя Коновалова уже было известно рынку. По воспоминаниям нескольких участников "Экокластера", изначально к Коновалову они относились как к "бизнесмену-дауншифтеру, которому, похоже, все удалось", как к "автору нескольких прикольных книг про эко", к "парню, который постоянно светится в прессе". За первые три месяца в ряды "Экокластера" вступили три десятка партнеров, сейчас их 76, две трети — производители экологически чистых продуктов питания, косметики, товаров для дома и т. д., остальные — дистрибуторы. Всего участники "Экокластера" сегодня предлагают почти 450 различных наименований товаров. Для сравнения: в магазинах "Био-маркет", принадлежащих корпорации "Органик" Николая Цветкова, представлено около 2,5 тыс. наименований продукции.

В штате предпринимателя два обученных Коноваловым инспектора, которые изучают у будущего партнера всю цепочку производства — она должна соответствовать 80-страничному сборнику экостандартов, придуманных Коноваловым. Проверка фермы занимает один-два дня. Запланированы как обязательные перепроверки раз в год, так и внеочередные — если возникнут вопросы по качеству продукции.

Если проверка проходит успешно, Коновалов подписывает с партнером договор, в котором оговорены технологии производства будущей продукции для "Экокластера", а также цены, сроки и объемы поставок. Партнеры платят Коновалову по 5 тыс. руб. в месяц за размещение информации о своих продуктах на сайте объединения. Кроме того, основателю "Экокластера" достается розничная наценка на партнерскую продукцию 30-35%. Производитель может реализовывать дополнительные объемы продукции под брэндом "Экокластер" и самостоятельно — за 15-процентную комиссию с продаж.

В августе этого года бизнесмен решил повысить экостатус своего объединения и привлек армянскую компанию Ecoglobe, которая будет сертифицировать продукцию "Экокластер" как органическую. Стоимость услуг Ecoglobe — около 30 тыс. руб. в год за одно товарное наименование "Экокластера". Это втрое дешевле услуг компаний из Евросоюза.

С марта по июнь этого года суммарный объем продаж "Экокластера" составил около $1 млн. Почти треть этой суммы пришлась на ферму Коновалова (доходы от ее реализации распределены между двумя юрлицами в зависимости от каналов сбыта — КФХ "Экоферма "Коновалово"" или ООО "Экокластер"). По планам бизнесмена, годовой оборот объединения по итогам 2012-го должен составить $6-8 млн, для чего Коновалов ищет новые каналы сбыта. Так, до конца года откроются еще два розничных магазина "Экокластер" (оба по франшизе). К тому же в августе этого года Коновалов подписал соглашение о продаже молочной продукции в сети "Био-маркет".

По расчетам СФ, уже сейчас ежемесячный заработок Коновалова на продукции партнеров по "Экокластеру" сопоставим с доходами его фермы. Похоже, масштабирование фермы "Коновалово" прошло успешно.

Читайте также

Говорят, что дружба и бизнес – понятия несовместимые. Однако далеко не всегда стоит верить стереотипам

Франшиза помогает быстрее запустить бизнес, не совершать грубых ошибок на старте, но управление компанией под чужим брендом никакой гарантии от неверных шагов не дает...

Что делать с деньгами в сложный период? Можно ли заработать не вкладываясь в валюту? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в статье.

Поздравляем! Сообщение отправлено!
Закрыть
Зарегистрироваться в каталоге Franshiza.ru