Еда под заправку
- Автор: Анна Рождественская
- Издание: HoReCa
Сетевые автозаправочные комплексы традиционно расширяют спектр услуг, включая в свое предложение продажу готовой еды, магазин сопутствующих товаров и мойку автомобилей. В США выручка, которую приносят дополнительные услуги, составляет 65–75% от общего оборота АЗС, в Европе – около 60%. С недавних пор бензоколонки организовывают и полноценные точки питания, благодаря чему владельцы получают существенную прибавку к выручке и лояльных клиентов.
Топливо для людей
В России точка питания при бензоколонке, как правило, представляет собой небольшой кафетерий под вывеской автозаправочной станции (ТНК, «Роснефть», «Газпромнефть»). Некоторые игроки рынка связывают неразвитость этого сегмента рынка прежде всего с низкой конкуренцией между сетями АЗС и отсутствием у этого самого потребителя привычки к подобному сервису. Однако полноценная точка питания способна привлечь автомобилистов и удовлетворить их спрос на быстрое и качественное питание. Затраты на открытие заведения будут существенно ниже, чем если бы это было самостоятельное заведение фаст-фуда.
Кафе на АЗС отличается небольшой площадью, ограниченным количеством посадочных мест, небольшим меню и максимально оперативной работой персонала. Фаст-фуд может быть организован внутри комплекса АЗС либо на ее территории в отдельно стоящем здании (drive in).
Предприятие питания может работать на собственной или арендуемой площади. Естественно, первый вариант предпочтительнее, т.к. подобная синергия может дать хороший результат, привлекая клиентов на заправку. Во втором случае необходимо более тщательно подходить к выбору стратегического партнера, внимательно изучать финансовые условия, посещаемость АЗС, план ее развития и рекламные возможности.
На загородных АЗС точка питания работает как полноценная бизнес-единица. Часто она является причиной остановки водителя, а покупка топлива совершается по принципу «заодно и заправлюсь». На городских АЗС, напротив, наибольшее количество покупок в кафе совершается по принципу «заодно и перекушу». Соответственно, кафе за чертой города будет более доходным. Но и в том, и в другом случае наличие точки питания решает главную задачу – увеличение продаж топлива. «Появление кафе в первую очередь выгодно владельцу заправки. Так, количество продаж топлива на АЗС, на которых появляется точка Subway, в течение года увеличивается от 10 до 60% (в среднем 10–15%)», – рассказал Андрей Попов, консультант по развитию бизнеса компании Subway.
Первопроходцы
В США и Европе широко распространена практика организации франчайзинговых точек питания на АЗС. В условиях ограниченных технологических процессов и времени обслуживания выигрывают концепции, предлагающие сэндвичи, гамбургеры, выпечку и пиццу. В перспективе 3–4 лет мировые франшизы можно будет купить и в России, поэтому уже сейчас можно присмотреться к лидерам рынка.
Так, анонсируется старт продажи франшизы американской сети Wendy`s для регионов России – с середины 2013 года, и приоритетным форматом развития будут именно АЗС (инвестиции в одно заведение, по экспертным оценкам, составят около 250 тыс. долл.). Wendy`s входит в число самых крупных сетей фаст-фуда – 6650 точек в США и еще 27 странах мира. В начале 2010 года мастер-франшиза на Россию была выкуплена российским ресторанным холдингом «Фуд сервис капитал». Первый ресторан в России открылся в июне 2011 года в ТЦ «Капитолий» на проспекте Вернадского. На сегодняшний день открыто 7 заведений. Российский мастер-франчайзи планирует за 10 лет довести количество ресторанов до 180–200.
Наиболее подходящим проектом для работы при АЗС можно назвать Subway. Сеть включает в себя 36500 предприятий общепита в 99 странах мира. Более 4000 заведений работают в формате придорожного кафе или кафе в составе автозаправочного комплекса. Франшиза, адаптированная к России, доказала свою эффективность. «В России этот формат стал привлекать предпринимателей, развивающихся по франшизе, в последние два года – за это время открылись двенадцать Subway в составе АЗС (4% от общего количества Subway в России). Формат продолжает активно развиваться, и доля его в нашей стране будет увеличиваться. Уже сейчас на стадии открытия семь новых франчайзинговых заведений на АЗС и параллельно ведутся переговоры с федеральными операторами сетей заправок о долгосрочном партнерстве», – комментирует Андрей Попов, консультант по развитию бизнеса компании Subway Russia. Открытие Subway обойдется в сумму от 3 млн рублей.
Существует много удачных концепций, функционирующих в рамках АЗС, но привлечь их в Россию довольно тяжело из-за больших временных и материальных затрат для мастер-партнера. Как правило, переговоры с иностранными компаниями затягиваются до нескольких лет, и даже после удачного исхода переговоров требуется адаптация франчайзинга к российским реалиям и законодательству. Кроме того, приобрести западную франшизу на одну-две точки практически невозможно – вы будете обязаны по договору открывать новые точки в соответствии с жестким графиком, и формат этих точек, скорее всего, не будет ограничиваться только форматом АЗС. Поэтому наиболее оптимальным выбором для инвесторов является франшиза, уже вышедшая на российский рынок или «коренная» российская концепция. Перечислим имеющиеся варианты.
«Стардогс» на сегодняшний день насчитывает около 500 точек в России и Украине, 120 из которых расположены именно на АЗС. Преимущества: минимум площади, необходимой для торговли хот-догами, а также сам продукт и ценовая политика. Инвестиции в открытие начинаются от 150 тыс. рублей.
KFC – мировой гигант фаст-фуда и логическое продолжение развития бренда «Ростикс», а позднее «Ростикс–KFC» в России. Данная франшиза работает на заправках в формате «Драйв ин». Вложения требуются достаточно серьезные – от 700 тыс. долларов в одну точку. Паушальный взнос – 46900 $, роялти – 6% от объема продаж, маркетинговый фонд – 5%.
Carl’s Jr. – крупная сеть ресторанов быстрого обслуживания, представленная более чем 1000 точками в США, Мексике, Сингапуре и России. Carls’Jr. является первой в России бургерной сетью ресторанов быстрого обслуживания класса премиум. Характерно обслуживание официантами. Компания озвучивает возможность открытия ресторанов своих франчайзи на АЗС, но будет ли востребован формат премиальных бургеров на бензоколонках?
Все больше и больше концепций начинают предлагать свои франшизы в этом сегменте, есть даже случаи адаптации форматов больших полноценных ресторанов под небольшое кафе в рамках автозаправочных комплексов. У точек общественного питания на АЗС большое будущее, и с учетом своей специфики формат безусловно будет развиваться. В этом заинтересован как потребитель, так и собственно владелец АЗС.
Изучите франшизы фаст-фуда и среди них обязательно найдется подходящий проект