"Настоящая пекарня" собрала истории женщин, открывших пекарню, не имея опыта. Они показали, что место женщины там, где она приняла решение себя реализовать.
Франчайзинг vs коронавирус
- Автор: Franshiza.ru
- Издание: Franshiza.ru
Коронакризис: первые итоги
На 25 апреля франчайзинговые сети уже потеряли около 15% своих франчайзи. Цифра сильно варьируется в зависимости от сегмента и региона. Сильнее всех пострадала непродуктовая розница, связанная с закупками в валюте. Она же оказалась самой сложной с точки зрения переговоров с арендодателями, которые иногда не готовы предоставлять какие-либо арендные каникулы. В итоге около 30% франчайзи в сегменте предпочли не накапливать убытки и прекратить деятельность.
70% франчайзинговых сделок, запланированных на конец марта - апрель, были отменены или перенесены на неопределенное время.
Скорость падения
Все сервисы статистики запросов ведущих поисковиков фиксируют в апреле падение количества запросов, связанных с франчайзингом в 2,5-3 раза по сравнению с началом марта. Сильнее всего «просел» интерес к тем сферам, которые очевидно пострадали от кризиса (франшиза ресторана, франшиза магазина, франшиза детского сада и т д). При этом есть сегменты, которые на фоне коронакризиса стабильны или вовсе растут.
Интерес к франчайзингу
Активность в каталоге franshiza.ru пострадала в целом значительно меньше, чем конкретные поисковые запросы за счет смещения интересов и увеличения доли инвесторов, которые пока не определились со сферой бизнеса.
Появилось такое направление поиска как «антикризисная франшиза». Многие франчайзеры позиционировали себя так с конца 2019 года, но только сейчас это стало трендовым запросом от инвесторов. Фиксируется увеличение интереса к «франшизам онлайн» и «интернет франшизам».
Направления франчайзинга
- На 25% увеличился спрос на франшизы небольших форматов супермаркетов.
- Многократно увеличился спрос на франшизы, связанные с банкротством и микрозаймами – это те сферы, которые всегда во время кризиса показывают рост.
- Франшизы аптек продолжают набирать популярность , количество заявок на них в апреле 2020 выросло в 3 раза по сравнению с количеством заявок в апреле 2019 год.
- Увеличился спрос на франшизы сервисов доставки товаров и пункты выдач.
- Спрос в общественном питании сместился в сторону проектов, которые позиционируют себя как сети с сильной составляющей доставки.
- Практически не сократилось количество заявок на франшизы алкогольной продукции и разливного пива, но спрос в сегменте не вырос.
Т.о. увеличился спрос на франшизы в тех сферах бизнеса, которые показали себя как антикризисные в сложный для бизнеса период в условиях тотальной самоизоляции.
География коронакризисного франчайзинга
Регионы по-разному реагируют на сложившуюся ситуацию. Самое большое падение интереса к франчайзингу фиксируется в Хабаровском крае, Томской, Омской областях и в Башкирии – там франчайзинг потерял более 50% своей аудитории. Данные регионы реагировали с запозданием в несколько недель по сравнению с Москвой и Петербургом, но падение оказалось гораздо глубже.
Регионы центральной России и Черноземья показали небольшое снижение активности в пределах 15% ( Ивановская, Костромская, Ярославская, Орловская, Тульская и другие).
Москва "потеряла" 23 %, а Санкт-Петербург - 35% от "докарантинных" показателей, при этом есть прирост в некоторых городах Московской области, что может быть связано с релокацией инвесторов из офисов в квартиры или на дачи. (например, Королев +5%, Дмитров +9%, Щелково +6%). Самый сильный спад экономической активности наблюдается в Домодедово - 60% (что вполне объяснимо отраслевой занятостью населения) и в Подольске – 62%.
При этом есть регионы, которые показали рост: Самарская область выросла на 35%, Красноярский и Приморский край, Чеченская республика, Дагестан, Калмыкия показали прирост до 15%.
Можно выделить еще одну тенденцию: города с населением до 400 тысяч человек меньше «просели», чем крупные города. Это, безусловно, зависит от общих настроений и уровня скепсиса к пандемии.
Довольно сильно упал интерес к франчайзингу в курортных городах и моногородах (например, Геленджик – 70%, Сочи – 42%). Единственным исключением являются курорты Кавказских Минеральных Вод: Ессентуки, Пятигорск, Кисловодск, которые показали рост интереса, причем именно к франшизам товаров и услуг, ориентированных на местное население, а не на туристическую отрасль. Данная тенденция связана с переориентацией бизнеса на внутренние потребности городов.
Среднее падение интереса к франчайзингу в мегаполисах: – 23-37%.
Возраст
Cамый большой отток среди интересантов франчайзинга наблюдается в возрастной категории 25-34 года. Это категория инвесторов, которые чаще всего обращают внимание на медийное позиционирование франшиз и обещание успешности, а открываются в большинстве случаев на кредитные средства, либо привлекают инвесторов на проект.
Наблюдается большой прирост в категории 55+ ( прирост более 60%), это зрелые люди, которые внимательно изучают информацию, открываются, как правило, на собственные накопленные средства и рассматривают открытие франшизы как альтернативу наемному труду. Мера вынужденная и связана с движениями на рынке труда, ведь первыми под увольнения попадают именно люди предпенсионного возраста.
Активности инвесторов в категории 45-55 лет осталась на уровне высокого делового сезона, в ней изменений нет. В категории инвесторов 35-44 снижение активности фиксируется, но не такое значительное, как в категории 25-34.
Инвестиции
По-прежнему наибольшее число инвесторов готовы рассматривать открытие бизнеса с инвестициями до 1 млн. Это альтернатива самозанятости и тот капитал, которым начинающие бизнесмены готовы «рискнуть». В абсолютном выражении количество «малобюджетных» инвесторов практически не изменилось с начала 2020 года, но в структуре за счет сокращения других инвестиционных категорий, их доля увеличилась с 56% до 65%.
Сильнее всего пострадала категория инвесторов, готовых вкладывать от 2 до 6 млн рублей. При этом количество инвесторов, оперирующих суммами 10 млн рублей и выше в абсолютном выражении осталась ровно на уровне февраля 2020 года.
Потребность в информации
Увеличился запрос на обзорные материалы, на личные консультации и экспертные мнения. В условиях наличия времени инвесторам интересно лично общаться, задавать вопросы, аккумулировать информацию.
Многие франчайзеры, пытаясь сохранить хоть какую-то динамику развития сети устраивают акции и распродажи франшиз, но большинство сегодняшних заявок на франшизы – это «игра на перспективу». На сделку прямо сейчас готовы выходить только инвесторы, которым срочно необходимо переориентировать освобождающееся помещение или те действующие франчайзи, франчайзер которых оказался в ситуации остановки поставок товара или услуг. Актуальным выглядит сильное предложение на конверсионный франчайзинг.
Позиция франчайзеров
- Большинство франчайзинговых систем отменили своим франчайзи фиксированные выплаты на время карантина и восстановления.
- Огромное значение приобретает поддержка франчайзером франчайзи: самой большой помощью оказывается участие в переговорах с арендодателями франчайзи по арендным каникулам или снижению платежей.
- Франчайзеры продумывают антикризисные меры, экстренно расширяя список товаров и услуг франчайзи, либо добавляя онлайн составляющую (системы доставки, онлайн-обучение для детских центров).
- Важным становится постоянный контакт с франчайзи: чтобы не допустить выхода партнеров из сети, многие франчайзеры устраивают объемные программы обучения для персонала партнеров, помогая сохранить «боевой дух» команды, повысить квалификацию и настроить на будущую работу.
Прогноз franshiza.ru
Эксперты franshiza.ru прогнозируют, что рынок франчайзинга значительно сократится как по количеству франчайзи, так и по количеству франчайзеров. Но те франчайзинговые системы, которые смогут выжить за счет быстрой адаптации концепций, оптимизации бизнес-процессов, поддержки сети, нацеленности на помощь партнерам, будут чувствовать себя на рынке весьма уверенно и даже смогут получить дополнительный прирост сети за счет конверсии (перехода под бренд) франчайзи бывших конкурентов.
РЕКОМЕНДАЦИИ ФРАНЧАЙЗЕРАМ
- Анализируйте изменение Вашей ЦА, подумайте, за счет чего Вы можете расширить круг потенциальных партнеров (смещение акцента на менее крупные города, привлечение аудитории 45+ и т д).
- Продумайте программу конверсионного франчайзинга (мы прогнозируем движение франчайзи от более слабых или закрывающихся сетей в сторону более устойчивых) - льготные условия вступления в сеть, минимизация расходов на ребрендинг. Такая программа у сети должна быть.
- Старайтесь предложить гибкие условия за счет введения новых форматов: лучше не давать большие скидки на франшизу всем, лучше ввести временные форматы, или более гибкую разбивку форматов в зависимости от численности населения городов ( там, где это возможно).
- Делайте акцент и в текстах и в фотографиях на то, что сейчас имеет актуальность: онлайн, интернет, доставка. Например, если у Вас детский центр и на фото детки в тесном кругу, попробуйте временно заменить фото на ребенка рядом с компьютером. Психологически на сегодняшний день это воспринимается лучше. Рассказывайте о технологиях, о возможностях, об адаптивности франшизы, о сотрудничестве с агрегаторами, пунктами выдачи, интернет-платформами и т д.
- Думайте, как расширить список товаров и услуг ваших франчайзи (даже Додо пицца ввела для франчайзи возможность продажи масок и антисептиков) - все, что может увеличить оборот или отразиться на лояльности потребителей и поддержать партнеров.
- Более чутко, чем раньше, прислушивайтесь к просьбам Ваших франчайзи. Старайтесь прорабатывать каждую их идею, сейчас время нестандартных решений и даже абсурдных продуктов. Все, что может помочь франчайзи, должно быть услышано.
- В материалах о франшизе рассказывайте больше о том, как вы помогаете действующим партнерам ( переговоры с арендодателями, предоставление отсрочек, отмена каких-либо платежей) - демонстрируйте гибкость, лояльность и заинтересованность.
- Рассказывайте о перспективах Вашего бизнеса после кризиса и изменения конъюнктуры.
Читайте также
Как создать интересное образовательное пространство и что в нем должно быть? "Полиглотики" поделились практическими советами по организации идеального образовательного центра – места притяжения детей от года до 17 лет.
Эдуард Кадыргулов, основатель сети "Вещь!", работающей на рынке одежды для среднего класса, сделал ставку на мультибрэндовость ассортимента своих магазинов. Поможет ли эта стратегия компании выжить в условиях экспансии монобрэндовых франчайзинговых сетей?